Киев в оковах окраин, или Как развиваться украинским мегаполисам?

Авторы : Александр Сергиенко, Анатолий Ткачук
13 января 23:03

Анализ свидетельствует, что в столицу ежедневно ездят на работу 41% жителей Броваров и района, 21% - Борисполя и района, 43% - Ирпеня и окружающих городков. В целом из Киевщины в столицу ежедневно приезжают 558 тыс. чел., что составляет 32% населения всей области.

 

Современный мир вырастает в городах, города перерастают в мегаполисы, те, в свою очередь, сливаются в мегарегионы.

Все города неразрывно связаны не только с себе подобными, но, прежде всего, с окраинами: окрестными территориями и громадами. Последние - непочатый источник для рекреации, снабжения продуктов и людей для мегаполиса.

Все пути ведут в Киев…

Любой крупный город не может жить без внешних вливаний, но и пригородные громады зависят от городов. Исследование маятниковых миграций населения из городов и городков вокруг Киева наглядно демонстрирует эту привязанность к столичному городу.

Вся Киевская область разбита на транспортные районы с привязкой к городам и городкам, для каждого из них, по звонкам ночью и в выходные, была определена своя "домашняя" группа, а по звонкам в рабочие дни определялись маршруты передвижения этой группы.

Карта показывает количество мобильных звонков между разными сотовыми зонами в утреннее и вечернее время, что позволяет построить маршруты поездок владельцев телефонов. Видно, как практически отовсюду в Киев на работу и по делам движутся люди.

Анализ свидетельствует, что в столицу ежедневно ездят на работу 41% жителей Броваров и района, 21% - Борисполя и района, 43% - Ирпеня и окружающих городков. В целом из Киевщины в столицу ежедневно приезжают 558 тыс. чел., что составляет 32% населения всей области.

Все эти люди привозят в город не только свои рабочие руки, умения, таланты, товары и т.п. Они привозят в город и проблемы. Утром и вечером тысячи автомобилей, автобусов, маршрутных такси въезжают и выезжают из Киева, создавая предлинные тянучки на всех въездах в столицу. Это дополнительная - огромная - нагрузка на городскую инфраструктуру: улицы, дороги, мосты, водопроводы, канализацию и многие другие системы жизнеобеспечения города, это дополнительная конкуренция для киевлян за место под солнцем, которое не вызывает у них восторга.

Но люди, ежедневно приезжающие в Киев, делают свой вклад в экономику города, создают внутренний региональный продукт и наполняют налогами местный бюджет. Город получает не только негатив, но и пользу от таких ежедневных (маятниковых) миграций. И, пожалуй, польза преобладает над неудобствами, хотя определить это не так просто.

До независимости власть пыталась более или менее контролировать эти внешние притоки жесткими административными мерами, в частности через институт прописки, но численность постоянного населения Киева всегда возрастала более высокими темпами, чем предусматривал очередной генплан. Действующий Генеральный план до 2020 г. предусматривал фиксацию количества постоянного населения на уровне 2,65 млн, вместо этого отмена института прописки сделала данный показатель не просто неконтролируемым, он потерял смысл. И теперь оценить реальное количество жителей Киева и тех, кто здесь работает, довольно сложно.

Когда Киев станет мегаполисом?

Генплан-2020, принятый в 2002 г., предусматривал расширение территории Киева за счет земель области едва ли не вдвое - с 836 до 1434 кв км! Однако Верховная Рада так и не смогла утвердить новые границы Киева, более того - она и старые не утвердила. Последнее, между прочим, стало основой для волюнтаристского самоуправства Коцюбинской поселковой рады, которая "отхватила" у города 500 га Беличанского леса (и раздала его под застройку) именно на том основании, что границы Киева "не определены".

Проектом нового Генплана-2025 предполагалось развитие, т.е. развитие города в существующих границах, при этом площадь жилищного фонда - в варианте 2010 г. - планировалось увеличить в 1,6 раза: с 58 до 93,5 млн кв м! После критики общественности и экспертов застройщики немного обуздали свои аппетиты, и в варианте 2015 г. речь идет уже о строительстве "лишь" 22 млн кв м жилья.

Однако понятно, что рост на 38% жилищного фонда приведет не к улучшению жилищного обеспечения киевлян (увеличению количества квадратных метров на человека), а к росту численности населения. Жилье во всей стране строится исключительно за деньги населения, кроме мизерных 0,2%, которые возводятся на средства госбюджета (за 9 месяцев 2016 г.).

Итак, можно однозначно утверждать, что только постоянное население столицы возрастет с официальных 2,9 млн, по меньшей мере, на треть - до 4 млн чел.! На самом же деле, согласно исследованиям Аналитически-исследовательского центра "Институт города" и Института демографии и социальных исследований НАНУ, в столице уже, фактически, проживает около 4 млн чел., так что в 2025-м их станет еще больше. Фактическую численность населения Киева в 2025 г. нужно оценивать, по меньшей мере, в 5 млн чел.

