Бразилия: Олимпиада в стране кризиса

Автор : Алексей Коваль
12 августа 23:02

Пока мы следим за состязаниями на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, бразильские политики участвуют в политическом "марафоне" по импичменту президента страны Дилмы Русеф, обвиненной в нарушении конституции.

 

Пока мы следим за состязаниями на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, бразильские политики участвуют в политическом "марафоне" по импичменту президента страны Дилмы Русеф, обвиненной в нарушении конституции.

На данный момент Русеф временно отстранена от власти. Однако к 29 августа законодатели должны окончательно определиться - поддерживают ли они выдвинутые против нее обвинения. Если две трети членов верхней палаты парламента страны скажут "да", процесс импичмента будет быстрым, и Русеф предстанет перед судом. Если вину ее не признают, Русеф восстановят в правах и должности. Но вероятность второго исхода минимальна. Не исключены и досрочные выборы - президента и парламента, если даже импичмент не сможет остановить политический кризис. Подозрения в причастности к коррупции выдвинуты и против исполняющего обязанности главы государства Мишела Темера, занявшего этот пост вместо Русеф в середине мая. Есть основания полагать, что Темер вступил в сговор с оппозиционными политиками, заинтересованными в смещении Русеф с поста главы государства.

Жертва заговора или коррупционер?

Дилма Русеф сожалеет о том, что не смогла наблюдать открытие XXXI летних Олимпийских игр из президентской ложи на стадионе "Маракана" в Рио. За несколько часов до открытия Игр комиссия Федерального сената (верхней палаты парламента) Бразилии по импичменту президента постановила, что факты, изложенные в 440 страничном докладе по расследованию злоупотреблений главы государства, не оставляют сомнений, что "речь идет не о нарушении финансовых процедур, а о настоящем нарушении конституции". Русеф обвиняют в том, что она несколько лет подряд допускала незаконные финансовые операции при распределении бюджетных средств. Так, в 2014 г. (перед выборами на пост главы государства) она якобы восполняла дефицит бюджета за счет средств из пенсионного фонда. Таким образом она пыталась скрыть истинные объемы бюджетного дефицита.

Победив на выборах и получив новый четырехлетний мандат, Русеф в 2015 г. столкнулась с мощным кризисом. Страну потряс скандал в крупнейшей государственной энергетической компании Petrobras. Ее руководство причинило стране ущерб в 5,3 млрд долл. США за период 2004–2014 гг. Чиновники создали схему, по которой компания покупала подряды у заранее определенных строительных компаний по космическим ценам, за что руководители Petrobras получали откаты. Часть денег также шла на взятки и дорогие подарки политикам из правящей Партии трудящихся и госчиновникам, причастным к схеме.

Противники президента Бразилии говорят, что Русеф не могла не знать о хищениях в Petrobras, поскольку занимала пост министра энергетики в администрации своего предшественника Луиса Инасиу Лулы да Сильвы и в период 2003–2010 гг. была председателем управляющего совета этой нефтегазовой компании. Впрочем, данное обвинение пока ничем не подтверждено. Однако когда в марте 2016 г. дело с обвинением о "торговле влиянием" возбудили против самого Лулы да Сильвы (политического ментора самой Русеф), а Русеф начала его активно защищать, попытавшись назначить главой президентской администрации, политики из правящей коалиции и оппозиция начали кампанию против нее. При этом наибольшее рвение в запуске процесса импичмента президента проявил спикер нижней палаты парламента Эдуарду Кунья - сам фигурант дела о коррупции Petrobras, уличенный в наличии счетов в швейцарских банках (в июле он добровольно покинул свой пост).

Русеф подозревает спикера в сговоре с вице-президентом страны Мишелем Темером, который по конституции в случае импичмента займет ее место и будет президентом страны до 2018 г. В апреле с.г., еще до голосования парламента по вопросу импичмента Русеф, Темер записал "обращение к нации" с такими фразами, как будто решение об отстранении главы государства от власти уже принято в парламенте (хотя это произошло лишь 12 мая и всего на полгода). После этого "прокола" (аудиозапись обращения Темера по ошибке стала достоянием широкой публики) Русеф заявила о "заговоре против нее и государственном перевороте", но это не спасло ее от отстранения от власти и парламентского расследования.

Для Бразилии коррупция всегда была одной из самых существенных проблем, и даже демократическое правительство социалиста Лулы да Сильвы не смогло справиться с ней. В результате и правительство Русеф имеет все шансы стать жертвой этого явления.

