Рынок газа Украины: "Нормальные герои всегда идут в обход"?!

Авторы : Алла Еременко, Леонид Униговский, Евгений Андрианов
02 июля 00:00

"Вы хотели формулу? Вот вам наша формула!" - приблизительно так прочитывается формула цены газа, выведенная Кабмином Гройсмана в знаменитом постановлении №315 от 27 апреля 2016 г. Постановление это знаменито тем, что в нем предпринята попытка подогнать базис под надстройку - увеличенную цену газа.

 

"Вы хотели формулу? Вот вам наша формула!" - приблизительно так прочитывается формула цены газа, выведенная Кабмином Гройсмана в знаменитом постановлении №315 от 27 апреля 2016 г.

Постановление это знаменито тем, что в нем предпринята попытка подогнать базис под надстройку - увеличенную цену газа. Уж не знаем, кто надоумил Гройсмана таким образом узаконить и обосновать увеличение цены природного газа для потребителей в Украине с 1 мая до 6879 грн за тысячу кубометров, но если разобраться в сей "формуле", то очевидно, что ее рисовали под единственную константу - для оправдания тех самых 6879 грн за тысячу кубометров.

Но, узаконив таким нехитрым способом повышение цены газа, Кабмин одновременно фактически свел на нет все, что было сделано для начала создания цивилизованного и в перспективе полноценного рынка газа Украины. Словом, поломал зарождающийся рынок газа. Как избежать пагубных последствий и что необходимо при этом учесть, попробуем разобраться и объяснить.

В обществе и экспертной среде идет полемика, плавно перемещающаяся в суды, относительно оценки последних событий на газовом рынке Украины. Прокомментируем их в соответствии с нашим пониманием их важности и целесообразности. Итак, по рейтингам: 1) установление "рыночной" цены на газ; 2) влияние последних правительственных решений на внутренний рынок природного газа; 3) роль регулятора (хотя этот пункт должен стоять первым, но, увы, не в нашей стране); 4) где и как купить импортный газ; 5) добыча газа в Украине.

Теперь обо всем по порядку.

"Рыночная" цена природного газа: формульная или формальная?

Безусловно, профессионалы, связанные с газовым рынком, понимают, что продавать газ в убыток - это нонсенс. Цена газа должна отвечать его реальной стоимости, которую формирует рынок. Но рынка нет. Есть ли реальные рыночные механизмы в нашей стране, например биржи, которые бы давали четкие ценовые ориентиры (индикаторы) и которым бы следовали все субъекты формирующегося рынка газа? К сожалению, пока нет.

Остается расчетный путь, исходя из стоимости газа на наиболее ликвидных хабах (подробнее о хабах см. ZN.UA №40 от 31 октября 2014 г., "Ориентир - европейские интерконнектор и хабы").

Почему в долгосрочной перспективе для нас прежде всего важны именно эти ориентиры, а не, скажем, экономические показатели, связанные с добычей газа в Украине? Дело вот в чем. Чиновники всех мастей твердят, что главной нашей задачей является полная ликвидация импорта газа за счет роста внутренней добычи. По нашему мнению, это не совсем верный посыл. Да, увеличение внутренней газодобычи - одна из важнейших задач, связанная с повышением энергобезопасности Украины. Но стратегическая цель - обеспечить перетоки энергоресурсов в рамках Энергетического сообщества, включая и экспорт украинского газа, когда это станет целесообразным. Только такой подход обеспечит конкурентную справедливую цену, в том числе и природного газа. В противном случае всегда будет существовать опасность картельного сговора газодобытчиков в Украине. Особенно в условиях отсутствия ценовых индикаторов.

Итак, "рыночная" цена газа. Авторы этой статьи постоянно, начиная с 2015 г., говорили и писали о необходимости конкретизировать, что значит "рыночная" цена газа, то есть дать формулу или хотя бы правило, как она определяется. И вот в постановлении Кабмина Украины №315 от 27 апреля 2016 г. с тривиальным названием "О внесении изменений в постановление Кабинета министров Украины от 1 октября 2015 г. №758" формулу наконец "вывели". Но оказалось, что это не только не ответило на задаваемые вопросы, а лишь преумножило их.

