От расходов до накоплений

Автор : Роман Семенуха
09 июля 13:36

Готова ли пенсионная система Украины ко второму уровню?

 

Пенсионные фонды всех ведущих стран мира базируются сегодня на солидарном и накопительных уровнях пенсионного обеспечения. То есть солидарная система в виде государственной помощи пенсионерам действует, но ее недостаточно для обеспечения достойных пенсий.

Комбинацию из солидарного и накопительных уровней пенсионного обеспечения используют как в государствах с устоявшейся экономикой, так и там, где экономика только развивается, но с единственным отличием. В таких странах, как Чехия, Эстония, и некоторых других странах ЕС государство обязывает граждан делать взносы в накопительные фонды, тогда как в США и Германии внедрили обязательные отчисления лишь для солидарной системы, а сознание общественности уже достигло уровня, когда человек добровольно регистрируется в различных пенсионных программах для обеспечения своей будущей пенсии.

Между тем дефицитный бюджет Пенсионного фонда Украины не тянет уже даже мизерных выплат солидарного уровня. Но о переходе к накоплению в любом из вариантов речь даже не идет. Украинское правительство пока не предложило ничего лучшего, как уменьшить фискальный разрыв, который нельзя назвать ни перспективным шагом, ни, тем более, реформой.

В Пенсионный фонд сейчас привлекаются средства с налогообложения заработной платы. На внедрение второго уровня системы пенсионного обеспечения, которое представляет собой обязательные накопления участников, средств явно не хватает. Так что прежде всего возникает следующий вопрос: за счет чего будет происходить накопление в пределах второго уровня?

Сейчас заработная плата каждого официально работающего человека облагается налогами на 40%: 22% составляет единый социальный взнос (ЕСВ) и 18% - налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В пределах ее общего налогообложения также содержится 1,5-процентный военный сбор. Основная доходная часть ПФУ формируется из поступлений ЕСВ, при этом на текущий год прогнозируется колоссальный дефицит.

НДФЛ расщепляется в государственный и местные бюджеты на другие нужды. Возможно, сегодня следует рассмотреть привлечение средств, которые будут отчисляться во второй уровень, от части поступлений НДФЛ. Такой вариант не был проработан, ведь в правительстве отсутствует общая концепция внедрения накопительной системы. А ведь именно она позволяет при меньших взносах обеспечивать пенсию большую, чем сегодня предлагает солидарная система, и к тому же большую, чем она сможет предложить в будущем.

В 2017 г. из поступлений НДФЛ планируется направить в государственный бюджет 63 млрд грн, в местные -
87,5 млрд. Местные бюджеты находятся в том состоянии, когда изымать какие-либо средства из них невозможно, потому что это может привести к финансовому кризису того или иного региона. Но перераспределение национальной доли НДФЛ вполне возможно. Прогноз дефицита ПФУ текущего года - 141,3 млрд грн. Если же разгрузить Пенсионный фонд, переведя все несвойственные выплаты, не относящиеся к выплатам пенсии по возрасту (90 млрд грн), в отдельную статью госбюджета, остаток дефицита составит 51 млрд.

Поступления от ЕСВ сегодня расщепляются неэффективно: 136 млрд грн направляются в Пенсионный фонд, а еще 28,5 млрд - в Фонд по безработице и Фонд страхования от несчастных случаев и потери трудоспособности. По логике солидарной системы, ЕСВ должен формировать лишь доходную часть бюджета ПФУ. При такой ситуации мы уже имели бы сокращение дефицита с 51 до 22,5 млрд грн.

Те 63 млрд грн, что поступают от НДФЛ в госбюджет, могли бы решить две проблемы: сделать бюджет ПФУ бездефицитным и стать базой для накопительной системы пенсионного обеспечения Украины. Если средняя цифра поступлений НДФЛ в госбюджет ежегодно будет составлять около 60 млрд грн, то через 15 лет бюджет Накопительного фонда достигнет 900 млрд и будет больше, чем госбюджет Украины 2017 г.

При условии обеспечения экономически стабильного, эффективно функционирующего второго уровня третий уровень пенсионного обеспечения будет развиваться естественным путем. Как правило, в странах мира, где действует трехуровневая система пенсионного обеспечения, добровольные взносы не лимитируются, а процент, на который фонд увеличивает накопления, устанавливается в зависимости от выбранной участником пенсионной программы. В Украине третий уровень официально работает, но, к сожалению, формально. Без запуска второго уровня развития третьего не будет - 62 украинских негосударственных пенсионных фонда обслуживают сейчас около 800 тыс. человек. Небольшое количество участников объясняется просто - люди столько раз теряли свои сбережения, что боятся доверять их как негосударственным, так и государственным учреждениям. Причина в том, что как в советское время, так и в период независимости Украины власть так и не обеспечила вкладчикам действенный фонд гарантирования сохранения средств. Если сейчас правительство исправит эту ошибку и сможет запустить эффективную работу второго уровня пенсионного обеспечения, доверие вкладчиков вернется, система стабилизируется и начнет развиваться.

