Возможен ли баланс газа при дисбалансе между его собственниками?

Автор : Алла Еременко
23 января 22:00

Переход к старым условиям приведет к дальнейшему сокращению доли "Газпрома" в Украине. Прежние контрактные условия делают предложение российского монополиста еще менее привлекательным по сравнению с рыночными условиями европейских поставщиков "Нафтогаза".

 

19 января Крещение, и для многих из нас снова не только водой. Не иорданской или днепровской - огнем и мечом… Но "дружбу глубокой заморозки" от 19 января 2009 г., очевидно, не растопить.

Не истек еще "срок годности" брюссельского зимнего пакета газовых соглашений между "Нафтогазом Украины" и "Газпромом", а россияне уже готовы к очередным "подвигам". На сей раз - откровенно против ЕС, а не только против Украины. Рынки обеих сторон Россия теряет. Но "Газпром", с подачи Путина, актуализирует газовую тему - весенне-летний газовый пакет. Это тем более цинично, что российский газовый холдинг вполне устраивает контракт с НАКом шестилетней давности. По цене. Не устраивает то, что "Нафтогазу" непозволительно покупать дорогой газ, прежде всего, у "Газпрома". Но дороговизна, а главное, цена для страны исчисляется не по формуле газового контракта.

Передо мною - карты-схемы режима работы газотранспортной системы Украины первых дней января… 2009 г. Реверсный режим выживания Украины. Именно тогда слово "реверс" для многих (и не только украинцев) приобрело абсолютно прикладное значение - специалисты "Укртрансгаза", вопреки всему, обеспечили максимально возможную переброску газа из подземных хранилищ на Западе Украины, переключив работу всей ГТС в реверсный режим, закольцевав ее, - чтобы не замерз Восток страны. И кто-то еще удивляется, что единую Украину на ее Востоке защищают добровольцы, рожденные в Западном регионе?!

Или кто-то удивлен очередной порцией претензий путинского "Газпрома"?

Как ни прискорбно это осознавать, с газовой монополией воюющей с нами России предстоит договариваться. Жуткий энергополитический бизнес. На крови…

Должок?

С огромными усилиями Украина пока при вербальной поддержке операторов и дистрибьюторов из ЕС, хотя и не без проблем пытается диверсифицировать газопоставки. РФ в ответ, как давно повелось, прибегает к превентивным тактическим мерам. Банально и грубо, но действует! От имени и по поручению "Газпром" настоятельно напоминает "Нафтогазу" и Украине: "Должок!". Невзирая на иски и процедуру их рассмотрения в Стокгольмском арбитраже.

И это все только один из внешних фронтов - газово-энергетический и очень энергичный. Не обеспечив тылы, держать и сдержать удар даже в одном направлении будет сложно. Экономически и политически. Уже потому, что "Газпром" - не просто хозяйствующий субъект международного энергетического рынка, просчитывающий долгосрочную прибыль, в том числе по контрактам с украинскими деловыми партнерами. В данном случае он - "Град", "Буратино"… И по-прежнему незаменимое для Путина политическое оружие.

Петр Порошенко явно переусердствовал, когда пытался вселить оптимизм в сограждан и инвесторов, заявив на днях, что через два года Украина сможет обойтись без российского газа. Или ему не все рассказали о рынке газа и составляющих его баланс, в том числе отечественном. Или слишком обнадежили. Или?..

Этот рынок не ограничивается частными интересами и интересами частников, будь то теща или кума, добывающие или трейдерские компании, "Нафтогаз", НКРЭКУ, Минэнергоугольпром, ДЭХ, Евроэнергосообщество, МЭА или МВФ. Теоретически отказаться от импорта природного газа из РФ - дело нехитрое. И это можно убедительно обосновать. Мастеров по этой части "хоч греблю гати". Практически это сделать сложно, не будучи уверенным в том, что твои попытки "расчистить газовые конюшни", если собираешься их чистить, не воспримут как очередную смену вывесок и неугодных на угодных. И это еще не все. О технической и финансовой сторонах "газовой медали" ZN.UA рассказывает с 1994 г. Увы, во благо Отчизны этими познаниями никто не воспользовался.