Напомним, постановление Кабмина №758 от 1 октября 2015 г., в которое внесены "формульные" изменения, имеет куда более громкое название "Об утверждении Положения о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (отношения в переходный период)".

В постановлении №315 определяется регулируемая оптовая цена природного газа для поставщика этого энергоносителя на территории лицензированной деятельности по распределению природного газа Цопт (гривен за тысячу кубометров), которая рассчитывается по следующей формуле:

Цопт = {(ЦNCG x KGCV x Кевро/долл.США) + (Сф x KGCV x Кевро/долл.США) + (ТВимп х KGCV х Кевро/долл.США) + ТвхГТС} х Кдолл.США,

где ЦNCG - цена импортируемого природного газа на немецком газовом хабе (NCG), определенная согласно данным агентства Platts European Gas Daily, раздел Platts European assessments, NetConnect Germany, которую предоставляет субъект рынка природного газа, на которого возложены специальные обязанности;

KGCV - коэффициент, отражающий значение соотношений единиц энергии (МВт∙ч) и объема (1000 куб. м) и определяемый согласно информации, приведенной на официальном сайте оператора газотранспортной системы Словакии компании Eustream, a.s., который предоставляет субъект рынка природного газа, на которого возложены специальные обязанности;

Kевро/долл.США - кросс-курс евро к доллару США по данным агентства Bloomberg;

Сф - прогнозная стоимость транспортировки природного газа от немецкого газового хаба (NCG) до виртуальной торговой точки на территории Словакии, которая определяется как наименьшая из двух величин: действующих тарифов европейских операторов газотранспортных систем или разницы в ценах природного газа на виртуальной торговой точке на территории Словакии и на немецком газовом хабе (NCG), которую предоставляет субъект рынка природного газа, на которого возложены специальные обязанности;

ТВимп - стоимость транспортировки природного газа от виртуальной торговой точки до западной границы Украины (стоимость "выхода" из газотранспортной системы Словакии), которую предоставляет субъект рынка природного газа, на которого возложены специальные обязанности;

ТвхГТС - тариф на услуги по транспортировке природного газа трансграничными газопроводами для точек входа в газотранспортную систему Украины, установленный НКРЭКУ (без учета налога на добавленную стоимость);

Кдолл.США - прогнозный обменный курс гривни к доллару США.

Еще раз повторим, что в условиях отсутствия в Украине сколько-нибудь развитого хаба, механизма внебиржевой/биржевой реализации газа, виртуального торгового пункта (ВТП) инициатива по созданию некоего ориентира референтных цен в Украине выглядит целесообразной как с точки зрения недопущения ценового волюнтаризма добывающих компаний в Украине всех форм собственности, так и в связи с необходимостью маркетинговых оценок цен европейских и российского поставщиков природного газа.

Выбор в качестве исходной точки ориентира для определения референтных цен в Украине немецкого хаба NetConnect Germany (NCG), по нашему мнению, обоснован. Это ближайший к Украине хаб с достаточной ликвидностью, четко коррелирующий с единственным пока в континентальной Европе зрелым хабом - TTF.

Однако на этом плюсы принятого Кабмином "формульного" постановления №315, по нашему мнению, заканчиваются.

Выбор ориентиром для отечественного ценообразования иностранного газового хаба выдвигает три блока проблем, без решения которых эффективный и некоррупционный механизм невозможен:

1. Валютные преобразования в треугольнике евро-гривня-доллар.

2. Стандарт измерения объема газа для преобразования энергетических единиц в объемные (Европа полностью перешла на энергетические единицы).

3. Учет при этом разного качества европейского газа различного происхождения.

Валютные преобразования. Поскольку цена газа определяется на будущий период времени, в случае валютных преобразований всегда будет присутствовать погрешность. Главное здесь - жестко привязать "газовую формулу" к прозрачным и солидным источникам курсовых значений (Европейский центральный банк, НБУ), чтобы исключить волюнтаризм и манипуляции. Наши европейские соседи - Польша, Венгрия и Чехия находятся в таком же положении, в зоне, для которой "Газпром" номинирует цены в долларах США. Эти страны не входят в еврозону и номинируют цены на газ в национальных валютах. Осталось не полениться позаимствовать этот опыт.

