Быть верным Богу и Украине, или Как закаляются патриоты

Автор : Ольга Майская
16 мая 00:00

В "Пласте" мы используем тактику "Большой Игры". Эта тактика учит воспринимать свою жизнь как большую увлекательную игру, в которой есть правила (игра обязательно должна быть честная), задания, время для выполнения этих заданий и различные механизмы их выполнения.

 

Праздник Победы 9 мая в этом году был непохож на все предыдущие. Впервые ограничили торжества в Киеве. Впервые слова песни "над нашей родиною дым" показались написанными сегодня, каким-нибудь украинским поэтом. Впервые люди ожидали не салюта - с радостным предчувствием, а провокаций - с опаской. Впервые мы не можем разобраться, что же творится с нашей Родиной, с нашими людьми... Пока взрослые пытаются если не понять, то хотя бы решить для себя, как ко всему этому относиться и как жить дальше, дети смотрят, слушают и спрашивают. Их вопросы поражают своей точностью - детей не проведешь. Почему идет война? Кто и с кем воюет? Почему наш сосед как огня боится повестки из военкомата, тогда как другие добровольно записываются в Национальную гвардию? Кто такие патриоты и чем они отличаются от националистов? Дети не могут долго ждать, пока семейный совет выдаст тщательно продуманный ответ. Если они своевременно не получат ответов от родителей, всегда найдутся желающие транслировать детям свою версию правды...

От того, что вы ответите детям сегодня, зависит то, какими они станут завтра. Хотим ли мы видеть наших детей патриотами? Что это означает теперь? И что нужно делать, чтобы они выросли такими? А если не патриотами, то кем тогда? О военно-патриотическом воспитании и многом другом мы говорили с председателем национальной скаутской организации Украины "Пласт" Ярославом Юрчишиным...

Но сначала - немного о самой организации.

Пласт был основан в 1911 г. на Западной Украине, но уже с 1930-го он перешел практически на нелегальное положение: ни польская, ни нацистско-немецкая власть пластунов не жаловала, а советская - вообще запретила, объявив врагами народа и создав свою организацию - пионерскую. Так продолжалось до 80-х годов прошлого века, когда "Пласт" был восстановлен.

Члены "Пласта" называют себя пластунами. Слово "пластун" - соответствие английского "скаут", в переводе - "разведчик", оно происходит от названия казаков-разведчиков.

У Пласта есть нечто общее с войском. Использование впоряда (специальных команд) помогает соблюдать порядок во время путешествий, празднований, лагерей и других акций. Форма и знаки отличия свидетельствуют о достижениях пластуна, отбытых им лагерях, обязанностях в организации; по форме пластуны узнают скаутов других стран.

Как организовано патриотическое воспитание в "Пласте"?

"Пластовая методика воспитания, которая является национальным выразителем скаутской методики, распространенной по всему миру, исповедует подход, согласно которому ребенка можно воспитать лишь тогда, когда ему это интересно, - рассказывает пан Ярослав. - Мы даже не говорим о воспитании, мы пользуемся понятием "самовоспитание". Важно, чтобы ребенок не чувствовал искусственности этого процесса, поэтому в "Пласте" мы используем тактику "Большой Игры". Эта тактика учит воспринимать свою жизнь как большую увлекательную игру, в которой есть правила (игра обязательно должна быть честная), задания, время для выполнения этих заданий и различные механизмы их выполнения. Чем больше ты знаешь механизмов, тем больше можешь успеть. Чем лучше ты общаешься и сотрудничаешь с другими, тем легче тебе достигать цели".

Для каждого пластуна или пластунки есть три главных правила, выделяющих их из остальных: быть верным Богу и Украине, помогать другим и жить по Пластовому закону (14 характеристик пластового идеала, представленных в форме прилагательных в отношении характера человека: точный, приносит пользу, заботится о своем здоровье и т.п.). Первое правило и является базисом для патриотического воспитания на основе христианских ценностей, которые, несмотря на отношение к религии, общие для всей европейской цивилизации. "Поэтому вся наша деятельность комплексно охватывает определенные аспекты любви к родному краю и обычаям. Идем в горы - посещаем исторические места, учим песни - отдаем предпочтение известным народным и ищем историю их происхождения, изучаем традиции нашего народа, посещаем разные уголки Украины, - рассказывает председатель "Пласта". - И это не какой-то отдельный четко выделенный элемент, а постоянное чувство гордости за причастность к нации с великой и славной историей и с не менее славным, хотя и сложным настоящим. Два главных принципа - естественность и комплексность".