Не призываю вас отмести мысль об энергонезависимости Украины именно от РФ. Просто не уподобляйтесь Путину. И в громких заявлениях, в том числе.

Премьер А.Яценюк публично заявил 30 декабря 2014 г., что, мол, с посредником - Фирташем (видимо, речь прежде всего о холдинге Ostchem. - А.Е.), как воплощением зла на рынке газа, покончено. Яценюк, очевидно, это заявление считает своим достижением. В реформах и борьбе с коррупцией? Это, безусловно, "макроуровень". Но мы подобное уже слышали в ноябре 2008-го - январе 2009-го, когда "ликвидировали" как посредника другое газотрейдерское детище "Газпрома" и Фирташа - "РосУкрЭнерго". Та операция "ликвидация", не без молчаливого участия и бездействия заинтересованных сторон, обошлась Украине в 12 с хвостиком миллиардов кубометров газа. Во сколько обойдется эта?

Дисбаланс-2009

1 января 2009 г. "Газпром" перекрывает вентиль на системе газопроводов, по которым газ поставляется в газотранспортную систему Украины и транзитом в ЕС. Транзитные объемы газа для Европы по территории Украины еще неделю "не трогают". На то время украинская ГТС транспортировала около 85% российского газа в ЕС.

Но вскоре РФ обвиняет Украину в несанкционированном отборе транзитного газа из магистральных газопроводов (далее, как в анекдоте, ложечки нашлись, но осадок остался…). "Газпром" прекращает поставки в Европу по украинской ГТС, в результате без российского газа остаются и все наши европейские соседи. Молдову и несколько приграничных регионов Украина поддерживала за счет своих ресурсов и резервов подземных газохранилищ, хотя сама еще раньше оказалась на грани замерзания.

Европа не просто мерзла - требовала возобновить поставки газа. Любой ценой. Кремль кивал на Киев. Киев звал Европу - в свидетели, в посредники урегулирования конфликта с РФ.

Инспекции газоизмерительных станций на границе Украина-РФ экспертами из ЕС никак не делали их нашими союзниками (в тот момент). Они подчеркивали, что европейские потребители газа не ищут виновного в том, что они замерзают, а требуют возобновить поставки газа. Остальное - проблемы между Украиной и РФ, "Нафтогазом" и "Газпромом".

Газовый кризис января-2009 разрешился (для кого?) подписанием двух контрактов между газовыми компаниями Украины и РФ. Вот именно - между! Сегодня россияне заявляют, что их вполне устраивает, по крайней мере, контракт купли-продажи газа "Нафтогазу" с привязкой цены газа к цене нефти и продуктов ее переработки. В настоящее время базовые положения обоих контрактов от
19 января 2009 г. - купли-продажи газа и транзитного - основание и предмет исков в Стокгольмский арбитраж.

…Если бы в ночь на 19 января 2009 г. процесс согласования и подписания газовых контрактов между "Нафтогазом Украины" и "Газпромом" транслировался в режиме реального времени, трудно даже представить, сколько бы кровно заинтересованных людей во всей Европе (и не только) провели ту ночь в Интернете. И как знать, в их ли нынешнем виде были бы подписаны десятилетние "газовые контракты Путина-Тимошенко". Возможно, и не сидел бы никто.

Теоретически, такая видеотрансляция по посещаемости и продолжительности онлайн-присутствия каждого виртуального, но реально заинтересованного "участника" этого в общем-то коммерчески не то чтобы мастерски постановочного, но греющего надеждой сердца, тела и дома действа превзошла бы многие значимые мировые форумы и события (Давос бы нервничал не по теме). И уж наверняка бы оставила далеко позади реально состоявшуюся онлайн-трансляцию блиц-голосования под куполом Верховной Рады Украины за госбюджет-2015 в ночь на 29 декабря 2014 г. Хотя это действо произвело неизгладимое впечатление и запрограммировало невероятные для граждан последствия.

