Команда фон дер Ляйен

Автор : Назар Бобицкий
29 ноября 20:09

Какие вызовы ожидают Украину с новым составом Еврокомиссии?

 

Новый состав Европейской комиссии готовится занять кабинеты с качественно новой программой.

В ней - ряд регуляторных новаций, преимущественно в экономической и технологической сферах, реализация которых не должна оказаться неожиданной для интересов Украины.

1 декабря мы простимся со знакомыми лицами президента Европейской комиссии (ЕК) Ж-.К.Юнкера и его коллег - комиссаров ЕС. Их места готовится занять новый состав комиссии, впервые в истории ЕС под руководством женщины - Урсулы фон дер Ляйен. Новый состав ЕК уже успели окрестить в международных СМИ "командой ФДЛ".

В Киеве внимание политиков и общественности приковано только к отдельным элементам и приоритетам команды ФДЛ. Как себя покажет преемник Федерики Могерини - новый высокий представитель ЕС в сфере внешней политики и безопасности испанский "тяжеловес" Жозеп Боррель? Насколько ЕК удастся получить повышенное финансирование (на 30%) на развитие отношений и помощь странам-соседям и другим приоритетным для ЕС регионам в рамках следующего многолетнего бюджета ЕС? Каким партнером Украины станет новый комиссар по вопросам европейской политики соседства и переговоров по расширению, еще вчера - политический назначенец венгерского премьер-министра Орбана Оливер Варгеи?

Но амбиции и задачи команды ФДЛ не ограничиваются только этими вопросами. И сюрпризы нового состава ЕК скрываются не только за персонами новых комиссаров. Это - лишь верхушка айсберга, заметная нам сквозь призму наших двусторонних отношений. Мы рискуем выпустить из поля зрения глобальные планы новой Еврокомиссии дать эффективный ответ новым глобальным вызовам сегодняшнего дня, среди которых:

1) риск паралича системы международной торговли ВТО и эскалация торговых войн с драматическими последствиями для европейского экспорта - одного из столпов европейской экономики; политический фактор Трампа как катализатора глобального торгового конфликта и фундаментальные причины этого конфликта, кроющиеся в дисбалансах торговых связей между основными торговыми игроками;

2) цунами китайского экспорта и инвестиций на европейский рынок и в стратегические секторы промышленности и инфраструктуры ЕС;

3) возможности и риски новых цифровых технологий, лидерство в которых Европа явно уступает своим стратегическим конкурентам;

4) "климатические изменения" - термин, который ученые-экологи, европейские "зеленые" партии и международные "прогрессистские" СМИ откровенно называют эвфемизмом и призывают говорить откровеннее - "климатический кризис".

Приоритеты нового политического цикла ЕК изложены в двух программных политических документах - "Новой стратегической повестке дня на 2019–2024 гг.", принятой Европейским советом 20 июня 2019 г., и "Союз, стремящийся к большему. Моя повестка дня для Европы", опубликованном от лица Урсулы фон дер Ляйен 16 июля 2019 г., незадолго до рассмотрения ее кандидатуры в Европейском парламенте. Первый документ можно охарактеризовать как консенсусный политический мандат лидеров стран - членов ЕС избранному ими кандидату на должность руководителя Европейской комиссии. Второй - его исполнительная интерпретация и политическое руководство к действию новому составу Комиссии.

В обоих документах изложены 5–6 приоритетов деятельности высшего исполнительного органа ЕС в следующем политическом цикле. Самые важные из них, с точки зрения их потенциальных рисков и возможностей для интересов Украины, - "Европейский зеленый курс" (European Green Deal), экономически-финансовый блок, где фигурируют такие важные термины-ориентиры, как "ІРО фонд", должность "главный координатор соблюдения торговых обязательств" (chief trade enforcement officer), блок "Европа в цифровое время" и блок "Европейский образ жизни".