Ярослав Юрчишин считает, что патриотизм в новой свободной Украине, да и в любой свободной стране, нужно воспитывать на положительных достижениях своего народа, а также представителей разных народов, не только в своей истории, но и в истории Европы и мира. На взаимоуважении к действиям, поступкам и даже словам, которые несут общую пользу, и на умении увидеть вред даже в весьма привлекательных, на первый взгляд, вещах. Собственно, критически относиться к информации, трактовке событий, а не воспринимать все подаваемое без критики, на ура - база для формирования любого навыка. Поскольку только адекватно воспринимая мир, мы воспитываем патриотизм, при других условиях - шовинизм и ксенофобию как антиподы собственно любви к своему народу и земле. Нужно воспитывать самоуважение и любовь со знаком "за", а не со знаком "против".

Патриотизм и национальная самоидентификация

Насколько взаимосвязаны национальная самоидентификация и осознанность с патриотизмом и преданностью Родине? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Мы знаем множество примеров, и из древней истории, и из современности, когда представители других наций, проживающих в Украине, проявляли себя действенными патриотами, вплоть до жертвования жизнью ради общей пользы украинцев. "В Небесной сотне Майдана мы встречаем имена и белоруса, и русского, и армянина, и грузина, - напоминает Ярослав Юрчишин. - И это тогда, когда значительная часть украинцев, даже сторонников Майдана, поддерживала его за мониторами компьютеров или в так называемой диванной сотне, наблюдая за ходом событий у экранов телевизоров. Поэтому взаимосвязь между национальной самоидентификацией и патриотизмом есть, но решающая ли она, сказать трудно. Скорее, можно утверждать, что воспитание национальной гордости является положительным фактором для формирования патриотического мировоззрения. Поэтому в "Пласте" и уделяется довольно большое внимание формированию именно этого навыка - любви к родному народу и Украине".

Почему стал возможен крымский сценарий, почему большинство крымчан оказались непатриотами Украины? "Как по мне, - сказал пан Ярослав, - основная причина этого - чрезвычайно мощная пропаганда со стороны российской власти. У нас было очень мало русскоязычного патриотического именно украинского информационного и развлекательного продукта. А у людей имеется естественная потребность получать информацию на родном языке, - так проще, не надо перестраиваться. Поэтому крымчане получали информацию преимущественно из российских каналов. Наложенное на довольно высокий средний возраст (Крым - один из самых старых, в возрастном разрезе населения, регионов), на то, что в Крым переселялись бывшие работники спецслужб и армии СССР, на присутствие Черноморского флота России, - все это и привело к тому, что крымчане так и не стали украинцами по мировоззрению. Наконец, Украина долгое время была безразлична к Крыму, так почему Крым должен был не быть безразличным к Украине? Это регион, в котором за независимость нашего государства проголосовало меньше всего людей - чуть больше половины населения. И это уже тогда должно было быть очень тревожным звоночком для Киева, аргументом для запуска специального проекта мягкой украинизации Крыма (и, что самое главное, здесь вопрос языка вообще не определяющий, больше - вопрос формирования проукраинского мировоззрения)... Сейчас мы разрабатываем специальную программу для наших ячеек в Крыму, чтобы у пластунов на этой оккупированной территории все-таки была возможность приобщиться к нашим программам и мероприятиям. Хотя этого можно было избежать, если бы более 20 лет украинская власть не пыталась не замечать Крым".

Чем авторитарнее государство, тем патриотичнее народ?

Действительно, глядя, например, на современную Россию или нацистскую Германию, можно сделать такой вывод. Но действительно ли это так?