Разве что подписание "зимнего пакета" между "Нафтогазом" и "Газпром" в Брюсселе (также в ночь, но на 30 октября 2014 г.) под присмотром уходящих в отставку еврокомиссаров могло бы собрать достаточно многочисленную интернет-аудиторию. Но прямой трансляции из Брюсселя не было. Хотя отрывочная информация поступала по всем средствам связи ежеминутно. К утру 1 ноября было понятно даже безразличным, что "зимний пакет" газовых соглашений подписан в основном на условиях РФ. В какой бы шоколадно-европейской обвертке это не преподносилось. (См. ZN.UA №38 от
17 октября 2014 г., "Москва-Киев-Брюссель-Стокгольм-транзит".) Остается надежда на то, что Еврокомиссия и Евросоюз не забыли ни тогдашнего демарша Кремля, ни действий Украины и ее газотранспортников в январе 2009-го.

Обязательства и обязательность

Действие "зимнего пакета" соглашений (ноябрь 2014-го - март 2015 г.) между "Нафтогазом" и "Газпромом" истекает 31 марта 2015 г. Но с ноября прошлого года россияне последовательно и настойчиво готовят почву для очередного газового шоу. И все это - на фоне реальной войны на Востоке Украины и незаконной аннексии Крыма.

С ноября до сегодняшнего дня европейцы имели возможность убедиться в том, что Украина выполнила все условия брюссельских соглашений. И имеет основания надеяться на то, что российская сторона будет так же безукоризненно выполнять свои обязательства. Но последняя демонстрирует иной подход. "Газпром" особо напирает на цену газа. Ему очень не понравилось, что в ноябре и декабре "Нафтогаз" вообще обошелся минимумом. С января цена российского газа, согласно брюссельскому зимнему пакету, намного ниже (около 340 долл. за тысячу кубометров по сравнению с 378 долл. в декабре 2014-го с учетом 100-долларовой скидки). Россияне уже заявили, что не намерены с апреля делать скидку на цену газа для "Нафтогаза Украины".

Однако заявление российской стороны о том, что снижение цены, являющееся частью пакета договоренностей, подписанных представителями Украины, России и ЕС в Брюсселе, будет отменено с 1 апреля 2015 г., не вызывает удивления, так как соглашение действует до конца марта. Принимая во внимание неконкурентность цены, рассчитанной по старой формуле, НАК "Нафтогаз Украины" предлагает ОАО "Газпром" провести переговоры об условиях поставок в Украину.

"Газпром" уже потерял 2/3 украинского рынка в декабре 2014 г. и вынужден обеспечивать максимальную гибкость поставок. Логично начать (продолжить) переговоры, а не сотрясать информпространство заявлениями.

Условия зимнего пакета, на которых компания покупает газ у "Газпрома", уже сейчас уступают условиям европейских поставщиков "Нафтогаза". В результате доля рынка российского поставщика в Украине сократилась в пользу европейских компаний.

Так, в декабре 2014 г. Украина закупила за рубежом около 1,5 млрд кубометров газа (в декабре 2013 г. - 2,0 млрд). Из них 33% газа было импортировано из России и 67% - из Европы (в декабре 2013 г. - 95 и 5% соответственно). При этом отбор газа из подземных хранилищ в декабре 2014 г. остался на уровне декабря 2013-го (2,55 и 2,53 млрд кубометров соответственно). В ноябре 2014 г. Украина вообще не покупала газ в России.

Продавая ресурс по наиболее высокой цене, "Газпром" выполняет роль балансирующего поставщика и обеспечивает гибкость поставок предоплаченного газа в рамках контрактных объемов.

Переход к старым условиям приведет к дальнейшему сокращению доли "Газпрома" в Украине. Прежние контрактные условия делают предложение российского монополиста еще менее привлекательным по сравнению с рыночными условиями европейских поставщиков "Нафтогаза".

"В прошлом году мы купили в России почти в два раза меньше газа, чем в 2013-м. Если "Газпром" не сможет предложить нам конкурентные условия, это приведет его к полной потере Украины как рынка сбыта. Мы будем безукоризненно транспортировать российский газ для европейцев, но закупать топливо для украинских потребителей нам будет выгоднее на европейском газовом рынке. В таких условиях полное вытеснение "Газпрома" с украинского рынка - вопрос времени", - уверен глава "Нафтогаза" Андрей Коболев.