Для внедрения удачной модели системы пенсионного накопления не лишним будет проанализировать международный опыт в этой сфере. В качестве примера можно привести страны с развивающейся экономикой и страны со стабильной экономикой.

Эстония. Средняя заработная плата составляет 902 евро, средняя пенсия - 395 евро. Система пенсионного обеспечения трехуровневая. Общее налогообложение заработной платы - 33%. С этой суммы 4% автоматически перечисляются в накопительный уровень. Еще 2% - это взнос работника с брутто-зарплаты. Отчисления в третий уровень не имеют ограничений.

Чехия. Средняя заработная плата - 770 евро, средняя пенсия - 368 евро. Система пенсионного обеспечения трехуровневая. Общее налогообложение заработной платы - 28%, из которых в накопительный фонд перечисляется 5% (2% вносит работник, 3% - работодатель). Отчисления в третий уровень добровольные, а значит, не лимитированы.

Польша. Средняя заработная плата - 708 евро, средняя пенсия - 410 евро. Система пенсионного обеспечения трехуровневая. Общее налогообложение заработной платы - 19,5%. 12% поступают в государственный пенсионный фонд в поддержку солидарной системы, 7,5% - в открытые пенсионные фонды, которыми руководят как польские, так и зарубежные финансовые структуры, занимающиеся инвестиционным рынком ценных бумаг. Требование к такому открытому фонду - наличие государственной лицензии.

Швеция. Средняя заработная плата - 3100 евро, средняя пенсия - 965 евро. Трехуровневая система пенсионного обеспечения. Обязательное налогообложение зарплаты работника на пенсионные нужды - 16%. Во второй уровень работник отчисляет 2,5%, контроль над ними осуществляют открытые пенсионные фонды, их в государстве свыше 600. Отчисления в третий уровень не лимитируются.

Германия имеет более сложную систему пенсионного обеспечения. Средняя зарплата здесь составляет 2225 евро, средняя пенсия - 787 евро. Общие налоговые отчисления от зарплаты на пенсионные нужды - 19,4%. Первый уровень системы пенсионного обеспечения обязательный для отдельных систем, их четыре: пенсионное страхование рабочих и служащих, самозанятого населения; обеспечение для работников государственного аппарата, для фермеров и их семей, а также для отдельных профессиональных групп (медицина, юриспруденция и т.п.). Второй уровень подвязан под корпоративную отрасль, что представляет собой добровольное согласие работодателей выплачивать дополнительные надбавки к пенсии своим работникам. Третий уровень - это самостоятельное обеспечение гражданином своей старости с помощью отчислений или создания частного капитала путем участия в различных страховых программах.

США. Средняя заработная плата - около 4486 долл., средняя пенсия - 1199 долл. Обязательное налогообложение с зарплаты на пенсионную систему - 15,3%, из которых половину платит работодатель. США не распределяют свою систему пенсионного обеспечения по уровням. Здесь есть обязательная пенсия по возрасту, которую платит государство, но она минимальна, так что граждане сами занимаются обеспечением своей старости с помощью своих отчислений и участия в пенсионных программах. Наиболее распространены программы корпоративного сотрудничества. Обычно их два типа: фиксированные выплаты и выплаты, зависящие от инвестиций работника. В первом случае работодатель заключает соглашение с работником о пенсии по определенной формуле, где устанавливается процент отчислений за год службы, с каждым годом он возрастает, таким образом за свой страховой стаж человек при выходе на пенсию может получать сумму до 80% от своей зарплаты. Единственный минус системы - нежелание многих работодателей брать на себя долгосрочные пенсионные обязательства. Второй тип (выплаты, зависящие от инвестиций работника) более распространен. В этом случае работодатель и работник заключают договор о том, что каждый из них вносит на пенсионный счет работника определенный процент отчислений (его оговаривают индивидуально). Кроме этого, будущие американские пенсионеры самостоятельно вкладывают деньги в инвестиционные фонды или нетрадиционные активы: нефтяные фьючерсы, лес, драгоценные металлы, недвижимость.

Для Украины пример США в пенсионной отрасли пока недоступен. Украинский бизнес не готов к долгосрочному пенсионному договору со своим сотрудником, ведь экономическая ситуация сегодня настолько неустойчивая, что не позволяет гарантировать долгосрочную деятельность даже самого работодателя. Игры с налогообложением приводят к массовому закрытию ФЛП, большая часть предпринимателей разного масштаба переходит в теневой сектор. Представители Минсоцполитики утверждают, что из 26 млн человек трудоспособного возраста сегодня работают 16 млн, и из них только 10,5 млн являются плательщиками ЕСВ.

