Украинцев нагревают, считая тепло на глаз

Автор : Николай Шлапак
06 февраля 00:00

Повышение тарифов на тепло и его поставку - это вынужденный и необходимый шаг. Однако он должен сопровождаться внедрением всеохватывающего учета потребления тепловой энергии и повышением прозрачности формирования тарифов.

 

Тарифы на услуги централизованного отопления значительно увеличились в прошлом году и, как пообещало правительство, продолжат расти в 2015-м вместе с повышением цены природного газа для населения и компаний, производящих тепловую энергию для нужд населения.

Повышение тарифов на тепло и его поставку - это вынужденный и необходимый шаг. Однако он должен сопровождаться внедрением всеохватывающего учета потребления тепловой энергии и повышением прозрачности формирования тарифов.

В 2014 г. стоимость природного газа, закладываемая в тариф на теплоэнергию для населения, выросла с 610 до 1309 грн за тысячу кубометров, но все еще остается намного ниже коммерческой (см. табл. 1). Для нынешнего отопительного сезона тариф на услуги по централизованному отоплению в среднем составляет 402 грн/Гкал с НДС, тогда как коммерческая цена для промышленных предприятий-газопотребителей достигает 1320 грн/Гкал с НДС (1100 грн без НДС).

В связи с использованием разных типов топлива и различной структурой затрат, заложенных в тариф, стоимость отопления значительно отличается в разных городах и даже районах одного города. Для большинства теплоснабжающих компаний тариф колеблется в диапазоне от 300 до 500 грн/Гкал. Значительно ниже только тарифы теплоснабжающих компаний, которые используют тепловую энергию, произведенную атомными электростанциями.

Повышение цены природного газа однозначно вызовет дальнейший рост тарифов на централизованное отопление для большинства компаний, а следовательно, и для потребителей.

По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), в Украине услуги по централизованному отоплению предоставляют 167 компаний, обслуживающих почти 5,7 млн абонентов.

По состоянию на 2014 г., 60% всех абонентов (3,4 млн домохозяйств) живут в домах, где не установлены приборы учета тепловой энергии, и платят по тарифам, определенным с применением устаревших нормативов, не отвечающих современным реалиям (см. табл. 2).

У 10 из 167 теплоснабжающих организаций вообще нет ни одного дома с установленным счетчиком тепловой энергии, еще у 15 - доля потребителей без счетчика теплоэнергии превышает 90%.

Среди крупнейших теплоснабжающих организаций самый высокий процент абонентов без учета тепловой энергии у КП "Теплоснабжение города Одессы" (96,8%), "Полтаватеплоэнерго" (93,4%) и "Полтаваоблэнерго" (82,9%), КП "Теплокоммунэнерго" в Луганске (83,6%) и "Харьковские тепловые сети" (69%). У крупнейшей теплоснабжающей компании Украины - ПАО "Киевэнерго" по состоянию на 2014 г. этот показатель составлял 66,9%.

Отсутствие учета тепловой энергии лишает стимула принимать меры по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Владельцы жилья не спешат утеплять дома, поскольку дополнительные затраты никак не повлияют на счета, выставляемые им за отопление.

Вместе с тем у теплоснабжающих компаний отсутствует стимул к энергосбережению, поскольку они могут перевести все потери при генерации и транспортировке тепловой энергии на потребителей, не имеющих приборов учета. Что, собственно, они и делают.

Тариф на услуги по централизованному отоплению для потребителей, в домах которых установлены счетчики тепла, зависит в основном только от себестоимости производства тепловой энергии.

Для определения суммы месячного платежа за отопление потребленное по счетчику количество тепловой энергии умножают на стоимость одной гигакалории, а результат распределяют на каждый квадратный метр отапливаемой площади. Если же счетчика нет, то дополнительно к себестоимости тепловой энергии тариф определяется также заложенными в расчеты нормативами удельных затрат теплоэнергии на отопление квадратного метра жилья.

Эти нормативы были утверждены более 20 лет назад и не учитывают ни изменения средних температур воздуха на протяжении отопительного периода, ни улучшения энергоэффективности зданий за счет современных технологий строительства или внедренных мероприятий по утеплению. В результате потребители ежемесячно платят одинаковую сумму в расчете на квадратный метр отапливаемой площади.

Как следствие, во многих случаях потребители без счетчиков теплоэнергии платят ощутимо большие счета, чем их соседи, которым повезло жить в доме с установленным прибором учета. Хотя есть и исключения, когда дома настолько энергозатратны, что реальный расход тепловой энергии на отопление превышает даже довольно высокие нормативные значения или наблюдается чрезмерное отопление домов с превышением нормативных значений внутренних температур.

