Такие дешевые и такие ненужные кредиты

Автор : Виктория Колосова
16 августа 17:51

Средства международных финансовых учреждений являются самым дешевым источником кредитов.

 

Анализ реализации инвестиционных проектов международных финансовых институтов в Украине выявил проблемы их внедрения, - неиспользованными остаются около 5 млрд долл. США дешевых кредитных ресурсов.

Украина сотрудничает со многими международными финансовыми организациями (МФО), предоставляющими кредитные и грантовые ресурсы для поддержки ее экономики. Кроме ресурсов в общий фонд государственного бюджета и в резервы НБУ, международные финансовые организации предоставляют Украине финансовые средства на инвестиционные проекты, реализуемые в государственном секторе. Использование таких средств остается на неудовлетворительном уровне, поскольку одной из важных проблем, с которой сталкивается Украина в процессе сотрудничества с МФО, являются задержки в имплементации или вообще не начатая имплементация международных договоров по проектам международных финансовых институтов. На протяжении нескольких лет значительная часть средств для инвестиционных подписанных и ратифицированных проектов не поступает в Украину или поступает со значительными задержками.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) согласно своему мандату кредитует государственный сектор и предоставляет государственные гарантии. На сегодняшний день в Украине реализуются восемь инвестиционных проектов МБРР в сферах социальной политики, здравоохранения, энергетики, инфраструктуры, муниципального кредитования. Займы в сумме от 150 до 450 млн долл. предоставлены на выгодных условиях (с одноразовой комиссией 0,25%, сроком кредитования 17–30 лет и льготным периодом 4–10 лет).

Проект "Улучшение здравоохранения на службе у людей" предусматривает повышение качества медицинских услуг в восьми регионах Украины. Общая сумма займа - 214,7 млн долл. Реализация проекта начата в 2015 г., и на сегодняшний день выборка средств составляет около 35% от суммы займы. Окончание проекта предусмотрено в сентябре 2020-го, то есть фактически остался год, на протяжении которого необходимо выполнить проект и выбрать все средства согласно Соглашению о займе.

Проектом "Передача электроэнергии-2" предполагается получение кредита МБРР в сумме 330 млн долл. и Фонда чистых технологий в сумме 48,4 млн долл. для реабилитации передающих станций, обновления сети передачи электроэнергии и усиления институциональных возможностей НЭК "Укрэнерго". Проект работает в Украине с 2015 г., и на сегодняшний день выборка составляет 9,1% по средствам МБРР и 0,5% от суммы займа Фонда чистых технологий. Компания "Укрэнерго" активно работает над внедрением проекта, но срок его официального завершения - 30 июня 2020 г.

По еще двум проектам уровень выборки средств также очень низкий: за четыре года реализации проекта "Развитие городской инфраструктуры-2" он составляет 17,8%, по "Проекту по повышению энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения" - 21%. Проекты направлены на оказание помощи коммунальным предприятиям Украины. Их реализация предусматривает финансирование работ по восстановлению систем водоснабжения, водоотвода, переработки твердых отходов, по реконструкции систем централизованного теплоснабжения и др. Осуществление проектов проходит тяжело, часть займов была аннулирована. Проекты начаты в конце 2014 г., и в 2020-м они будут завершены. По проекту "Развитие городской инфраструктуры-2" общая сумма займа МБРР после аннулирования ее части составляет 292,1 млн долл., займа Фонда чистых технологий - 50 млн. Кредит получают коммунальные предприятия - водоканалы городов Коломыя, Харьков, Житомир, Кропивницкий, Киев, Тернополь, Винница, Черкассы. По проекту повышения энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения заем МБРР составляет 180 млн долл., Фонда чистых технологий - 50 млн. Кредит получают предприятия теплоснабжения городов Харьков, Каменец-Подольский, Николаев, Херсон, Днепр и Тернополь.

В следующем году все действующие проекты из кредитного портфеля МБРР будут завершены, кроме двух, срок действия которых истекает в 2021-м и 2022 г. Кредитный портфель инвестиционных проектов МБРР составляет около 2,2 млрд долл., невыбранными остаются средства в объеме почти 1,5 млрд. То есть за оставшийся год необходимо выбрать около 70% средств по проектам, что фактически невозможно. Невыбранные средства будут аннулированы.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), являющийся банком Европейского Союза, последние три года предоставляет Украине самые крупные объемы инвестиционного кредитования среди международных финансовых институтов. Кредитует в основном энергетику, инфраструктуру и муниципальный сектор, помогает восстановить муниципальную и социальную инфраструктуру в регионах Украины, пострадавших вследствие военного конфликта. ЕИБ предоставил кредиты на завершение строительства метрополитена в городах Днепр и Харьков (152 и 160 млн евро соответственно). Кредитные средства выданы на 25 лет, что позволяет реализовать этот проект и своевременно возвратить кредитные средства. ЕБРР также выделил кредит на этот проект в аналогичном объеме (152 и 160 млн евро соответственно).