И все же воплотить опыт по внедрению второго уровня другими странами вполне возможно. Это же касается и третьего уровня. Многие сознательные украинцы готовы делать накопления на свою пенсию, единственное, что нужно со стороны государства, - обеспечить качественную работу и контроль над открытыми, негосударственными пенсионными фондами, которые будут иметь возможность инвестировать пенсионные средства и приумножать их.

Формула расчета пенсионных накоплений довольно проста. По данным ПФУ, средний страховой стаж в Украине равен 36 годам, и в среднем на протяжении 14 лет после выхода на пенсию человек получает пенсию. Годовой процент, обеспечиваемый сегодня государственными банками, составляет 16%. Около 10% поглощает инфляция, так что реальный процент приумножения средств, который можно обеспечить, - 6%. Помесячное отчисление 3% от заработной платы под 6% годовых за 36 лет позволит накопить около 200 тыс. грн, эквивалентных сегодняшним ценам. Это 1800 грн ежемесячно на протяжении 14 лет и даже дольше. Если бы Украина имела внедренную систему пенсионного накопления, сегодняшние 12,5 млн пенсионеров обеспечили бы около 84 млрд долл. актива пенсионного накопительного фонда, который стал бы реальным рычагом экономики.

Ведущие эксперты украинского рынка страхования утверждают, что для формирования эффективной накопительной системы достаточно платить от 2 до 10% от заработной платы работника. При этом человек должен иметь право выбирать пенсионную программу, в которую будут направлены эти взносы, с учетом выгодных процентов годовых.

Так происходит в других государствах, где пенсионные фонды являются инвесторами. Из системы PAYG (PAY as You Go), которая является аналогом солидарного уровня пенсионного обеспечения, большинство европейских государств перешли к консолидации солидарного и накопительного уровней еще в 1990-е годы. Открытые и частные фонды, обслуживающие второй и третий уровни накопительной системы, начали вести инвестиционную деятельность. Таким образом они сберегали деньги на пенсионных счетах от инфляции и приумножали их. Инвестиционная деятельность фондов в различных странах развивается по-разному, поскольку в одних государствах она имеет законодательные ограничения, в других - нет. Как правило, все пенсионные фонды являются инвесторами государственных займов, акций и облигаций. Многие фонды инвестируют в недвижимость. Наибольшую часть от общего объема инвестиций вкладывает в недвижимость Италия - 48%, второе место занимает Швейцария - 26, процент других основных ПФ варьируется, но не превышает 10%. Инвесторами иностранных объектов являются Нидерланды (42% от общего объема активов), Япония, Великобритания, Австралия (18), Швейцария (17%) и Швеция, Дания, Канада, Франция, США с меньшим процентом.

Для внедрения накопительного уровня в Украине необходимо сначала решить проблемы солидарной системы. Второй этап - подготовка финансовой системы страны. Для этого нужно:

- провести публичный аудит структуры и работы ПФУ западной авторитетной компанией;

- создать единый национальный реестр всех получателей социальных выплат;

- сделать верификацию всех выплат, проводимых ПФУ, Фондом по безработице и Фондом страхования от несчастных случаев и потери трудоспособности;

- часть НДФЛ переводить в накопительную систему;

- уменьшить расходы на структуру ПФУ (3 млрд грн) и перевести все несвойственные для фонда расходы на статьи государственного бюджета (90 млрд грн);

- определить государственного регулятора системы накоплений;

- установить нормы предотвращения мошенничества в секторе накопительного уровня, установить неотвратимость наказания для аферистов и недобросовестных владельцев банков;

- разработать систему гарантирования сохранения финансовых накоплений людей;

- осуществить валютную либерализацию;

- предложить государственные пенсионные программы.

Для Украины эффективно внедренная система накопления - это стабилизация экономического сектора, исключение дефицита Пенсионного фонда и достойное будущее для граждан. По данным Нацбанка, период перехода на систему накопительного уровня может занять 35–40 лет. Так что сейчас власть просто теряет время. Представленная Кабмином реформа не содержит тезисов о внедрении накопительного уровня вообще. В проекте есть лишь тезисы, позволяющие четко понять: люди, которым сейчас 40–50 лет, фактически будут получать значительно меньшие пенсии, требования к страховому стажу будут повышены, пенсионный возраст вырастет. Осовременивание пенсий будет разовым, а средняя зарплата, по которой будет проводиться расчет пенсий, на неопределенное время фиксируется на уровне 3764,40 грн. Если пенсионную реформу внедрят в таком виде, как предлагается сейчас, крах пенсионной системы Украины неминуем.