"Шовинистский, ксенофобский - да, патриотичный - нет, - уверен глава украинских скаутов. - Я уже говорил выше: есть любовь к своей стране "за" ("за" собственную историю, "за" достижения и вклад в развитие цивилизации), а есть любовь "против" ("против" тех, кто развалил империю, кто выиграл в предыдущей войне). Первая формируется долго, она менее интенсивна в своих проявлениях, но более длительная. Это патриотизм современного просвещенного британца, швейцарца или американца. Почему именно просвещенного? Потому что нуждается в критическом отношении к информации, умении принимать и прощать. Вторая - очень интенсивная, формируется очень быстро, так как затрагивает поверхностные чувства - страх, спесь и т.п. Но так же быстро и исчезает. Конечно, если она не формировалась годами, не вживлялась в сознание от рождения пропагандистской государственной машиной. Различить эти два проявления любви к собственному народу и стране очень трудно, поскольку грань чрезвычайно тонкая: я горжусь и работой докажу, что мой народ достоин, - или я готов перегрызть горло, чтобы доказать, что я лучше. Мы в "Пласте" очень часто сталкиваемся с тем, что наши волонтеры оказываются перед соблазном быстрого формирования патриотизма со знаком минус. Но ведем эту работу уже более сотни лет, вели ее даже в период запрета на территории СССР среди диаспоры, так что у нас есть наработки и мы заботимся о воспитании, если так можно сказать, положительного патриотизма".

Зовет ли
военная романтика

Почему определенное количество юношей в Украине не хочет служить в армии, даже сегодня, в такое непростое для страны время? Ярослав Юрчишин является представителем куреня "Орден Железной Остроги", объединения волонтеров "Пласта" в возрасте от 18 лет и старше, выбравшего себе специализацию "развитие военно-патриотичного воспитания". "Мы, собственно, в рамках "Пласта" хотели наработать схему трансформирования естественного влечения мальчиков к игре в "войнушку" не в желание мочить зомби в компьютерных салонах, а в сознательное желание научиться защищать себя и своих родных, - рассказывает он. - Мы проводим лагерь "Легион", являемся соорганизаторами игры "Джура" (аналог известной советской "Зарницы", но по легенде казачества). И мы столкнулись с комплексом проблем: непонимание государством потребности в армии на современном этапе развития, низкий социальный статус военных, "старение" армии, то есть, ее повальная неприспособленность к современности. Украинская армия унаследовала от советской все ее недостатки - дедовщину, повальный алкоголизм и т.п., но утратила тот ореол героичности, который таки имела армия, победившая во Второй мировой войне. Но теперь мы становимся свидетелями изменения отношения общества к армии. Если раньше большинство граждан относилось к военным негативно или нейтрально, то теперь отношение становится позитивным. Одна проблема: нет веры в способность нашей армии на современном этапе ее развития защитить Украину, а значит - выполнить свою главную функцию. Поэтому, чтобы поднять авторитет армии, надо сделать ее боеспособной. А тогда найдется и достаточное количество парней и девушек, которых позовет военная романтика, и они свяжут с ней свою жизнь".

Какой будет
новая волна

В "Пласте" стремятся, чтобы молодежь Украины была прежде всего востребованной. "У нас прекрасная молодежь, которая может дать фору в активности, целеустремленности и мотивированности к полезной работе кому угодно. Но в Украине сложилась ситуация, когда молодежи легче себя реализовать за пределами Родины. Поскольку там нужны молодые ученые, ІТ-специалисты, культурологи, историки - кто-то, кто готов добиваться результата. Там есть социальные лифты, которые может использовать и наша молодежь. А в Украине их мало, - считает Ярослав. - У меня очень многие друзья стояли перед дилеммой - закопать свой талант здесь, прозябая на мизерной зарплате научного работника, не имея возможности продать собственный патент, молясь, чтобы не закрыли институт, или уехать и получить опыт и адекватную оплату своего труда. Часть уехала, однако эти люди остались украинцами: помните массовые выступления в столицах мира в поддержку Евромайдана? Это она, так называемая академическая диаспора новой волны.

По моему убеждению, сформированному более чем 13-летним опытом работы как с детьми и молодежью в "Пласте", так и воспитанием собственных детей, молодежь будет такой, какой мы хотим ее видеть, она разовьет те навыки, которые мы будем стимулировать. Поэтому покажем, что молодежь нам нужна, - и она приобретет навыки и умения, которые сейчас так нужны Украине".