Инновации в финансовом секторе… Украина все еще может быть лидером

Авторы : Александр Шемяткин, Татьяна Шевцова
27 октября 18:38

Задачи на поверхности: привлечение инвестиций, сохранение и возврат трудового ресурса и, как следствие, рост экономики.

 

Министр финансов Украины Александр Данилюк в своей статье "О чем говорили в Вашингтоне. Выводы для Украины" отметил, что Украина должна следить за мировыми трендами и не терять шанс использования новых технологий и инноваций в финансовом секторе. Сказано это было о криптовалюте, но инновации в финансовом секторе не ограничены только криптовалютой. Среди последних трендов стоит отметить усиление роли налогов на потребление по сравнению с налогообложением доходов.

Такая тенденция является результатом многолетних исследований, установивших, что любая система налогообложения доходов в конечном итоге усугубляет долгосрочный экономический рост, ограничивая способность экономить и стимулировать потребление в краткосрочной перспективе. В противовес этому существенным экономическим преимуществом системы налогообложения потребления является стимулирование экономического роста, поскольку такая система обеспечивает возможность экономить деньги, поощряя будущие расходы и немедленные инвестиции. В свою очередь, инвестиции стимулируют экономический рост в краткосрочной перспективе. Можно также утверждать, что система налогов на потребление принципиально более справедлива, чем система налогов на доходы, потому что размер налога зависит от потраченной (потребленной) суммы.

Сейчас многие государства рассматривают вопрос о сокращении ставок или устранении налогов на доходы физических и юридических лиц при повышении ставок налогов на потребление - в первую очередь, речь идет о косвенных налогах. Налоговая система, основанная на потреблении, стимулирует экономический рост и создает более благоприятный климат для привлечения иностранных инвесторов в конкретное государство.

В этом аспекте стоит вспомнить о регулирующей роли налогов. Государство может формировать желаемое поведение налогоплательщиков посредством налоговой политики. Конкуренция экономик приводит к тому, что государства Евросоюза, имея ограниченные возможности в сфере косвенных налогов (в силу гармонизации), экспериментируют в сфере прямых налогов. Например, Латвия с 2018 г. вводит налог на распределенную прибыль вместо налога на прибыль. В Грузии этот налог работает с 2017 г., в Эстонии - с 2000-го, уже 17-й год подтверждая свою эффективность и привлекательность для инвесторов. В США многие штаты значительно сократили ставки налога на доходы для физических и юридических лиц, и все серьезнее идет дискуссия об освобождении от налогообложения инвестированных в бизнес финансовых ресурсов, а в более долгосрочной перспективе рассматривается возможность облагать только те средства, которые потребляются.

Какие задачи стоят сегодня перед экономикой Украины? Для ответа стоит взглянуть на данные пояснительной записки к законопроекту о госбюджете на 2018 г.

Из приведенных рис. 1 и 2 следует, что рост нашей национальной экономики в 2017 г. составит менее 2%, на 2018-й прогноз менее 3%. Украина также имеет отрицательный торговый баланс. Причем наш экспорт - это в основном природные ресурсы. Сюда же стоит добавить отток рабочей силы на уровне 2 млн человек за последние несколько лет, которая является наиболее ценным ресурсом для любого государства. И все это на фоне ежегодного бегства капитала на уровне 11 млрд долл. в год.

Исходя из приведенной информации, задачи на поверхности: привлечение инвестиций, в том числе за счет снижения оттока капитала, сохранение и возврат трудового ресурса и, как следствие, рост экономики. Рост ВВП выше 3% является обобщающим показателем успешности в достижении указанных целей. Такой рост может обеспечить принятие законопроекта о налоге на выведенный капитал. Законопроект был построен по принципу налогообложения потребления - облагаются только те средства, которые выводятся из бизнеса, а также по принципу администрирования косвенных налогов - базой для налогообложения является стоимость операции. Причем это именно те операции, которые сегодня используются для выведения средств из бизнеса без уплаты налога на прибыль или уплаты налога в минимальном размере. В своей аналитической записке Министерство экономического развития и торговли на этапе регуляторного согласования законопроекта справедливо и по сути определило налог как налог на выведенный из-под налогообложения капитал. Переход на предлагаемую модель налогообложения и есть инновацией в финансовом секторе, идущей в ногу со временем.

Согласно расчетам и Украинского института будущего, и МЭРТ (базовые принципы расчета были согласованы на рабочих встречах), в случае принятия законопроекта о налоге на выведенный капитал экономика Украины получит дополнительно 1,5% ВВП. Схематично это изображено на рис. 3.

Документ появился на свет благодаря волонтерской активности экспертов и представителей бизнеса, поддержке народных депутатов и, в конце концов, президента Порошенко. Инициатива прошла двухлетний путь от концепта в законопроекте №3357 до готового к принятию документа, отработанного в Минфине и прошедшего согласование в Кабинете министров Украины.

