Отбор в Конституционный Суд начался: ждать или действовать?

Авторы : Юлия Кириченко, Богдан Бондаренко
03 ноября 20:19

Государство устраняется от оценивания соответствия будущих судей КС новым конституционным требованиям.

 

Практическая реализация положений конституционной реформы июня 2016 г. в части Конституционного Суда Украины началась только сейчас - осенью 2017-го.

Принятие 13 июля 2017 г. новой редакции Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" почти на год позже положенного срока наконец предоставило необходимые законодательные основания для начала реализации реформы. Так, для реализации конституционных новелл законодатель был вынужден установить новую процедуру отбора судей Конституционного Суда, согласно которой в ближайшее время в него должны быть назначены пятеро судей.

Напомним, что в Украине продолжается кризис конституционного судопроизводства, который, в частности, связан с пятью вакантными должностями судей Конституционного Суда. В подтверждение этого неутешительного вывода укажем на один из ключевых показателей: за 2017 год Конституционный Суд не утвердил ни одного решения и не предоставил ни одного вывода! Вакантные должности судей Конституционного Суда должны быть заполнены незамедлительно тремя субъектами формирования суда. Так, по квоте Верховной Рады, как и по квоте президента, должно быть назначено по двое судей, по квоте съезда судей - один судья КСУ.

В соответствии с положениями статьи 148 Конституции Украины, судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, владеющий государственным языком, на день назначения достигший сорока лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права по меньшей мере пятнадцать лет, высокие моральные качества и являющийся юристом с признанным уровнем компетентности. Кардинально новыми требованиями к судьям Конституционного Суда стали высокие моральные качества и признанный уровень компетентности юриста. И именно новая процедура отбора судей Конституционного Суда (конкурсный отбор), закрепленная в части третьей статьи 148 Конституции Украины, должна была бы обеспечить возможность определять соответствие кандидатур на должность судьи Конституционного Суда новым конституционным требованиям.

Но, к сожалению, по процедуре отбора, установленной Законом Украины "О Конституционном Суде", мы не видим возможности оценить соответствие будущих судей КСУ новым конституционным требованиям. Ведь закон нивелировал собственно "конкурсные основы" отбора, и, следовательно, не дает возможности отобрать лучших кандидатов.

Так, в соответствии со статьей 148 Конституции Украины, отбор кандидатур на должность судьи Конституционного Суда Украины осуществляется на конкурсных основах в определенном законом порядке. Конституционные изменения относительно установления конкурсных основ отбора судей Конституционного Суда были поддержаны Венецианской комиссией, в частности в п. 24 и п. 40 Вывода относительно изменений в Конституцию в части правосудия, предложенных Конституционной комиссией №803/2015 от 26 октября 2015 года.

В соответствии со статьей 12 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", отбор кандидатур на должность судьи КСУ на конкурсных основах относительно лиц, которых назначает президент Украины, осуществляет конкурсная комиссия, созданная президентом Украины; относительно лиц, назначаемых Верховной Радой Украины, подготовку отбора кандидатур на должность судьи КСУ осуществляет Комитет по вопросам правовой политики и правосудия; относительно лиц, назначаемых съездом судей Украины, такую подготовку проводит Совет судей Украины.

В соответствии с положениями статьи 12 Закона, конкурсная комиссия, Комитет, Совет судей Украины принимают заявления вместе с сопроводительной документацией от лиц, выказавших намерение занять должность судьи Конституционного Суда, устанавливают соответствие таких лиц определенным Конституцией Украины и этим законом требованиям, обнародуют их автобиографии и мотивационные письма, организовывают проведение относительно них специальной проверки. В соответствии с частью пятой указанной статьи по результатам изучения документов, сведений, предоставленных кандидатами, и собеседования с ними соответственно конкурсная комиссия, Комитет, Совет судей Украины принимают рекомендацию по каждому кандидату на должность судьи Конституционного Суда, а конкурсная комиссия и Совет судей Украины составляют списки (по меньшей мере втрое превышающие количество вакансий) кандидатов, рекомендованных на должность судьи Конституционного Суда, на основании которых парламент, президент и Съезд судей назначают судей КСУ.

Из описанного видно, что по данной процедуре происходит формальная проверка соответствия кандидатур законодательным требованиям, установленным для судьи Конституционного Суда. Еще более очевидным это становится, если сравнить указанную процедуру с конкурсным отбором для судей Верховного Суда. Из данного перечня - исключительно собеседование с будущим судьей КСУ, что позволяет установить дополнительную информацию, отличающуюся от предоставленной кандидатом. В Законе отсутствуют положения о проведении разнообразных тестирований (практических задач, психологических тестов и т.п.). Дает ли это возможность установить признанный уровень компетентности юриста? Вопрос риторический.