Как видим, прогнозировать численность населения по демографическим факторам довольно сложно и неоднозначно, экономический фактор в этом вопросе намного сильнее, поэтому можно оценить величину роста населения киевской агломерации (градостроительной системы) по прогнозам жилищного строительства. По оценкам разработчиков Генплана-2025, в шести самых крупных городах вокруг столицы и десяти ближайших районах Киевской области жилищный фонд увеличится в 2,6 раза - с 30,4 до 78,5 млн кв м. А это означает, что пропорционально возрастет и численность населения пригородной зоны: с нынешних 980 тыс. до 2,5 млн чел.

Таким образом, на 2025 г. сформируется Киевская агломерация численностью, по меньшей мере, 7,5 млн чел. Если нынешние тенденции жилищного строительства сохранятся, то мы будем иметь катастрофическое отставание развития инженерной, коммунальной, транспортной, образовательной и других видов инфраструктуры жизнеобеспечения, что угрожает неминуемым коллапсом.

Ведь ни для кого не секрет, что в городах и на территориях вокруг Киева полным ходом идет жилищное строительство, но нигде не увидишь комплексной застройки территорий - детскими садами, школами, магазинами, даже паркинги в новых многоэтажках не проецируются. Каждое утро и каждый вечер десятки тысяч автомобилей и маршруток забивают дороги к городу, абсолютно не рассчитанные на такие потоки.

Следовательно, на повестку дня выходит вопрос согласованного развития столицы и пригородных территорий, и этот вопрос (чем дальше, тем острее) возникает и перед другими большими городами страны и областными центрами.

А как там в Париже?

Конечно, не мы первые и не мы последние. Аналогичные вопросы возникали в Западной Европе и Северной Америке несколько десятилетий назад, а теперь - это огромная проблема остальных стран мира, которые начали бурно развиваться и соответственно урбанизироваться.

В европейских и североамериканских странах наработан разный опыт согласования интересов крупного города и близлежащих территорий, который следует подробно изучить и оценить с позиции использования в Украине.

Сегодня Украина проводит большую реформу местного самоуправления и территориальной организации власти, которую еще называют децентрализацией. Эта реформа преимущественно касается малых городов, поселков и сел.

Можно ли решить вопрос сбалансирования интересов больших городов и близлежащих территорий в рамках политики децентрализации, т.е. объединения нескольких громад с малыми возможностями в одну дееспособную и самодостаточную? Очевидно, что нет: и Киев, и окружающие города-спутники, и окрестные громады - довольно мощны. Достаточно сказать, что пять районов вокруг столицы создают почти половину валового регионального продукта области. Поэтому создавать одну мегагромаду вокруг большого города и включать в ее состав сотни других поселений вряд ли возможно и целесообразно. Более того, городские и сельские головы предместья Киева, имея в руках такую золотую жилу, как "почти столичная земля", не пойдут ни на одно укрупнение или объединение, даже под угрозой расстрела (шутка!). Вместо этого лидеры окружающих пригородных громад без каких-либо сантиментов используют свои юридические и географические возможности. Например, земля области вдоль Большой кольцевой отдана сетевым магазинам-гигантам, которые паразитируют на инфраструктуре столицы и не делают никакого вклада (если не зарегистрированы в городе) в городской бюджет. Значит, даже строительство новых выходных трасс из столицы - под большим вопросом.

Следует осознать, что мы имеем совершенный факт - слияние столицы и окружающих громад в единый урбанистический организм, который часто называют агломерацией. Вопрос лишь в том, как оформить его юридически, узаконить и регулировать жизнедеятельность такого образования.

Сегодня действующее законодательство позволяет ввести режим сотрудничества территориальных громад в пределах, определенных законом "О сотрудничестве территориальных громад", в разных формах и сферах, вплоть до создания общих органов.

Можно также создать ассоциацию местных рад вокруг крупных городов, которая бы стала площадкой для обсуждения общих интересов, но такая ассоциация не может иметь полномочий органа местного самоуправления.

Правда, и в первом, и во втором случаях нужна добрая воля руководителей органов местного самоуправления к диалогу и сотрудничеству.

К сожалению, пока что такого желания у этих руководителей мы не видим. А проблема только обостряется. Проведение водопроводов в крупные города, создание полигонов для погребения отходов или строительство мусороперерабатывающих заводов, выделение земли под городские кладбища становится каждый раз большой проблемой, которую крайне сложно решать.

Напрашивается вариант решения проблемы развития крупных городов через законодательное утверждение их сотрудничества в отдельных сферах.

