Одна из самых ярких экономических инициатив команды нового президента - проведение в Украине амнистии капиталов.
Идея на первый взгляд выглядит очень соблазнительной, как возможность легально завести в экономику страны деньги, сейчас скрытые в офшорных "налоговых гаванях" или в "тени" в самой стране. Но эксперты единодушны: без масштабной фискальной реформы эффект у амнистии капиталов будет один - еще большая потеря доверия в треугольнике "власть-бизнес-общество".
Позади президентские выборы, впереди - парламентские, в потемках - экономическая программа новой власти. Пока звучат только рассказы о либертарианской платформе, о всеобщей открытости и прозрачности, но вот о тарифах и деолигархизации уже стараются не говорить. Но ситуация в обществе такова, что сегодня новой идеологией становится именно экономика, - вопрос политической независимости страны уже не стоит (несмотря на продолжающуюся агрессию), вопросы языка, веры и культуры пока отодвинуты на второй план.
Одно из самых ярких предвыборных заявлений "команды Зе" - предложение провести амнистию капитала, в других терминах - налоговую амнистию теневых доходов населения и бизнеса. Первоначально озвучивалось, что всего за 5% от суммы этих самых доходов. Об уже готовом соответствующем законопроекте упоминал, в частности, эксперт команды Зеленского Даниил Гетманцев. Тогда предполагалось, что новый глава государства сможет запустить налоговую амнистию в 2020 г. Одновременно с этим президент попросит Верховную Раду ратифицировать Конвенцию о международном обмене налоговой информацией, что позволит автоматически узнавать о счетах и компаниях украинцев за рубежом. То есть предполагается, что сразу за возможностью вернуть "нечистые" деньги в страну недобросовестным предпринимателям закроют (ну или принципиально ограничат) возможность нового выведения капиталов в офшоры.
Все это красиво, все это основано на мировом опыте (как успешном, так и не очень), все это выглядит очень своевременным, но… оставляет очень много вопросов. Прежде всего, насколько предлагаемая амнистия будет совмещена с налоговой реформой? Напомним, что проведение такой реформы обещали нам все лидеры предвыборной гонки, более того, многие их постулаты совпадали, например по налогу на выведенный капитал (НнВК). Однако теперь мы о реформе и не слышим, - новая власть сосредоточилась на парламентской борьбе. И в пылу этой борьбы все громче звучат предположения, сколько именно денег сможет вернуть в экономику Украины президентская амнистия капитала. При этом разговор ведется на самом деле о двух разных объемах денег.
Первый объем - это те деньги, которые из страны и не выводились, которые просто обращаются в теневой (но не криминальной - это важно!) экономике. По разным оценкам, объем этой экономики - от 30 до 45% всего ВВП Украины. То есть суммы там крутятся огромные, но эти деньги в экономике уже сейчас, они полулегальны, и их "влить в экономику" отдельной статьей вряд ли получится.
Поэтому для победителей президентской гонки более соблазнительными выглядят прикидки, какую сумму они могут вернуть в страну из зарубежных офшоров через механизм амнистии капиталов. Замечу, что даже приблизительные оценки объема такого капитала весьма размыты и туманны. Согласно отчету TJN, который представляет единственное настолько подробное исследование в своем роде, отток капитала физических лиц из независимой Украины в зарубежные офшорные зоны к 2010 г. достиг 167 млрд долл. Несложно предположить, что за годы последующих потрясений эта цифра могла увеличиться еще раза в полтора.
Да, конечно, часть средств возвращается "из эмиграции" в виде инвестиций. Но все равно отток капитала куда значительней. И совершенно нет оснований называть какие-либо цифры, обсуждая, какой процент выведенного в офшоры капитала позволит вернуть амнистия.
Прежде чем вообще говорить об амнистии капиталов, новой экономической власти стоило бы сначала ответить на ряд принципиальных вопросов хотя бы из чисто налогового блока. Первый и главный из которых: каким должен быть фискальный процент (уровень налогообложения) в ВВП? Это вопрос о том, какой будет общественная система в государстве - более социалистической или более праволиберальной.
Подразумевается, что социалисты стремятся максимально поднять долю налогообложения в ВВП, стараясь своим избирателям повысить пенсии и соцвыплаты. В свою очередь, политики правого толка обещают снизить налоги до необходимого минимума, обещая тем самым ускорить экономический рост и повышение благосостояния своих избирателей.