Украинский рынок природного газа является крупнейшим в Восточной Европе и ранее входил в тройку наибольших экспортных рынков "Газпрома" по объему продаж и выручке.

"Нафтогаз" заявляет, что готов к переговорам о новых условиях поставок при участии Еврокомиссии.

Принимая во внимание сложившееся положение, "Нафтогаз" открыт к обсуждению условий поставок "Газпрома" на рынок Украины с 1 апреля 2015 г. до окончания судебного разбирательства между сторонами в Арбитражном институте при Торговой палате Стокгольма. Учитывая конструктивность, прозрачность и результативность переговоров, проведенных в прошлом году при участии представителей Евросоюза, украинская компания предлагает провести переговоры в аналогичном трехстороннем формате и готова к обсуждению новых условий в ближайшее время.

К тому же в настоящее время продолжается судебное разбирательство по искам, поданным обеими компаниями в Стокгольмский арбитраж. В частности, "Нафтогаз" требует взыскать с "Газпрома" переплату в размере около 6 млрд долл. за газ, поставленный российским монополистом в Украину с 2010 г. Суд также примет решение, должен ли "Нафтогаз" доплатить "Газпрому" какую-либо сумму за газ, поставленный в Украину до подписания брюссельских соглашений.

Баланс газа и интересов

12 декабря 2014 г. редакция ZN.UA обратилась к председателю правления "Нафтогаза Украины" с многочисленными и, на наш взгляд, логичными вопросами о работе (ее результатах) пока еще Национальной нефтегазовой акционерной компании (ведь ее учредитель - правительство Украины, то есть менеджеры, хоть и легионеры, наняты налогоплательщиками - гражданами и резидентами Украинского государства). Предложили рассказать о фактических результатах работы "Нафтогаза", в частности, о балансе (дисбалансе) поставок и распределении природного газа, за который уже в ближайшее время с подачи того же "Нафтогаза" нам придется платить, как пообещало правительство Яценюка, в разы больше. Мы даже для начала попытались упростить задачу - предложили дополнить фактическими данными доступное каждому желающему дополнение к постановлению Кабмина №1211-р от 26 ноября 2014 г. (см. табл. на сайте ZN.UA).

"Нафтогаз" рассказал об основных достижениях, и ZN.UA оперативно опубликовало их на своем сайте. Но это только часть истории. В результате мы вынуждены были воспользоваться оперативными данными и других источников и сами дополнить таблицу, повествующую о прогнозном и реальном балансе газа в Украине. По большому счету, комментарии излишни. И даже не потому, что прогнозный баланс и фактические данные (оперативные) далеко не всегда совпадают. Баланс свидетельствует о тенденциях газопотребления и динамике газового рынка. Увы, они не столь радужные, как говорят Порошенко и Яценюк. И в прогнозном балансе поступления и распределения газа в Украине на 2015-й слишком много неопределенности. Не трагедия. Но задуматься есть над чем. В том числе и балансодержателю, и владельцам ресурсов газа.

Потребление газа

Действительно, в 2014 г. потребление газа в Украине сократилось на 7,8 млрд - до 42,6 млрд кубометров, или на 16%. В 2013-м этот показатель составлял, по данным "Нафтогаза", 50,4 млрд. И в наибольшей мере сокращение газопотребления заметно в промышленном секторе - на 3,9 млрд кубометров (с 20,1 до 15,7 млрд, -22%). Но это связано не столько с экономией энергоресурсов, в частности газа, сколько с тем, что многие предприятия банально закрываются.

В "Нафтогазе" отмечают, что значительно сократились также технологические расходы газа на производство и транспортировку голубого топлива (с 4,3 до 3,7 млрд, - 14%). Отчасти это связано с реальной экономией, по крайней мере, в "Укртрансгазе". Но, пожалуй, самое примечательное в том, что прежде на технологические расходы умудрялись списывать за год - особенно облгазы - 7, а то и 10 млрд кубометров. Цены для населения, которому они поставляли газ, несколько лет назад не так кусались. Но чтобы так резко сократить техрасходы, надо практически к каждой задвижке поставить по полицейскому с окладом генерала (ну чтоб не позарился).