Преобразование энергетических единиц в объемные. В Европе/Евразии действуют три основных стандарта измерения теплотворности газа, необходимой для перехода от энергетических единиц к объемным: при 20°С (межгосударственный стандарт СНГ; в России, Украине и др.), при 15°С (стандартные кубические метры - в Европе) и при 0°С (нормальные кубометры - все больше применяются в Европе).

Например, вам предложили российский газ по цене 300 долл. за тысячу кубометров стандартных (20°С). А в Германии этот же объем газа, но выраженный уже в нормальных (нормативных по контракту) кубометрах, будет стоить 322 долл. Вот вам и могут сказать в "Газпроме", что российский газ значительно дешевле. Или наоборот. Если вам предложили газ в Европе по цене 300 долл./тыс. кубометров (нормальных), то в Украине он должен стоить в 1,073 раза дешевле - всего 279 долл. Честь и слава "Укртрансгазу", который наконец-то стал четко указывать в тарифах температуру измерения объема газа.

Еще сложнее выглядит учет теплотворной способности газа. Если использовать при ценообразовании в Украине параметры российского газа (тем более что именно его мы чаще всего получаем и из Европы), то проблема не столь уж серьезная. Его качество, например, ежедневно измеряют в Словакии, в Будинце.

Но если моделировать в украинской формуле, что газ реально покупается на NCG, то проблема учета теплотворности в формулах украинского ценообразования становится практически неразрешимой. Газ в Германии является смесью газа собственной добычи, нидерландского, норвежского, российского и другого происхождения. Процент содержания в смеси объема газа разного происхождения неизвестен. Да европейцам знать это и не нужно - газ продается за единицу энергии, а не объема.

Высшая теплота сгорания экспортного газа (GCV) при 101,325 кПа и 20°С ("российский" стандарт) составляет, по данным МЭА/ОЭСР/Евростата, в кВт∙ч/кубометр: в России - 10,5–10,7, Норвегии - 11,7; Нидерландах - около 9,8. Если цена тысячи кубометров российского газа составляет 300 долл., то такой же объем норвежского газа, имеющего более высокую энергетическую ценность, должен стоить 331 долл. Значительная разница! А кроме GCV, есть еще и другие показатели качества газа.

Отсюда главный вывод - необходим переход на цены за энергетические единицы.

Не подлежит сомнению, что проблемы преобразований, учета жирности газа и т.п. сразу исчезнут после перехода Украины на измерение газа в энергетических единицах. Вся Европа перешла на энергетические единицы, даже те страны, где специалистов газовой отрасли на порядок меньше, чем в Украине. Как говорят специалисты, переход от объемов на энергетические единицы не так уж и сложен. ПАО "Укртрансгаз" уже имеет конкретные предложения по этому поводу.

Но пока этого не произошло, данный блок проблем является наибольшим потенциальным генератором коррупции.

Далее перейдем к общей оценке формулы 315-го постановления КМУ.

Основные замечания к "формуле" цены газа

Практически ни один параметр формулы четко не определен. Предложенная формула содержит ряд прогнозных параметров, часть которых допускает неоднозначные определения и трактование.

Некоторые положения не соответствуют требованиям прозрачности.

Не определена периодичность пересмотра регулируемых цен. Следует учитывать, что чем дольше срок, тем больше погрешность. Будет холодная зима - цены на газ будут в 1,5–2 раза выше.

На наш взгляд, недостаточно обосновано определение тарифов трансграничных пунктов на "вход" в Украину из Словакии.

Основные наши замечания и предложения изложены в табл. 1 и табл. 2.

Периодичность пересмотра регулируемых "формульных" цен

Оптимальным периодом пересмотра регулируемых цен был бы ежемесячный. Front Month считается экспертами наиболее важной категорией. Пересмотр цен на день или недельный пересмотр был бы наиболее точным, но практическая польза низкая, в основном из-за временных факторов административных процедур.

