Госзакупки: смутное междуцарствие

Автор : Андрей Марусов
26 апреля 21:40

Одномоментная смена руководящих кадров не осуществляется "просто так". Речь идет о возрождении коррупционных схем под чутким негласным руководством А.Яценко? Или о некой новой политике, вдохновленной И.Прасоловым и/или президентской администрацией?

 

Украинские тендерщики уже давно подметили: директор департамента по госзакупкам Минэкономразвития и торговли никогда не отмечает свой день рождения на этой должности дважды. Его быстро увольняют. Не из-за причастности к сомнительным аферам. Из-за смены руководства министерства или полной кадровой перезагрузки всего правительства.

Это как если бы вы строили дом, и каждые полгода он переживал землетрясения. Стоимость дома, который строит департамент, - более 400 млрд грн в год. Огромная ответственность.

Между тем в течение последних двух недель департамент снова трясет. В который уже раз с 2010 г., когда был принят действующий закон о госзакупках. 15 апреля был уволен Борис Горбанский, опытный чиновник, бывший налоговик, когда-то сопротивлявшийся появлению Тендерной палаты. Он продержался в должности директора восемь месяцев, с августа прошлого года.

При нем департамент сумел затормозить "кавалерийское" внедрение электронных аукционов. С 1 января 2013 г. они должны были стать обязательными для всех заказчиков (с подачи нардепа-регионала Ирины Гориной), однако очень быстро выяснилось, что все к этому попросту не готовы.

Департамент также начал налаживать взаимодействие с общественными организациями в сфере госзакупок…

Кто пришел на смену?

Новым директором назначен Андрей Евгеньевич Рубан. Как он сообщил ZN.UA, у него два диплома Донецкого национального университета по специальностям "учет и финансы" и "правоведение". Кандидат юридических наук. Кандидатскую защищал в Харьковском национальном университете внутренних дел по теме - административно-правовое регулирование автомобильных перевозок.

В 2000–2004 гг. работал в Славянской объединенной налоговой инспекции, а потом - в налоговой милиции (сам родом из Славянска). Его последним местом работы был Донбасский государственный педагогический университет. Будучи доцентом он преподавал на факультете экономики и управления, кафедре учета и аудита. И одновременно исполнял обязанности руководителя специального подразделения для получающих второе образование.

Андрей Рубан честно признался ZN.UA, что опыта в сфере госзакупок у него нет. Ну как тут не вспомнить: "Жители Донбасса боятся выходить из дома. Регионалы хватают первого встречного и отправляют в Киев чем-нибудь "поруководить". Напомним: с конца прошлого года Министерством экономического развития и торговли руководит Игорь Прасолов, бывший гендиректор ахметовского холдинга "СКМ".

Складывается впечатление, что А.Рубану отводится место зиц-председателя. Все бы ничего, если б ему не нужно было общаться с представителями Всемирного банка, Делегации Европейской комиссии в Украине и т.д. В случае подписания Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС Киеву придется выполнять обязательства и в сфере госзакупок. И именно департамент должен играть ведущую роль в этом процессе...

Однако этим кадровые перестановки не исчерпываются. Новые люди возглавили госпредприятие "Внешторгиздат Украины", администрирующее официальный веб-портал по госзакупкам tender.me.gov.ua и издающее "Вестник государственных закупок", а также сам "Вестник…". Директором предприятия назначен Владимир Масалитин, а главным редактором - Владимир Авдеенко. Последнее время эти позиции попеременно занимал Владимир Новик, бывший глава департамента по госзакупкам при Богдане Данилишине.

На должности главного специалиста в Антимонопольном комитете В.Масалитин обеспечивал работу Межведомственной комиссии, дававшей разрешения на закупку у одного участника (2007–2008 гг.). Затем он был советником главы Госпотребстандарта, а последние полгода работал начальником подразделения ценовых экспертиз "Внешторгиздата".

Знаете, что объединяет его первые две должности? Фигура крестного отца Тендерной палаты Антона Яценко, нынешнего нардепа-регионала. Глава Госпотребстандарта Олег Поволоцкий, при котором работал В.Масалитин, был назначен не без его участия. Впоследствии на базе этого учреждения проталкивалась очередная коррупционная схема, о которой писали ведущие украинские массмедиа, включая ZN.UA.

Однако в комментарии ZN.UA В.Масалитин несколько раз повторил, что он "не имеет ничего общего с Антоном Яценко", хотя и признал, что впечатление складывается противоположное.

Наконец, новый редактор "Вестника" до этого работал в системе прокуратуры.

Что могут означать все эти кадровые пертурбации? Понятно, что одномоментная смена руководящих кадров не осуществляется "просто так". Речь идет о возрождении коррупционных схем под чутким негласным руководством А.Яценко? Или о некой новой политике, вдохновленной И.Прасоловым и/или президентской администрацией? Ответ неясен.