Если сравнить данные прогнозного баланса потребления и распределения газа, нельзя не заметить, что добыча газа государственной компанией "Укргаздобыча" имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Независимые добывающие компании в то же время как раз стремительно наращивают добычу - с 2,778 млрд кубометров в 2013 г. до свыше 3,3 млрд в 2014-м. И хотя НАК как балансосоставитель и ответчик не берется прогнозировать добычу негосударственных компаний, можно сказать, что пока в этом сегменте наблюдается рост. Даже несмотря на то, что современные налоги они считают драконовскими, мотивация у них явно выше, чем у сотрудников "Укргаздобычи".

В балансе среди владельцев газа (как поставщиков ресурсов) и в 2012-м, и в 2013-м, и в 2014 г. среди владельцев значится холдинг Ostchem Дмитрия Фирташа. Помните, несколько недель назад речь шла о якобы принадлежащих химпредприятиям Фирташа около 5 млрд кубометров газа в подземных хранилищах? Наверное, если смотреть абсолютно полную, так сказать, коммерческую версию баланса газа страны, там можно вычислить, куда и когда был направлен (если был) фирташевский газ. Но фактом остается то, что в 2013 г. за холдингом Ostchem значился почти такой же ресурс, как за "Газпромом", - около 13 млрд кубометров.

В прошлом году НАК закупила немного российского газа и экономила в ноябре-декабре. Поэтому объем импорта из РФ так сократился. Импорт из государств - членов ЕС действительно вырос с нескольких сотен до уже почти 5 млрд кубометров. Но НАК не берется в балансе прогнозировать закупки. Большинство контрактов предполагает если не предоплату, то моментальную оплату по факту поставки. А "Нафтогаз" далеко не всегда располагает свободными средствами. Плюс конъюнктура цен на спотовом рынке.

Конечно, реверсная дорожка из ЕС в Украину протоптана через Словакию, Польшу, Венгрию. Но этот рынок очень мобильный и чувствительный. И вряд ли пока можно рассчитывать на то, что в следующем году реверсными поставками НАК сможет заменить намного больший годовой объем, чем в прошлом году.

Куда интереснее политико-технологический аспект наших соседей в ЕС, фактически связываемых одной газовой трубой. Этот процесс стремителен. И все его участники стремятся преуспеть. Особенно в части создания на своей базе и территориально регионального энергохаба. И шансов у той же Польши и Словакии намного больше, чем у Украины. По крайней мере, в настоящее время.

Та же Польша, ранее активно развивавшая газотранспортную систему и СПГ-терминал, намерена воспользоваться своим удобным географическим положением и стать крупным транзитером газа странам ЕС из альтернативных России источников. В этом году Польша рассчитывает завершить строительство на побережье Балтийского моря своего первого СПГ-терминала мощностью регазификации 5 млрд кубометров в год. Планируется, что к 2018 г. терминал будет соединен трубопроводами с Литвой, Чехией, Словакией и Украиной. Это позволит Gaz-System, оператору польской ГТС, транспортировать газ на рынки с годовым потреблением в размере около 100 млрд кубометров. Компания также ведет переговоры с поставщиками СПГ из США и Канады, чтобы предложить услуги своего будущего терминала.

Развивая свою газотранспортную систему (с 2011 г. Gaz-System построил 1,2 тыс. км газопроводов), Польша в 2018 г. рассчитывает импортировать около 40 млрд кубометров газа - в четыре раза больше нынешних объемом транспортировки и закупки.

У Словакии и Венгрии также планов громадье. О многих из них ZN.UA уже рассказывало. Но большая часть - тема отдельной статьи.

В работе газовых компаний в ЕС, в частности операторов ГТС, куда больше экономического прагматизма, чем соцнагрузок. Впрочем, "Нафтогаз" тоже к этому стремится. Нам бы за ним поспеть… Не для того, чтобы внести лепту в баланс газа как ресурсопоставщик, а чтобы не исчезнуть из него как покупатель (потребитель) в силу своей неплатежеспособности.