На первый взгляд, приведенные приоритеты кажутся далекими от вопросов международного мира и безопасности, стратегической конкуренции между геополитическими центрами силы, ныне вновь определяющими международную повестку дня и оказывающими непосредственное влияние на судьбу Украины. Но надо учитывать два обстоятельства: 1) ЕС ограничен рамками собственных компетенций. В них сейчас не входят вопросы безопасности, но доминируют вопросы торговли, экономики и финансов; 2) именно за счет своего потенциала как торгового гиганта в 450 млн потребителей ЕС пытается компенсировать свою слабость "пигмея" в глобальной игре геополитических гигантов. Во многом ЕС имеет значительные шансы на успех.

Возьмем, к примеру, провозглашенный Европейский зеленый курс - пакет климатического законодательства, который должен быть представлен Комиссией в течение первых 100 дней действия своего мандата. Команда ФДЛ делает ставку на то, что в среднесрочной перспективе, если не раньше, глобальный климатический кризис станет фактором, с которым мы будем вынуждены считаться и приспосабливаться практически в каждом аспекте своей жизни. Фон дер Ляйен предлагает, чтобы ЕС первым из глобальных игроков адаптировался к грядущим климатическим реалиям. На это сориентирована концепция "первого климатически нейтрального континента", в котором углеродные выбросы в промышленности, аграрном секторе, транспорте и т.п. компенсируются комплексом технологических, бизнес- и регуляторных решений, направленных на минимизацию выбросов и уменьшение содержания углерода в атмосфере. Цель - снизить углеродные выбросы на 55% от уровня 1990 г. до 2030 г. Европейский зеленый курс - это распространение европейской системы торговли и ограничений эмиссий на судоходство и коммерческую авиацию. Это - поощрение затратных экологических инвестиций для таких энергоинтенсивных секторов, как металлургия или строительство. Важный банковский институт ЕС - Европейский инвестиционный банк - постепенно будет превращаться в "климатический банк", прекратив инвестировать в секторы, связанные с углеводородами. На внешней арене ЕС агрессивно будет продвигать одобрение амбициозных климатических целей всеми другими государствами мира.

Почему за реализацией этого курса следует следить украинским экспортерам, а следовательно - и правительству Украины? Очевидно, что на первых порах призывы ЕС сделать больше для климата могут оказаться "гласом вопиющего в пустыне", более того - нанести удар по конкурентности европейской промышленности. Благодаря многолетней целенаправленной работе с Брюсселем европейских металлургов ныне важное место в программе Европейского зеленого курса занимает идея "углеродного налога" на импорт. Уже сегодня влиятельный голос европейских сталеваров - европейская металлургическая ассоциация Eurofer - активно продвигает собственное видение структуры такого де-факто углеродного импортного тарифа на сталь из третьих стран. Видение Eurofer легко перенести и на другие климатически чувствительные секторы, которые, по странному совпадению, чувствительны для ЕС: животноводство, мясоперерабатывающую и молочную промышленность, производство пальмового масла и других пищевых добавок, деревообработку. Брюссель рассчитывает, что угроза нового торгового барьера на огромном европейском рынке заставит других международных игроков больше считаться с позицией ЕС.

Сейчас преградами на пути к реализации этой инициативы является ее несовместимость с принципами ВТО и, самое главное, - нехватка энтузиазма в некоторых новых государствах - членах ЕС, таких как Польша, где угольная энергетика продолжает занимать важные позиции. Вместе с тем в быстром прогрессе будет заинтересован Франс Тиммерманс - нидерландский политический тяжеловес, который в команде ФДЛ будет занимать ключевую должность первого исполнительного вице-президента ЕК, персонально ответственного за реализацию Европейского зеленого курса.