Окна возможностей или очередные коррупционные схемы?

Между тем народные депутаты новой Рады, общественные организации и чиновники с начала года наработали целую серию инициатив. Они могут стать как окнами возможностей для прорывного развития, так и сомнительными схемами.

Сначала о хорошем. Оппозиционные фракции или их отдельные представители уже предложили несколько законопроектов в двух сферах. Первая касается расширения доступа к тендерной информации, вторая - упрощения участия в торгах.

Руководители всех трех фракций, а также М.Головко ("Свобода"), Л.Оробец ("Батьківщина") и В.Чумак (УДАР) стали авторами законопроекта №2207, который обязывает госпредприятия публично отчитываться о закупках за собственные средства. Напомним, что летом прошлого года Партия регионов вывела их из-под действия тендерного законодательства. То есть закрыла информацию о том, как тратят руководители этих предприятий около 200 млрд грн.

Законопроект №2207 уже был одобрен профильным комитетом Рады по экономической политике.

Упомянутые депутаты образовали неформальную депутатскую группу борьбы с коррупцией в сфере госзакупок. Благо, что Виктор Чумак возглавляет комитет Верховной Рады по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Кстати, при комитете планируется создать общественный совет, который мог бы проводить антикоррупционную экспертизу законопроектов, в том числе в сфере госзакупок и госфинансов.

Кроме того, рассматривается идея внедрения Реестра недобросовестных участников государственных тендеров. И лишения компаний права в них участвовать в течение одного-двух лет в случае занесения в реестр. Критерий - участие в сговорах. В прошлом году более 300 компаний были уличены Антимонопольным комитетом в подобном поведении. За некоторыми из них стоят очень громкие имена политиков, нардепов и олигархов…

Показательно, что эти инициативы разрабатываются в тесном взаимодействии депутатов с журналистами и общественными организациями. Законопроект №2443 "фронтовиков" А.Яценюка, П.Петренко и А.Иванчука пытается предупредить участие в тендерах компаний, которые тем или иным образом связаны с членами тендерного комитета заказчика ("конфликт интересов"). Впрочем, его авторы предлагают вернуть выдачу разрешений на закупку у одного участника департаментом Минэкономразвития. Эта норма была отменена пару лет назад по настоянию экспертов ЕС. Тогда же бывший министр экономики В.Цушко (ныне - глава АМКУ) публично признавался, что сотрудники департамента берут 5–10% за такую выдачу.

В сфере упрощения участия в госторгах депутат "Батьківщини" Татьяна Слюз предлагает сократить сроки проведения процедур закупок (проект №2455).

Общественные организации и ряд органов местного самоуправления также двигаются в сторону большей открытости государственных закупок. Центр политических студий и аналитики разработал законопроект "О публичности использования налогов". Он предлагает внедрить общенациональную систему обнародования информации об использовании бюджетных средств и средств госпредприятий.

На прошлой неделе мэр Львова А.Садовый и депутаты-свободовцы Львовского горсовета официально объявили о желании внедрить в работу городских властей стандарт открытости и прозрачности госзакупок местного самоуправления. Он был разработан Transparency Ukraine и предполагает значительное расширение доступа к тендерной информации по сравнению с действующим законодательством.

А что же Партия регионов?

В рамках фракции ПР недавно была создана рабочая группа по реформированию госзакупок во главе с И.Богословской. Присоединится ли она к упомянутым инициативам оппозиции, гражданского общества или местного самоуправления? Надежда умирает последней.

Между тем на "выездном" заседании нардепов-регионалов в кинозале на Банковой был "принят" законопроект №0884. Это реинкарнация азаровского желания поддержать отечественного товаропроизводителя путем обеспечения ему преференций на гостендерах. ZN.UA уже писало о сомнительности этой затеи (см. №2 от 18 января 2013 г.) - из-за риска появления посреднической коррупционной схемы. Ведь законопроект не описывает механизм подтверждения того, является компания "отечественной" или нет.

Настораживает, что недавно Счетная палата выступила с инициативой, чтобы "участники торгов обязательно подавали справки о соответствии их ценовых предложений среднерыночной цене" (письмо в Кабмин №10-611 от 13 марта 2013 г.). Мы это уже проходили в 2010 г. Тогда замминистра экономики Ю.Витренко начал требовать, чтобы победители закупок у одного участника брали подобную справку в Госинспекции по ценам. Главой инспекции была Татьяна Рудь (как сообщали масс-медиа - ставленница А.Яценко). Справку выдавали избранные частные фирмы за мзду. Разразился скандал. Впоследствии суд дал Т.Рудь условный срок за получение взяток...

Страну ожидает повторение этой схемы?