Такая практика действует в разных странах Европы. Особенно распространена и успешна она во Франции, где вокруг всех крупных городов, в пределах сложившихся городских агломераций формируются определенные системы управления, которые называются метрополиями или агломерациями. Но суть такого образования именно и заключается в том, что здесь непременно должен быть внедрен режим сотрудничества органов местного самоуправления центрального города и соответствующих органов окружающих коммун в ключевых сферах - планировании территории, общественном транспорте, ключевой инженерной инфраструктуре. На уровень агломерации могут передаваться и другие полномочия громад, если это будет целесообразно с точки зрения качества и эффективности. Во Франции со временем дошли до того, что теперь совет агломерации избирается на прямых выборах, имеет свой исполнительный орган и закрепленные за ним свои налоговые поступления.

Что делать в Украине?

Возможно, такой подход будет полезен и для Украины. Для этого нужно дополнить закон "О сотрудничестве территориальных громад" отдельными нормами, которые очертят правовой статус агломераций, определить образование агломераций обязательным для больших городов, предусмотреть образование совета агломерации и отнести к его компетенции рассмотрение вопросов, касающихся общих интересов территориальных громад, входящих в агломерацию.

Какие это вопросы? Первый - планирование территорий. Для агломерации должна быть единая схема планирования всего пространства.

Второй - согласованное развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры. Мало кому известно, что Бортницкая станция аэрации (составная часть коммунального ПАО "Киевводоканал") принимает сточные воды не только Киева, но и пригородных предприятий и городов-спутников: Вишневого, Ирпеня (горрады, т.е. вместе с Бучей, Ворзелем и Гостомелем), Вышгорода и поселков Коцюбинское, Петропавловская Борщаговка, Счастливое, Гнедин, Чабаны, Козин и Новоселки. При этом Киев уже много лет не может достроить дублирующую нить Главного канализационного коллектора за неимением средств.

Думали ли когда-то головы и депутаты окрестных местных громад, что будет, если главный канализационный коллектор, признанный аварийным еще в 2007 г., вдруг рухнет? Куда тогда потекут "отходы жизнедеятельности" жителей окружающих поселков и городков? Не следует ли общими усилиями достроить этот жизненно необходимый объект?

Третий - развитие дорожно-транспортной сети и координация из единого центра движения общественного транспорта. Ежедневно из-за пределов столицы приезжают тысячи маршруток и автобусов, которые пользуются транспортной инфраструктурой города, однако никаких взносов на ее содержание (о развитии нет и речи) не делают. Вероятно, что дороги в соседних территориальных громадах также страдают от этого транспорта, однако у самих громад мало средств (а может, и желания?) развивать сеть дорог.

Это три главные сферы деятельности, которые могли бы взять к решению агломерации. За ними непременно появятся и другие вопросы: школьные округа, охрана общественного порядка, скорая медпомощь, потому что киевская станция скорой помощи может быть рядом - за Кольцевой, а своя, Киево-Святошинская, - за 20 км, со всеми печальными последствиями…

Таким образом, нужно изъять по крайней мере три указанные сферы из полномочий местных рад и исполкомов и передать их совету агломерации.

Простое решение проблемы

Из кого состоит совет агломерации? Сначала его можно создавать по принципу равного представительства из уже избранных депутатов местных рад, - рады сами делегируют, например, двух депутатов в совет агломерации. По должности туда должны входить и головы местных громад.

Совет агломерации формирует для решения общих проблем отдельный бюджет, куда все громады в обязательном порядке вносят равные доли, например 2–4% своего бюджета, это будет справедливо. Совет утверждает ежегодный план развития, которым будет стараться сбалансировать интересы всех громад и реализовать общие проекты.

Кто будет выполнять указанные проекты? Вероятно, чтобы не создавать новый исполнительный орган, рационально возложить эти функции на исполком города, вокруг которого образована агломерация, и в этих вопросах он будет подотчетным совету агломерации.

Кто будет возглавлять совет и исполком агломерации? Можно, конечно, пойти традиционным путем и развернуть по этому вопросу продолжительные дебаты, подковерные договоренности и тайные выборы. По нашему убеждению, логично, чтобы эту ответственность законодатель возложил на городского голову центра агломерации. Именно он - лицо, более всего заинтересованное в постоянном комплексном развитии и города, и всех окружающих территорий. Его положение как самого крупного донора агломерации не будет иметь роковых последствий, как это бывает в акционерных обществах, поскольку ключевые решения относительно бюджета и проектов развития будут приниматься коллективно, при равном представительстве всех громад - и мощных, и не очень.

Такая простая схема образования и деятельности совета агломерации является залогом его успешной работы, а если предусмотреть еще и невозможность срывать кворум, то это сделает невозможным даже дерганье в сторону политических и местечковых спекуляций и шантажа.

От того, как быстро законодатель в лице Верховной Рады введет правовое регулирование деятельности городских агломераций, которые уже де-факто образовались вокруг городов-миллионников и большинства областных центров страны, зависят комфортность обитания и будущее развитие примерно половины населения Украины.