Однако анализ данных теплоснабжающих компаний, представленных НКРЭКУ для утверждения тарифов, свидетельствует, что заложенные в тарифы нормативы (удельные нормы расхода тепловой энергии на централизованное отопление для домов без приборов учета) являются завышенными и в среднем для Украины на 27% превышают соответствующие расчетные показатели для домов, в которых установлены приборы учета (см. табл. 3).

Разница в выставленных потребителям счетах за отопление может быть намного большей. Во-первых, удельные нормы расхода теплоэнергии, которые закладывают в расчеты теплоснабжающие компании, очень отличаются для разных городов и даже у разных теплоснабжающих организаций в пределах одного города.

Во-вторых, в теплые месяцы потребители со счетчиками теплоэнергии получают меньшие начисления за тепловую энергию, тогда как счета потребителей без счетчиков будут всегда одинаковыми. Следовательно, не редкой бывает ситуация, когда ежемесячные платежи потребителей без счетчиков вдвое превышают платежи потребителей, дома которых оборудованы приборами учета теплоэнергии.

Для примера на рисунке представлено расхождение между средними нормами затрат тепловой энергии для домов без счетчиков и домов со счетчиками для пяти городов в разных регионах Украины. Как следует из рисунка, житель г. Черкассы, проживающий в доме без счетчика в квартире площадью 50 кв. м, за отопительный сезон уплатит около 2835 грн, или 473 грн в месяц. Вместе с тем сосед в доме напротив, где установлен счетчик, может заплатить всего около 1940 грн в год, или 323 грн в месяц. Разница в 900 грн в год является довольно существенной. Если же представить, что тариф на централизованное отопление вырастет до коммерческого уровня, то разница в платежах взлетит до 3183 грн в год, или 530 грн в месяц.

В целом по Украине в денежном выражении излишне начисленные суммы на услуги по централизованному отоплению для потребителей без счетчиков с учетом текущих тарифов могут быть оценены на уровне свыше 1,5 млрд грн в год.

При росте стоимости теплоэнергии и постепенном увеличении количества домов с приборами учета разрыв между стоимостью услуг по централизованному теплоснабжению будет увеличиваться, усиливая социальное напряжение и риск наращивания задолженности населения.

По данным Государственной службы статистики, в 2014 г. уровень оплаты населением услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению составил 86,7%. Только с начала текущего отопительного сезона задолженность населения выросла на 44% - с 5 млрд грн до 7,2 млрд. Дальнейшее повышение тарифов без обеспечения прозрачности их формирования и справедливости начислений может усилить кризис неплатежей.

Учитывая вышеприведенное, массовая установка индивидуальных тепловых пунктов с общедомовыми приборами учета тепловой энергии и регуляторами теплового потока должна стать первоочередным приоритетом государственной программы поддержки мер по повышению энергоэффективности в зданиях, областных и местных программ по энергосбережению, инвестиционных программ теплоснабжающих компаний, а также проектов, финансируемых международными финансовыми учреждениями.

Определение реального потребления теплоэнергии в зданиях, в которых на сегодняшний день отсутствуют приборы учета тепла, важно не только для справедливого тарифообразования, но и для оценки эффективности запланированных мер государственной политики энергосбережения, а именно:

- внедрения рынка энергосервисных услуг для осуществления мер по повышению энергоэффективности в зданиях;

- государственной поддержки мер по энергосбережению в многоквартирных домах для ОСМД и других владельцев квартир;

- разработки методики оценки энергетической эффективности зданий, минимальных требований к энергоэффективности зданий и их дальнейшей сертификации.

Распространен тезис, что самые дешевые энергетические ресурсы - это ресурсы, расходования которых удалось избежать за счет энергосбережения. Однако справедливым является и другое утверждение: легче всего сохранить энергетические ресурсы, которые и не тратились. Использование завышенных базовых показателей как точки отсчета для оценки энергосбережения в зданиях поставит под вопрос действенность государственной политики повышения энергоэффективности.

В то же время внедрение полного учета тепловой энергии и повышение прозрачности в формировании тарифов на теплоснабжение будут способствовать более справедливому распределению возрастающей финансовой нагрузки среди потребителей, а также позволит создать условия для инвестиций в энергосбережение со стороны как теплоснабжающих компаний, так и владельцев жилья.