Средняя квартальная цена является менее точным показателем. Однако квартальный пересмотр приемлем, хотя его точность будет не всегда адекватной. Кроме того, необходимо будет решить, какой брать период определения цен на очередной квартал. Например, ПАО "Газпром", которое пересматривает цены по формулам экспортных контрактов ежеквартально, применяет девятимесячный период, предшествующий кварталу, для которого определяется цена.

Следует отметить, что фьючерсные цены на следующий квартал и на следующий месяц примерно одинаковые. В среднем дневные цены (цены на день) на следующий квартал выше дневных цен на поставки в следующем месяце приблизительно на 1 долл./тыс. кубометров.

Цена на месяц. Диапазон разброса цен, например, в марте этого года для поставок в апреле составил 8 долл./тыс. кубометров (141–149 долл.), или 5,5% от средней цены за месяц (145 долл.).

Квартальный подход. Диапазон разброса цен в первом квартале 2016 г. (опорном) на поставки во втором квартале составил 35 долл./тыс. кубометров (141–176 долл.), или 23% от средней цены первого квартала на следующий квартал (151 долл.).

Годовой подход дал бы разброс цен более 50% и, следовательно, вообще должен быть исключен из использования.

Недостаточная обоснованность определения тарифов трансграничных пунктов на "вход" в Украину из Европы

ТвхГТС - тариф на услуги по транспортировке природного газа трансграничными газопроводами для точек входа в газотранспортную систему Украины - 12,47 долл./тыс. кубометров - был рассчитан по нашей информации, на основании ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация была применена исходя из условия, что ОАО "Газпром" прекратит (как грозит) транзит российского газа через украинскую газотранспортную систему в 2019 г.

В то же время предложенная в постановлении КМУ №315 формула определения цены газа предназначена для внутреннего потребления, которое не прекратится и после 2019 г. Почему же украинские потребители должны платить "за "Газпром"?

Общий вывод. Постановление, по нашему мнению, нуждается в существенной доработке. И не надо всем говорить, что это последнее увеличение цены, и далее она будет фиксированной. Рынок есть рынок, цена будет меняться, и пересчитывать ее надо ежеквартально.

Кстати, логичен вопрос: кто в этом постановлении писал формулу и кто его "визировал"? Страна должна знать своих героев поименно.

Влияние последних правительственных решений на внутренний рынок природного газа

Опять необходимо вернуться к постановлению Кабмина №315. Но теперь речь пойдет о другом аспекте. В печально известной формуле из этого постановления полностью выпала составляющая, связанная с абонементной платой за обслуживание распределительных сетей. Как правило, основной объем газа поставляется населению и комбыту в так называемый зимний, отопительный, период (с осени до весны). Если плата за обслуживание газораспределительных сетей (ГРС) включена в стоимость самого газа, то газораспределительные компании (облгазы) получают эти деньги только в зимний период. Но ведь обслуживать сети нужно круглый год! И в этом аспекте вопрос принадлежности и права собственности на газораспределительные сети второстепенен. Кому бы они ни принадлежали, их обслуживание требует постоянных вложений.

Логично было бы, как это делается в большинстве стран Европы, не увеличивая конечной цены газа, выделить составляющую и отдельно платить за обслуживание сетей. Подчеркнем, это не приведет к увеличению цены газа для конечных потребителей (в том числе и для населения). Наш регулятор (НКРЭКУ) подготовил необходимый нормативный документ, но он "завис" в Минюсте. Нет и "выходного" тарифа при передаче газа из ГТС в ГРС. Вообще, формула определения цены по-кабминовски в том виде, в каком она приведена в постановлении №315, "поломала" зарождающийся рынок газа. Поэтому необходимость менять это постановление очевидна. И какие бы оправдания ни придумали, правительству этого, похоже, не избежать.

Регулятор

Отечественный энергорынок крайне нуждается в независимом регуляторе. Надо сказать, что НКРЭКУ, по крайней мере, по газу пытается проводить хотя бы частично независимую политику. К сожалению, это получается нечасто.