Впрочем, в ряде стран Латинской Америки все происходящее в последние месяцы в Бразилии связывают с действием внешних сил. Дилма Русеф выступала против США, отношения с которыми у Бразилии испортились после громкого скандала в 2013-м, связанного с прослушиванием разговоров бразильских политиков Агентством национальной безопасности США. Русеф тогда обвинила Вашингтон в нарушении прав граждан своей страны, требовала специального расследования. Сегодня в Бразилии и ряде стран Латинской Америки бытует мнение, что скандалы, связанные с Русеф - это спецоперация Вашингтона. Об этом прямо заявил президент Никарагуа Даниэль Ортега. Президент Боливарианской Республики Венесуэла Николас Мадуро в мае назвал импичмент Русеф "абсолютно бесчестной интригой" и считает все происходящее "госпереворотом" с ярлыком Made in USA. "Это борьба олигархии и империализма против прогрессивных сил на континенте", - заявил Мадуро. Основанием для таких мнений стали данные Wikileaks. Исполняющий обязанности президента Бразилии Мишел Темер, председатель Партии бразильского демократического движения (ПБДД), был информатором Совета национальной безопасности США. В базе Wikileaks есть два его секретных отчета о внутреннем положении в Бразилии, которые он в 2006-м направил в посольство США, давая свои прогнозы по предстоящим выборам президента страны. Став у руля власти (хоть и временно), он за два летних месяца уничтожил многие из наработок предшественников-социалистов - ликвидированы министерства по вопросам прав человека, прав женщин, обеспечения расового равенства. Взята на вооружение либеральная экономическая стратегия, дающая преференции крупному бизнесу.

5 августа во время церемонии открытия Олимпийских игр в Рио Темера освистали прямо на стадионе. Его популярность на низком уровне, и более половины бразильцев считают, что если импичмент Русеф все-таки случится, Темер не может автоматически занять кресло главы государства: ради спасения демократии досрочные выборы нужно проводить уже в нынешнем году.

Почему у Бразилии не получилось?

Означает ли все происходящее бесславный конец бразильского проекта реформ, уникального для современного мира? Он проводился левыми более 10 лет и еще недавно рассматривался как модель возрождения для стран Южной Америки, которую готовы были наследовать соседи и даже (по ряду наработок) входящая вместе с Бразилией в объединение БРИКС Россия.

Инициатором революционных перемен был Луис Инасиу Лула да Сильва, правивший страной два срока - с 2003-го до 2011-го. Ему удалось, при сохранении либеральной макроэкономической политики, запустить масштабные социальные проекты, благодаря которым 12 млн беднейших семей смогли получать выплаты при условии, что их дети посещают школы и делают медицинские прививки - программа Bolsa Famіlia ("Семейный кошелек"). В результате этой и других программ число граждан, живущих в нищете, уменьшилось с 21,3% в 2002-м до 6,3% в 2012-м, сократилось неравенство в доходах, средний класс вырос стремительно, увеличилось потребление. Этим был обеспечен стабильный экономический рост, на который даже глобальный финансовый кризис 2008–2009 гг. не оказал разрушительного влияния. Однако проблемы у левых в Бразилии начались тогда, когда новый средний класс потребовал, чтобы власть занялась чисткой самой себя от коррупционеров, разорвала связь с олигархами.

Опыт бразильских реформ интересен потому, что он позволяет определить лимиты развития демократии в обществе, которое в 1985-м покончило с военной диктатурой и смогло существенно повысить благосостояние большого числа граждан. Второй урок, пожалуй, еще более важен. По опыту Бразилии видно, как быстро демократический режим, опиравшийся на широкий общественный консенсус в управлении страной, выродился в олигархическую демократию. Превратился в режим, который служит только тем, кто его спонсирует, и защищает интересы лишь кучки людей, считающих себя "элитой", и они ни при каких условиях не готовы уступить власть, влияние, лишиться возможности зарабатывать большие деньги, увеличивать свои доходы.

Демократия в понимании бразильских левых сил - это широкая представительская демократия, где интересы большинства граждан являются платформой и программой для правительства. Данную позицию отстаивал президент Лула да Сильва, бывший профсоюзный лидер, первый президент из рабочих, создатель социалистической Партии трудящихся. До нынешнего кризиса, начавшегося в 2013-м, власть была готова "учиться слушать голос улиц… и безошибочно и покорно принимать эти сигналы". Это уже цитата от Русеф.

Но будучи во власти, политики быстро отступают от идеалов, с которыми они завоевывали сердца избирателей. Избиратель легко меняет свои права и обязанности контроля над действиями власти на возможность сытно кушать и тратить больше денег. Еще президент Лула начал "конвертировать" практические достижения своих социальных программ в рост потребления и поддержку отраслей, стимулировавших это потребление. Правительство страны оказалось в ловушке и пошло в итоге на соглашение с олигархами, которые постепенно начали диктовать свои условия.

На примере Бразилии видно, что конкретные экономические меры (во многом революционные) не изменили тип государства и его отношений с обществом. Если государство функционирует не как совокупность публичных институтов, действующих по установленным и известным всем правилам, а как система клановой власти, контролирующая политическую сферу и самые прибыльные отрасли экономики, то рано или поздно это приводит к искажению экономических отношений и ухудшению положения наиболее уязвимых и бедных слоев общества.