Это вопрос о том, какое именно количество денег будет отобрано у предпринимателей в виде налогов, а какое они оставят у себя на руках и смогут инвестировать (в т.ч. в создание новых рабочих мест). Отсюда уже следует вопрос: когда и на каких условиях будет введен налог на выведенный капитал, о котором в экспертном сообществе так много говорили еще полгода назад?
Напомним его главную идею: те средства, которые предприятия инвестируют в свои средства производства и основные фонды, не облагаются корпоративным налогом. При этом предприятия сами определяют сроки амортизации основных фондов и прибыль текущего периода. Считается, что хотя такой налог поначалу, конечно, сильно подорвет налогооблагаемую базу, в дальнейшем окажется самым действенным средством для привлечения в экономику внутренних инвестиций.
Ну и третий вопрос "фискального блока": какими должны быть подоходный налог и ЕСВ на зарплату? Здесь, опять же, мы увидим четкое разделение политиков на правых и левых. Поклонники прогрессивной шкалы налогообложения уверены, что она способна привести общество к большему "равенству" и "справедливости". Однако даже в соседней квазисоциалистической Беларуси принята плоская 13-процентная шкала подоходного налога. И хотя там лично Александр Лукашенко хвастается отсутствием в стране олигархов и заявляет, что "богатые должны платить больше!", даже он понимает, что неравный налог на личные доходы резко снизит всякую экономическую инициативу граждан.
Понятно, что это все вопросы не столько к недавним победителям в президентской гонке, сколько к победителям в предстоящей - парламентской. Но ответы на них должны прозвучать до того, как кто-то - президент или премьер - провозгласит в Украине начало амнистии капиталов.
Не возвращенные деньги должны стать главной идеей амнистии капиталов, а нормализация экономических отношений внутри страны. До такой степени, чтобы выводить, прятать деньги не было потребности у тех, кто с криминалом не связан.
"Очень сложно оценить размер средств, которые могут быть заведены в экономику благодаря амнистии капитала. Ведь это будет зависеть от конструкции амнистии, например, от размера ставки налога на амнистируемый капитал. Амнистия должна быть связана с кардинальной реформой в налогообложении граждан, - сказала в комментарии ZN.UA эксперт Реанимационного пакета реформ, глава Института гражданских свобод Галина Третьякова. - Такая реформа связана с декларированием доходов всех граждан. Делать подобную реформу без перезагрузки администрирования налогов физлиц нельзя. Кроме того, по моему мнению, она должна стимулироваться возвратом налогов, если граждане выберут субъектом налогообложения семью. В этом случае нужно вводить неналогооблагаемый минимум на каждого члена такой семьи. На мой взгляд, такой минимум должен быть на уровне средней зарплаты, то есть около 9 тыс. грн на каждого. Такая конструкция влечет за собой необходимость перераспределения публичных финансов, включая местные бюджеты. Что, в свою очередь, дает возможность ввести патентную оплату на многие виды деятельности и, наконец-то, позволит сблизить налогообложение ФЛП и физлиц".
Подобный взгляд в целом распространен среди экспертов, которые стараются смотреть на экономику не с точки зрения государства, а с точки зрения "живой" экономики, то есть интересов экономически активной части населения, прежде всего людей самозанятых, а также малого бизнеса.
"По поводу возможной налоговой амнистии и амнистии капиталов я не испытываю какого-то особого воодушевления. Почему? Достаточно послушать и почитать аргументацию властей по этому поводу. Основная цель, которую они, по их же словам, преследуют, - это получить дополнительные деньги в бюджет и взять под мониторинг те капиталы, о местонахождении и величине которых им сейчас ничего не известно. Взять под мониторинг, чтобы с доходов от этих капиталов пополнять бюджет постоянно, а не только в момент амнистии, - отмечает директор Института свободной экономики Михаил Чернышев. - Возникает простой вопрос: зачем вам дополнительные деньги в бюджете? Вы что, не знаете, что чем больше денег в бюджете, тем меньше шансов на ускоренный экономический рост, тем меньше шансов на то, что люди выйдут из нищеты? Вы что, не знаете, что одна часть денег в государственном бюджете всегда явно и неявно растаскивается чиновниками по своим карманам, а вторая часть расходуется на то, чтобы придушить здоровую экономическую конкуренцию и замедлить повышение уровня жизни людей? Вы же говорили, что вы "новые лица". Что вы придете к власти и прекратите эту преступную деятельность государственных чиновников - ваших предшественников. Так зачем вам дополнительные деньги в бюджете? Вы хотите продолжать делать то же, что и ваши предшественники? Только хотите делать это в еще большем масштабе? Хотите добиться экономического роста? Уберите налоги, перестаньте следить за людьми, перестаньте считать их деньги и не указывайте, как им жить. Вы немедленно увидите такой экономический рост, о котором вы сейчас даже и мечтать не можете".
