Партия без регионов

Автор : Инна Ведерникова
31 января 20:45

Захваченные народом здания ОГА стали всего лишь символами побед, но не частью новой системы власти. Впрочем, как можно стать частью того, чего нет? Народная рада до сего дня все еще остается "потемкинской", иначе зачем ее фундаторам и членам ходить на заседания Рады Верховной?

 

Одним из ключевых факторов революции, заставивших власть, если не адекватно, то хотя бы более пристально взглянуть на ситуацию в стране и пойти на ряд уступок оппозиции, стали массовые протесты граждан в регионах страны.

На сегодня захваченными или под контролем народа являются здания десяти областных государственных администраций (Львовской, Волынской, Житомирской, Ровенской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Хмельницкой, Винницкой, Черновецкой, а также Полтавской областей). Черниговская и Закарпатская ОГА - заблокированы. В Киевской, Кировоградской и Херсонской областях проходят массовые протесты. В Сумской, Черкасской, Днепропетровской, Запорожской и Николаевской - форпосты президента решительно защищены, а протестующие были жестко зачищены правоохранителями и шпаной. Неколебимую верность президентскому штандарту хранят Донецк, Одесса, Луганск, Харьков и Крым.

Вне зависимости от того, как будет развиваться ситуация в свете уже достигнутых договоренностей между сторонами конфликта, жесткого давления мировых лидеров - как на допустившего подобный сценарий президента с его ключевым партнером Ринатом Ахметовым, так и на слабую оппозицию, не контролирующую потенциал "свободных радикалов" Майдана, события в областях все-таки расставили свои точки над "і".

Итак, уже сейчас можно констатировать, что Партия регионов и ее лидер, второе десятилетие к ряду паразитирующие на региональной идеологии, по сути, остались без реальной поддержки в большинстве регионов. Президент Янукович, с 2010 г. вещавший о предстоящей децентрализации власти, реформе местного самоуправления и системы государственного управления, потерял, как идеологическую, так и фактическую основу на местах. Поскольку при этом одинаково сильно затягивал удавку Семьи -как на западе, так и на востоке. Но если в западных и центральных регионах страны люди открыто выразили свой протест на улице, поддержав Майдан, то более аморфный восток сегодня сдерживают, пожалуй, только технологичные "пугалки" господина Тягнибока. В остальном на кухнях Востока ныне протестуют так же активно, как и на улицах Запада. О чем, в общем-то, не может не догадываться Виктор Федорович.

Даже тот факт, что президент понес потери в областях в ситуации, когда разобщенные оппозиционные силы подняли людей на местах только для облегчения переговоров в столице (лидеры сделали ставку лишь на символичные захваты зданий, а не на возможность получить реальную легитимную власть через сотрудничество с областными и местными советами), не отменяет краха ПР в регионах. Как, впрочем, лицемерия и несостоятельности оппозиции.

Однако, обо всем по порядку.

Для начала стоит напомнить, что в ситуациях, когда народ больше не хочет жить по-старому (о чем на Майдане в Киеве люди мирно пытались дать понять президенту аж два месяца), а власть не может управлять ни по-старому, ни по-новому, начинают действовать прямые статьи конституций. В нашем случае речь идет о ст. 5 Конституции Украины, где носителем суверенитета и прямым источником власти определен народ. Где право определять и изменять конституционный строй в Украине отдано исключительно народу и "не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами".

В то же время, что также отмечают и правоведы, в Конституции не урегулирован вопрос шагов народа в ситуации, когда, казалось бы, избранная им вчера власть никаким образом не реагирует на его требования сегодня. В этой связи, стоит сказать, что Майдан и создание альтернативной ВР - Народной рады, это своего рода вынужденное правовое народотворчество. Которое, впрочем, стало результатом многолетних халатных, а часто и преступных деяний наших политических элит, так и не построивших за 20 лет эффективного государства. Без коррупции и с одинаковым законом для всех. Янукович лишь туже "попередников" затянул удавку. Руками Семьи и силовиков.

И именно из этой точки-причины и растеклись по всей стране следствия: сначала мирный Евромайдан, потом радикализовавшаяся улица Грушевского, захваченные здания министерств, а теперь уже и областных государственных администраций, и, наконец, сегодняшняя черная туча тревоги, нависшая над каждой семьей - от Львова до Донецка - после принятия ВР закона об амнистии, который отвергли оппозиция и Майдан.

Так вот, несколько смягчить ожидаемый удар молнии, по мнению ряда экспертов и непосредственных участников происходящих событий, в том числе и в регионах Украины, мог бы легитимный (насколько возможно в этой ситуации) переход власти в руки Народной рады. Путем присяги новому органу всенародно избранных местных и областных советов. Что, собственно, было достаточно внятно обозначено рядом экспертов в публичных программах незадолго до боевого для Украины дня Крещения. Единственное условие успеха - плотная и искренняя работа с мэрами, местными и областными советами.

На самом деле для подобного варианта почва властью тщательно "удобрена". Что касается качества жизни простых людей, то об этом мы уже сказали. Незавидное, мягко говоря, качество, и терять людям, действительно, нечего. Мэры и депутаты, понятно, живут в несколько другой реальности. Которая, однако, при Януковиче стала менее радужной, нежели была до него. Изъятие бизнеса, многотысячные откаты, давление и поборы силовиков… Дальше продолжать? А чего стоит мэрская статистика? За три года после местных выборов 70 (!) неугодных власти мэров досрочно покинули свои посты. Что составляет 23% от общего количества. Обычно это цифра в силу разных причин - смерти, болезней - не превышала 2–3% за каденцию. Свой бульдозер Виктор Федорович вел, не останавливаясь.