Несмотря на указанные законодательные пробелы, отбор судей Конституционного Суда уже осуществляется. И первым его тихо начала судебная ветвь власти. Более того, уже есть список кандидатов на должность судьи КСУ от Съезда судей, поскольку срок подачи документов для желающих стать судьей КСУ по квоте Съезда судей уже закончился.

Так, 7 сентября 2017 года Совет судей утвердил Решение №48 "О ходе подготовки по продолжению XIV внеочередного Съезда судей Украины после перерыва", которым объявила о начале конкурса. Подготовку к отбору кандидатур на должности судей КСУ (формальная оценка документов), которых назначает Съезд судей, осуществляет Совет судей. Съезд судей, в соответствии со статьей 15 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", по результатам "конкурсного отбора" (в кавычки взято авторами), осуществляет назначение кандидатур тайным голосованием.

Следует заметить, что Совет судей является органом, зависящим от субъекта назначения - Съезда судей. Следовательно, в контексте назначения судей Конституционного Суда по квоте Съезда судей размежевание субъекта назначения и органа, который должен был бы провести конкурс, не состоялось, что приводит к тому, что процедура отбора может превратиться в фикцию.

Также, в соответствии со статьей 12 Закона Украины "О Конституционном Суде", исключительно Совет судей осуществляет подготовку отбора судей Конституционного Суда на конкурсных основах, а Съезд судей - назначает. Закон не устанавливает, кто именно проводит такой отбор. Следовательно, можно сделать вывод, что по квоте Съезда судей отбор судей Конституционного Суда не проводится вообще. Даже формально.

Дополнительно укажем, что общий срок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность судьи Конституционного Суда составляет два месяца. Поскольку прием заявлений от лиц, выказавших намерение стать судьями Конституционного Суда, начался 8 сентября 2017 года, а дата проведения Съезда судей, на котором должно состояться назначение судьи Конституционного Суда, - 13 ноября 2017 года, можно говорить о вероятном незначительном нарушении установленной законом процедуры проведения отбора в части сроков.

Только через 10 дней после начала отбора судей КСУ Совет судей утвердил (в Решении №50 от 19 сентября 2017 года "Об утверждении условий предоставления документов для участия в конкурсе на должность судьи КСУ") условия предоставления кандидатами документов.

Еще один любопытный факт: из 18 кандидатур, определенных Советом судей как выказавших намерение стать судьей Конституционного Суда, восемь юристов на профессиональном тестировании не набрали необходимого количества баллов для продолжения участия в конкурсе на должность судьи Верховного Суда. Так как же тогда быть с новым конституционным требованием к судьям КСУ - юрист с признанным уровнем компетентности в сфере права? Или, возможно, власть считает, что судья КСУ может иметь более низкий уровень компетентности?

2 ноября 2017 Совет судей дал рекомендации на избрание судьей Конституционного Суда Украины пяти кандидатам. Все пятеро являются представителями судов общей юрисдикции и четверо из них не прошли по результатам конкурса в Верховный Суд. Это заседание Совета судей проходило без онлайн-трансляций проведения собеседований, но с допуском журналистов. По крайней мере тех, кто успел аккредитоваться за 4 часа 38 минут накануне.

Сделала первые шаги для назначения новых судей КСУ и Верховная Рада. 3 октября 2017 года было принято решение Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия (протокол №63), который рассмотрел "вопрос о подготовке вопроса о рассмотрении на конкурсных основах кандидатур на должности судей Конституционного Суда", а 9 октября на сайте Верховной Рады размещено объявление о начале конкурса.

Подготовку к отбору кандидатур (формальная оценка документов), которых назначает Верховная Рада Украины, на должность судьи КСУ осуществляет Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия, сам отбор осуществляет собственно Верховная Рада Украины, которая одновременно является и субъектом назначения. Следовательно, размежевания политического субъекта назначения и органа, который должен был бы провести конкурс, как и в случае с квотой Съезда судей, также не произошло.