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - третий крупнейший международный банк по объемам кредитования в Украину и, кроме государственного сектора, кредитует и частный. Главные направления кредитования: энергетика, инфраструктура и финансовый сектор. Ежегодно ЕБРР направляет в Украину от 600 млн до 1 млрд евро. К сожалению, наблюдаются значительные задержки с внедрением проектов ЕИБ и ЕБРР в Украине. В частности, по проекту "Продление третьей линии метрополитена в г. Харьков" с ЕИБ и ЕБРР 11 декабря 2017 г. были подписаны Финансовое и Кредитное соглашения на 160 млн евро каждое. До сих пор соглашение с ЕИБ не ратифицировано Верховной Радой Украины, вследствие чего средства недоступны для нашей страны. Предполагается, что последней датой использования средств будет 11 декабря 2021 г., то есть до окончания проекта осталось чуть больше двух лет. Сомнительно, что за такой короткий срок город Харьков сможет его реализовать.

По проекту "Реабилитация гидроэлектростанций", финансируемому ЕБРР, работа с Украиной ведется с 2012 г. Проектом предусмотрено обновление оборудования, которое на 10% увеличит мощности гидроэлектростанций. В 2015 г. с целью улучшения кредитования ЕБРР предложил заменить суверенный кредит кредитом ЧАО "Укргидроэнерго", привлеченным под государственные гарантии, на сумму 180 млн евро. На конец марта 2019 г. выбраны средства в объеме 22,94 млн евро, или 12,8% от суммы займы. Окончание реализации проекта - июль 2021 г. По проекту "Сводного строительства метрополитена в г. Днепр", на который выделено 152 млн евро, выборка средств составляет 12% от суммы займы, окончание реализации проекта - 2021 г.

Кредитный портфель ЕБРР в Украине состоит из семи проектов на общую сумму 1,5 млрд евро, из которых невыбранными остаются около 723 млн. Путем ускорения выборки этих средств Украина может увеличить объемы поступления таких необходимых ей инвестиций. Согласно мандату ЕБРР, банк работает в государственном и частном секторах стран-членов. Как видно из приведенных примеров, в Украине работа в государственном секторе по внедрению кредитов ведется крайне медленно, хотя средства ЕБРР направляются в самые важные сектора экономики страны - энергетику и инфраструктуру. Вместе с тем проекты в частном секторе реализуются намного быстрее и успешнее.

ЕИБ, являющийся одним из самых крупных и влиятельных банков в мире, сотрудничает с Украиной относительно непродолжительный период, - только в 2006 г. между Украиной и банком было подписано Рамочное соглашение (при том, что Украина не является членом ЕИБ). Но за это время банк инвестировал в экономику Украины почти 5,8 млрд евро и продолжает готовить новые проекты.

Переговоры Украины с ЕИБ о получении средств кредита по проекту "Развитие водоснабжения и водоотвода в г. Николаев" состоялись в январе 2010 г. Финансовое соглашение было подписано 2 февраля 2010 г. ЕИБ принял решение предоставить кредитные ресурсы коммунальному предприятию "Николаевводоканал" с целью обеспечения европейского уровня экологической безопасности предприятия, приведения системы очистки и подачи потребителям питьевой воды к европейским стандартам. Сумма займа составила 15,54 млн евро, сумма гранта, предоставленного в 2011 г. предприятию, - 5,1 млн евро. Соглашение по проекту было ратифицировано и вступило в силу 12 сентября 2012 г., в 2014-м предприятие выбрало средства в объеме 5,0 млн евро, и с того времени проект не работает. В процессе согласования находится просьба Украины по продлению проекта до конца 2020 г., выборка по нему составляет 32,18% от суммы кредита. Очевидно, в Николаеве нет проблем с очисткой и подачей потребителям питьевой воды, и предприятие не заинтересовано в реализации проекта, средства кредита и гранта не используются в течение семи лет.

Не начата выборка средств по проекту "Городской общественный транспорт в Украине": сумма займа составляет 200 млн евро, цель проекта - обновление парка городского транспорта и реконструкция трамвайных и троллейбусных линий. А также по проекту "Модернизация и реконструкция магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород", сумма займа ЕИБ - 150 млн евро.