Наш эксперт вообще очень эмоционально отреагировал на саму идею, исходившую от Даниила Гетманцева, - постараться посчитать и спрогнозировать, сколько миллиардов долларов вернется в Украину благодаря налоговой амнистии.
"Вы же все равно не знаете, сколько (денег) надо. Сколько экономика сможет "переварить", и с какой скоростью она это сможет сделать, столько и вернется. Нет ни одного человека в мире, который сможет посчитать, "сколько надо чтобы вернулось капитала". Если же вы считаете, что это можно посчитать, тогда вы ничем не отличаетесь от Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Горбачева, - убежден Михаил Чернышев. - Еще меня особенно "радует" стремление новой власти вывести мелкий и средний бизнес из "тени". Если бы кто-то из них был хотя бы поверхностно знаком с экономической теорией - с законами экономики, то он должен был бы знать, что сейчас экономика Украины хоть как-то дышит (то есть люди живут), только благодаря этой самой теневой экономике. Как только государство возьмет все под свой контроль (в т.ч. полностью детенизирует экономику) и всех заставит жить строго по приказам (по законам) власти, экономика сразу умрет. Вот поэтому я и не испытываю какого-либо особого воодушевления по поводу возможной налоговой амнистии и амнистии капиталов. При этом я уже даже не говорю о практической стороне этого вопроса. Не говорю о том, что, как всегда, удачно и беспроблемно легализуют свои капиталы те, кто сегодня близок к власти, и сама власть, а простому бизнесу (который власти поверит) устроят настоящий ад. По принципу "сначала подчиняйся, а потом обжалуй".
Возникает вопрос: в самом деле, с чего логичнее начинать, именно ли с амнистии капиталов (политически красивое действие) или все же предварительно с налоговой реформы (дело тяжелое и неблагодарное, не дающее быстрой отдачи)? Скорее всего, сейчас Украине нужны системные, комплексные меры по улучшению бизнес-климата. Если же брать амнистию саму по себе как акцию, вырванную из контекста системных действий, то она, скорее всего, не даст эффекта.
"Я думаю, что в любом случае амнистия капиталов будет полезна. Но даст ли она эффект, это будет зависеть от того, что предпримут власти. Однако ее все равно нужно проводить, - считает вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, глава наблюдательного совета компании "МТ-Инвест" Мирослав Табахарнюк. - Только не надо при этом ставить на первое место финансовый эффект, наполнение бюджета. Амнистия будет иметь системный эффект для улучшения бизнес-климата. Кому-то она даст возможность начать все с чистого листа, кому-то вернет доверие к власти, а кого-то будет душить жаба честного плательщика, который честно платил все налоги… То есть однозначного восприятия амнистии не будет".
В действительности сегодня украинское общество утратило доверие к институтам власти и бизнесу, бизнес - к власти и наоборот, мы видим всеобщий дефицит доверия. В этом ключе амнистия капиталов при правильном ее проведении вполне может стать миссией восстановления доверия. Однако это станет возможным только в том случае, если новая экономическая власть начнет с реализации системного подхода к восстановлению спокойного бизнес-климата в стране. Власть должна показать, что она перестает красть деньги налогоплательщиков. Если бизнес поверит, он будет меняться, и тогда амнистия капиталов даст эффект. Но этот эффект "в деньгах" для бюджета или в виде расширения налогооблагаемой базы будет в любом случае куда меньшим, чем тот эффект, который даст улучшение бизнес-климата в стране.