Кабмин должен был передать законопроект в парламент до 1 июля 2017 г., но до сих пор он не передан. Почему? Почему документ направляют на Национальный совет реформ, если о его поддержке публично заявили представители всех ветвей власти, включая премьер-министра и министра финансов? Собственно, Национальный совет реформ уже высказал свое мнение о необходимости принятия законопроекта. В ходе выступления 23 октября 2017 г. в Украинском институте будущего секретарь Национального совета реформ Дмитрий Шимкив заявил, что Минфин и Кабинет министров Украины могут передавать законопроект в парламент без еще одного решения Национального совета реформ, и что процесс рассмотрения может происходить параллельно.

Насколько нам известно, одним из аргументов в обоснование волокиты с передачей законопроекта в парламент являются возможные потери бюджета в размере 27 млрд грн. Именно такой показатель (порядка 30 млрд, а не 40) признан МЭРТ и Минфином. Неужели государство не может себе позволить вложить в экономику 27 млрд грн, чтобы получить плюс 1,5% роста ВВП? В условиях накопленных по стране убытков по налогу на прибыль в сумме более 1 трлн 100 млрд грн, в условиях невозвращаемой годами переплаты по налогу на прибыль в сумме более 24 млрд грн (якобы сократившейся в этом году до 14 млрд) это выглядит как минимум странным.

Стоит отметить, что и эта сумма в 27 млрд грн является дискуссионной и основана только на тех показателях и консервативном расчете, который признает МВФ. Данная сумма не учитывает поступлений от ряда операций, приравненных к выведению капитала, в связи с отсутствием базовых показателей для расчета, о чем указывают в своих расчетах и Минфин, и Немецкая консультационная группа. Также принятый в расчет показатель детенизации экономики основан на фактическом эффекте, полученном за счет снижения ставки ЕСВ, который вне сомнений является существенно заниженным по сравнению с эффектом, достигаемым переходом на налог на выведенный капитал . Другими словами, есть все основания полагать, что 27 млрд - это завышенная сумма недобора бюджета, в то время как уже в первый год бюджет соберет больше, чем прогнозируется. Расчеты Украинского института будущего на среднесрочную перспективу подтверждают, что уже на третий год бюджет получит бездефицитное поступление налога, а доходы четвертого перекроют уменьшение поступлений в первые два года работы модели. А в последующие годы это позволит получать значительно больше налога за счет роста экономики (а не выжимания финансового ресурса из бизнеса, как это происходит с налогом на прибыль). Это и есть инвестиция государства в будущее. Законопроект о налоге на выведенный капитал создает предпосылки для эффективного реформирования ГФС и экономические условия для уменьшения оттока капитала.

Пятьдесят шесть бизнес-ассоциаций поддержали введение налога на выведенный капитал с 2018 г. Бизнес готов к этой модели, называя ее экономическим безвизом, готов закрыть глаза на нарушение требований Налогового кодекса о принятии законопроектов не позднее, чем за полгода до начала бюджетного года (что, впрочем, привычно нарушается из года в год). Какой еще законопроект имел такую поддержку у бизнеса, предлагая реальную реформу и оставаясь при этом фискально ответственной моделью? Такая поддержка бизнеса возможна благодаря значительному упрощению администрирования по сравнению с налогом на прибыль и экономическим стимулам, заложенным в модели. И когда на заседании Кабинета министров Украины звучат предложения доработать законопроект и освобождать от налогообложения только средства, потраченные на приобретение конкретного перечня оборудования, то от таких предложений зашкаливают негативные эмоции, поскольку лучшего способа убить идею и концепцию законопроекта не придумаешь. Бизнес-ассоциации, в том числе Национальная ассоциация банков Украины, однозначно высказались в поддержку именно того текста, который прошел рабочую группу при Минфине. Все предложения по доработке законопроекта в стиле "совка" (давайте побольше урегулируем) бизнес не поддержит, а в результате такой "совковой" доработки страна получит еще одного уродца, убившего здравую идею.

Так какая же действительная причина нежелания Кабинета министров Украины передать законопроект в парламент? МВФ? Не верим! Другие требования Фонда, не выполненные Украиной, только подтверждают такое неверие.

Как авторы-волонтеры законопроекта, вложившие свой многолетний опыт и интеллект в данный документ не для политиков, а для развития страны, в которой хотим остаться и создать условия для жизни наших детей и внуков, в связи с явной волокитой со стороны Кабинета министров Украины имеем право инициировать регистрацию законопроекта народными депутатами, многие из которых уже несколько месяцев решительно настроены внести его в парламент. Мы очень надеемся, что возглавит этот процесс глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, благодаря которой стало возможным появление этого законопроекта. Во вторник, 24 октября, на заседании совета регионального развития нардеп посвятила часть своего доклада налогу на выведенный капитал, отметив необходимость его скорейшего принятия. Мы также будем инициировать внесение законопроекта в парламент непосредственно президентом как неотложного, поскольку глава государства неоднократно публично поддерживал данную инициативу, а его прошлогоднее выступление на Национальном совете реформ и решение данного органа стали переломными в судьбе законопроекта.

Украина может быть лидером инноваций в финансовом секторе уже с 2018 года!