Проект "Высшее образование Украины" предусматривает охват энергоаудитом 147 зданий, проведение мероприятий по энергосбережению в 20 новых и существующих лабораториях в семи университетах Украины. Сумма займа - 120 млн евро согласно соглашению, подписанному в 2016 г. Цель проекта - оказание университетам помощи в эффективности использования энергии, энергосбережении и оптимизации управленческих процессов энергопотребления - не достигнута, средства кредита не выбираются. Не поступают в Украину и инвестиции по проекту "Высшее образование Украины", где кредитором является Северная экологическая корпорация. Финансовое соглашение было подписано в конце 2017-го на сумму 30 млн евро. Выборка средств по обоим проектам не начата. У Украины есть реальная возможность реализовать эти проекты и не закрывать двери университетов с декабря по март, когда невыносимо холодно в их аудиториях.

В декабре 2016 г. между Украиной и ЕИБ было подписано Финансовое соглашение по проекту "Основной кредит для аграрной отрасли Украины" на общую сумму 400 млн евро. Проектом предполагается финансирование аграрного сектора экономики, а именно - по направлениям выращивания зерновых и масличных культур, рыбного хозяйства и аквакультуры в Украине. Для реализации проекта финансовым агентом был определен Укрэксимбанк для помощи в его имплементации. ЕИБ выделил грантовые средства Министерству аграрной политики и продовольствия для помощи в имплементации. Финансовое соглашение между Украиной и ЕИБ вступило в силу в 2016-м, но до сих пор выборка средств по проекту так и не начата. Создается впечатление, что правительству не нужны инвестиции, направленные на развитие конкретных отраслей экономики, а не поступающие в общий фонд государственного бюджета как транши МВФ.

Кредитный портфель Украины с ЕИБ сегодня составляет 14 действующих проектов на общую сумму около 3 млрд евро, из них невыбранными остаются средства в объеме почти 2,5 млрд.

Таким образом, анализ реализации кредитных портфелей трех крупнейших МФО, работающих в Украине в государственном секторе, свидетельствует, что существуют большие объемы потенциальных кредитных ресурсов по инвестиционным проектам, которые Украина не выбирает и за которые часто платит комиссию за резервирование. И хотя наша страна очень нуждается в инвестициях в развитие инфраструктуры, энергетики, коммунального хозяйства, но государственная система не работает в полную силу, чтобы обеспечить эффективное использование внешних финансовых ресурсов, к которым имеет доступ. Часть упомянутых МФО, согласно своим мандатам, работают в Украине с частным сектором, и по этим проектам уровень выборки кредитных средств значительно выше. Каковы причины того, что кредитные средства остаются неиспользованными?

Цена кредитных средств МФО очень выгодная, сроки кредитования достаточные для того, чтобы реализовать проекты. В процессе подготовки новых проектов между делегациями Украины и МФО проводятся переговоры по определению направлений, условий, этапов реализации кредитов, то есть банки предоставляют кредиты, которые нужны государству и направлены на важнейшие сферы развития экономики. Исполнители проектов (бенефициары) часто жалуются на существование в Украине жестких бюрократических процедур по сотрудничеству с МФО и на жесткие бюрократические процедуры самих МФО. Между тем проекты МФО, работающие в частном секторе Украины, преодолевают эти трудности и успешно используют кредитные средства.

Мы посмотрели кредитные портфели лишь по трем МФО (МБРР, ЕБРР и ЕИБ) и только по инвестиционным проектам в государственном секторе и увидели, что неиспользованными остаются значительные кредитные ресурсы, которые по объемам сопоставимы с программой МВФ для Украины:

- по проектам МБРР неиспользованными остаются 1,5 млрд долл.;

- по проектам ЕБРР - 723 млн евро;

- по проектам ЕИБ - 2,562 млрд евро.

Общая сумма неиспользованных средств составляет около 5 млрд долл.

Указанные кредиты направлены на реализацию проектов в сферах энергетики, инфраструктуры, коммунального хозяйства и т.п., и низкий уровень использования этих средств вызывает обеспокоенность действиями (или бездеятельностью) правительства и повышает риски нашей экономики и национальной безопасности, создает негативный имидж в глазах мировой экономики. МФО готовят новые выгодные проекты и готовы сотрудничать с Украиной в рамках новых стратегий, но нуждаются в доказательствах того, что это сотрудничество необходимо нашему государству. Наилучшим таким доказательством будет ускоренная реализация проектов, как тех, которые сегодня есть в кредитных портфелях, так и находящихся на стадии подготовки. Украина имеет доступ к крупным объемам кредитных ресурсов и не использует все возможности, хотя специалистам известно, как это сделать.

И в завершение. На сайте Министерства финансов Украины появилось сообщение: "Украина наращивает темпы выборки совместных с МФО инвестиционных проектов". По информации Минфина, показатель выборки по займам Всемирного банка составляет 39,1%, по займам Европейского инвестиционного банка - 17,7%. То есть ситуация, сложившаяся с выборкой кредитов МФО, воспринимается Министерством финансов как положительная...