Однако у оппозиции были другие планы. С одной стороны, действительно, телевизионная картинка, которую увидела страна 23 января, - с длинными колоннами бесстрашных протестантов, гранатами "Беркута" и спортивными фактурами "титушек", тяжелым ранением ни в чем не повинной двадцатилетней девушки в Черкассах, - не могла не впечатлить людей и не заставить до этого несгибаемого диктатора шагнуть к столу переговоров. С другой - все действия оппозиции оказались лишь удавшейся имитацией, заведомо обреченной на провал. Посеявшей, к тому же, в душах граждан предчувствие хаоса и анархии. Что недопустимо.

Вот что рассказывает непосредственный участник "победы" в регионах: "В какой-то момент стало понятно, что оппозиция не хочет реально расширять географию протеста. Просто захваты зданий без возможности принятия решений, а не работа с депутатами местных советов - это мина замедленного действия, изначально нелегитимная. Никто даже не попробовал и не попытался определить для каждого региона представителя от Народной рады, который мог бы давать гарантии и быть переговорщиком. Было предложение создавать комитеты Народной рады, но даже во Львове этого не сделали. Все свелось к попыткам отвоевать зоны влияния для своих людей, к каким-то нелепым разборкам. Никто не стал договариваться с мэрами, даже с Садовым и Минаевым, публично выразившими поддержку Майдану. Такое впечатление, что была сделана сознательная ставка на бунт, как элемент торга с властью ценою свободы и здоровья людей. Причем здоровья не местных депутатов, которые в большинстве своем бизнесмены, а активистов. Им предлагали провозглашать себя лидерами. Более того, в сложные регионы не приехали даже народные депутаты, хотя пик атак на ОГА пришелся на субботу".

В итоге, ситуация в регионах действительно была дестабилизирована, чем не преминула воспользоваться не только власть, натаскивающая "титушек", но и различные группы местного значения, как это произошло, например, в Днепропетровске, где, как утверждают злые языки, "бойцы" давних врагов - Корбана и Вилкула - активно повоевали друг с другом. В результате г-н Корбан в срочном порядке выехал за границу. Впрочем, как и его партнеры, которым принадлежал торговый центр, рекламная плазма которого, пытаясь пробить информацион-ную блокаду в городе, начала транслировать 5 канал.

Захваченные же народом здания ОГА стали всего лишь символами побед, но не частью новой системы власти. Впрочем, как можно стать частью того, чего нет? Народная рада до сего дня все еще остается "потемкинской", иначе зачем ее фундаторам и членам ходить на заседания Рады Верховной?

Справедливости ради стоит отметить, что не все квалифицированные наблюдатели оценивают ситуацию в регионах столь драматично. Так, Юрий Ганущак, бывший народный депутат, а также в свое время известный автор пакета всех вышеупомянутых региональных реформ, увидел и положительные ростки в происходящем хаосе. Автор, кстати, тоже их сразу увидела, когда Львовский облсовет поддержал Майдан и переподчинил себе областной исполнительный комитет. Мы ж об этом десять лет писали. Вот это реформа! Примеру Львова последовали еще несколько западных областей. Хотя это решение уже и опротестовано, по мнению Ганущака, путь в этой ситуации один: в захваченном здании может присутствовать уполномоченный Народной радой комиссар, который может быть признан легитимным облсоветом. И, собственно, от имени облсовета комиссар может осуществлять контроль над действием государственной администрации. На вопрос, возможно ли здесь обойтись без "шариковщины", Юрий Иванович пожал плечами, сославшись на то, что издержки у революции всегда будут. Однако при таком раскладе революционеры страхуются от риска развала страны, что возможно в случае, если на западе местные советы присягнут Народной раде, а на востоке - нет.

А если не присягнут и на западе? На самом деле проблема в том, что оппозиционные лидеры, мягко говоря, повсеместно не уверены в собственных депутатах. По нашей информации, присяга местных советов Народной раде действительно изначально задумывалась, как самая легитимная из возможных в развернувшейся ситуации. Однако она стала бы лакмусом не столько по линии запад-восток, сколько по линии многочисленных оппозиционных фракций на местах, которые давно едят из рук Партии регионов. Что ясно говорит о том, что уже много лет реформы откладываются не только в стране, но и в партиях. Они разлагаются так же быстро и уродливо, как власть. Не имея ни принципов, ни четких программ. Лучше меньше, да лучше. Читайте Ленина.

Что до сегодняшнего пульса регионов, то люди, порой, благодаря ледоколам от оппозиции безусловно, получили возможность выхода протестной энергии. Но пока не получили реальной перспективы изменения системы власти в стране и на местах. До реформ сегодня нет дела никому, это понятно. Но и серьезно отнестись к легитимизации завоеваний местных майданов в штабе киевского не захотели. Возможно, в будущем в стране и появится новая Конституция, которую в очередной раз выпишут известные юристы Партии без регионов. Центр в очередной раз худо-бедно между собой переделят, а регионы опять оставят в плену?