Другой пример - торгово-финансовый блок программы команды ФДЛ. В нем следует выделить два потенциально важных для Украины элемента. В сфере торговли команда ФДЛ намерена создать в рамках Комиссии отдельную высокую должность, которая может называться "главный координатор соблюдения торговых обязательств". В условиях фактического прекращения многосторонних раундов либерализации торговли в рамках ВТО ЕС вынужден продвигать и защищать свою торговлю с помощью разветвленной сети двусторонних соглашений. Сегодня в Брюсселе считают, что уровень соблюдения соглашений партнерами неудовлетворительный, благо инструментов обеспечения соблюдения в ЕС достаточно. Начало арбитражей - с Украиной, по вопросам моратория на экспорт леса, и с Кореей, насчет стандартов защиты прав работников, - стало первым прецедентом в практике двусторонних торговых соглашений ЕС. Как предусматривает Соглашение об ассоциации, невыполнении решения арбитража дает истцу право частично приостанавливать действие тарифных преференций зоны свободной торговли. Поэтому украинским экспортерам следует ожидать эффекта "рикошета" от появления новых "раздражителей" в торговых отношениях с Брюсселем, которые могут активно продуцировать неутомимые защитники отечественного производителя. Эффект "рикошета" может усилиться с приходом нового комиссара ЕС по вопросам торговли - бывшего комиссара по аграрным вопросам ирландца Ф.Гогана. Он с блеском прошел слушание в Европейском парламенте, в том числе и за… отличные достижения на предыдущей должности по защите интересов европейских аграриев на торговых переговорах с Японией, Канадой и блоком МЕРКОСУР. Аграрный сектор традиционно носит репутацию наиболее протекционистского в торговой политике ЕС.

Вместе с тем другие новации экономического сегмента программы фон дер Ляйен открывают потенциальные возможности для Украины.

Одна из них - государственно-частный фонд поддержки МСБ (малого и среднего бизнеса), известный как Фонд ІРО. Его задача - стать инкубатором для европейских "единорогов" - малых и средних инновационных стартапов, способных быстро набрать масштабную капитализацию на финансовых рынках за счет прорывной технологической идеи. ЕС в который раз пытается компенсировать отсутствие собственной Кремниевой долины и предотвратить дрейф талантов из Европы в США. Насколько передовым украинским антрепренерам, инвестирующим в инновационный бизнес-гений украинской молодежи, удастся заинтересовать этот фонд? Насколько нашему правительству удастся убедить Комиссию распространить мандат фонда на страны "Восточного партнерства"?

В сфере цифровых технологий команда ФДЛ хочет сфокусировать инвестиционную и регуляторную поддержку на двух ингредиентах следующего инновационного прорыва - искусственном интеллекте (АІ) и "больших данных" (big data). Подходы новой Комиссии к цифровой тематике активно будут использовать арсенал политики ЕС в сфере конкуренции и защиты прав потребителей. Приоритетом определена разработка единых европейских правил использования АІ, массивов данных для защиты потребителей, конкуренции и общественного порядка, определение европейских стандартов деятельности и правовой ответственности цифровых, прежде всего социальных сетей, создание общего европейского подразделения кибербезопасности (joint Cyber Unit). Украина является перспективным партнером для ЕС по меньшей мере в сфере кибербезопасности. Любопытно, что цифровым лицом команды ФДЛ станет другой вице-президент ЕК - политическая звезда Брюсселя, бывший комиссар ЕС по вопросам конкуренции Магрет Вестагер, получившая признание благодаря бескомпромиссной и в значительной степени успешной борьбе с монопольными злоупотреблениями таких мировых (преимущественно американских) технологических гигантов, как Google, Amazon и Apple.

В очередной раз в битве за ежедневное политическое или экономическое выживание мы рискуем пропустить the next big thing (следующую важную вещь) как в глобальных технологических инновациях, так и в инновациях политических и регуляторных наших соседей и партнеров.

Поэтому начало нового политического цикла в ЕС - прекрасная возможность выйти из собственной обычной, но ограниченной системы внешнеполитических координат, трезво оценить новую программу действий Европейской комиссии, попытаться ее синхронизировать с собственной. Ключевая роль в распознании такого the next big thing в отношениях с ЕС должна принадлежать системно мыслящему, ориентированному на мир украинскому бизнесу, способному предложить партнерство правительству в диалоге с Брюсселем.