Частью третьей статьи 2084 Закона Украины "О Регламенте Верховной Рады Украины" предусмотрено, что кроме кандидатов на должности судей Конституционного Суда предложения по таким кандидатурам могут подавать депутатские фракции, депутатские группы и группы внефракционных народных депутатов. После проведения собеседований комитет принимает рекомендацию по каждому кандидату на должность судьи Конституционного Суда Украины, которая не является императивом для Верховной Рады. Во-первых, статус группы внефракционных народных депутатов не закреплен на уровне Закона Украины "О Регламенте Верховной Рады Украины" или других законодательных актов. Во-вторых, перечисленные субъекты могут предоставить свои предложения в комитет - по одному кандидату на каждую вакантную должность, что противоречит части четвертой статьи 12 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", в которой указано, что комитет принимает заявления исключительно от лиц, выказавших намерение занять должность судьи Конституционного Суда и соответствующих установленным Конституцией Украины требованиям.

То есть Закон не предусматривает возможности представления кандидатур на должности судьи Конституционного Суда другими субъектами. Таким образом, в наличии коллизия между двумя нормами равной юридической силы, принятыми одновременно (внесение изменений в Закон "О Регламенте Верховной Рады Украины" произошло путем закрепления такой нормы в Заключительных положениях Закона Украины "О Конституционном Суде"). Исходя из презумпции разумности законодателя, можно только допускать, что данная коллизия должна быть решена в пользу части четвертой статьи 12 Закона Украины "О Конституционном Суде", поскольку, исходя из логики всей статьи 12, только кандидаты подают свои кандидатуры в Совет судей и в конкурсную комиссию при президенте Украины.

Назначение судей Конституционного Суда Верховной Радой происходит путем рейтингового голосования. Напомним, что понятие "рейтинговое голосование" не установлено на уровне Регламента Верховной Рады и является предметом дискуссий с точки зрения его роли в парламентских процедурах. Кроме того, проведение рейтингового голосования политическим субъектом назначения не может считаться элементом "конкурсных основ" отбора кандидатур на должность судьи Конституционного Суда, поскольку предварительный конкурс кандидатур не проводится и рейтинговое голосование, которое должно определить в порядке градации лучшие кандидатуры, бессмысленно, поскольку критерия оценивания (который устанавливается по конкурсу) нет.

Также сомнительной, с точки зрения обеспечения независимости судей и в условиях конкурсных основ отбора судей Конституционного Суда, является возможность для депутатских фракций, депутатских групп и групп внефракционных народных депутатов подавать собственные кандидатуры на должность судей Конституционного Суда.

Глава государства тоже начал свой отбор. Указом президента Украины №306/2017 "О конкурсной комиссии для осуществления отбора кандидатур на должность судьи Конституционного Суда Украины относительно лиц, которых назначает Президент Украины" от 4 октября 2017 года, была сформирована конкурсная комиссия из пяти членов.

В соответствии с частью третьей статьи 12 Закона, состав конкурсной комиссии, созданной президентом Украины, формируется из числа юристов с признанным уровнем компетентности, не принимающих участия в конкурсном отборе на должность судьи Конституционного Суда. Таким образом, требования к составу конкурсной комиссии не установлены на уровне закона, поскольку критерий "признанный уровень компетентности" является дискреционным для субъекта формирования такой комиссии и позволяет президенту формировать комиссию по собственному усмотрению. Следовательно, исходя из анализа закона, отмежевания президента, как политического субъекта назначения, от конкурсной комиссии как органа, который должен был бы провести конкурс, также не произошло.

Соответственно, п. 17 Условий проведения конкурса на занятие вакантных должностей судей Конституционного Суда Украины, утвержденных протоколом №1 заседания комиссии от 18 октября 2017 года, по результатам изучения документов и сведений, предоставленных кандидатами, и собеседования с ними конкурсная комиссия принимает рекомендацию по каждому кандидату на должность судьи Конституционного Суда. Таким образом, ни законом, ни актом президента, ни решением комиссии не были установлены критерии отбора кандидатур по требованиям нравственности и признанного уровня компетентности юриста.

Учитывая, какую роль играет Конституционный Суд в системе государственной власти, ключевым является обеспечение независимости Конституционного Суда, его способности сопротивляться политическим влияниям. Отбор судей на конкурсных основах, закрепленный Конституцией Украины, установил такие конституционные гарантии. Но процедура, закрепленная Законом Украины "О Конституционном Суде Украины", и первый опыт практики отбора будущих судей Конституционного Суда сводят их на нет.

Следовательно, государство устраняется от оценивания соответствия будущих судей Конституционного Суда двум новым конституционным требованиям: высокие моральные качества и признанный уровень компетентности юриста. Итак - это дело общества.

Надеемся, что президент и Верховная Рада выполнят свои кадровые полномочия как можно быстрее и в соответствии с Конституцией, а не примут за образец свою неконституционную бездеятельность по назначению членов Центральной избирательной комиссии.