Один из вопросов к регулятору. Импортеры газа платят за "вход" в ГТС Украины тариф 12,47 долл./тыс. кубометров, а что платят внутренние добытчики за "вход" в систему? Ничего. Разве это конкурентный рынок? Именно регулятор должен был бы сказать последнее слово об определении экономически обоснованной структуры тарифов при транспорте (ГТС, "Укртрансгаз") и распределении газа (ГРС, облгазы). Но для этого он должен быть независимым.

Покупка импортного газа

Мы не обойдемся в 2016 г. (как, впрочем, и в 2017-м, и далее) без импорта газа. Но где покупать этот газ? В последнее время, особенно после письма "Нафтогаза" "Газпрому" с запросом о покупке газа, в массмедиа и социальных сетях развернулась полемика о целесообразности и "этичности" закупки газа у российского монополиста.

На наш взгляд, в этом вопросе, как и во множестве похожих, не может быть половинчатых решений. Если исключить вопросы безопасности (вооружение, новейшие технологии и т.д.), то во всех остальных вопросах мы, Украина, должны принять, прежде всего, политическое решение: мы торгуем с Россией или нет? Если да, то в случае достаточно серьезной экономической выгоды это (торговля с Россией) возможно. Данное условие относится и к покупке газа. В данный период времени цена газа на хабе NCG (Германия) составляет 173 долл./тыс. кубометров, а "Газпром" предлагает по 177 долл./тыс. кубометров. Но к цене на NCG надо добавить затраты на транспорт, учесть и в случае реверса, и "газпромовского" импорта энергетические показатели. И что тогда?

Но безусловно верно, если говорить о рыночном подходе и логичности, что от цены в 177 долл./тыс. кубометров надо бы еще отнять затраты на транспорт российского газа от российской границы до Германии.

Сравнение европейских спотовых цен и цен ПАО "Газпром"

Вопрос определения цены имеет и другую плоскость, особенно он стал актуален сейчас, когда "Нафтогаз Украины" и "Газпром" осторожно заговорили о возможном возобновлении сотрудничества. Ведь основной критерий для такого выбора - конкурентность цен.

Даже российские эксперты заявляют, что Украина в этом году может обойтись без российского газа для закачки в ПХГ. По данным на 13 июня (источник - GIE), в ПХГ Украины находилось 9,414 млрд кубометров газа против 9,054 млрд на 13 мая 2015 г. По данным "Укртрансгаза", на 29 июня запасы газа в ПХГ составляли 9,6 млрд кубометров (на такую же дату 2015 г. - почти на 2 млрд больше). Плюс потребление газа в Украине в январе-июне 2016-го снизилось более чем на 13%. Специалисты и эксперты считают, что для следующего отопительного сезона будет достаточно запасов в хранилищах в объеме 14,8 млрд кубометров.

Кроме того, Европа накопила значительные объемы газа в своих ПХГ.

Вместе с тем подорожание природного газа на хабах в Европе подтолкнуло европейские газовые компании к покупке российского газа.

Так, в мае 2016 г., по данным Platts, средняя майская цена с поставкой на следующие сутки выросла на 8,5% относительно апреля, в котором цена и так была заметно выше мартовской. С началом подъема цен на нефть нидерландский и оба немецких хаба достигли 7 июня знакового уровня - 180 долл./тыс. кубометров.

Кроме того, покупатели российского газа учитывают, что в текущей ситуации "Газпром" вынужден идти на ценовые компромиссы из соображений конкуренции с новыми экспортерами СПГ. Хотя на данный момент СПГ никак не пошатнул позиции "Газпрома" в Европе, конкурентоспособность которого, пожалуй, наивысшая в Европе (благодаря низкой себестоимости - в среднем за 2015 г. 30 долл./тыс. кубометров, включая налог на добычу полезных искомаемых), в перспективе американские и австралийские экспортеры намерены применить "гибкие цены".

Большинство европейских газовых компаний формируют смешанный портфель контрактации: долгосрочные контракты на трубопроводный газ и спотовая торговля.

В случае потенциальной закупки российского газа Украиной "Нафтогаз Украины" хочет учесть в цене затраты на долгосрочное резервирование мощностей транспортировки газа у Eustream, забронированных на основе принципа "качай или плати", а также стоимость европейских кредитов (проценты по кредитам) на покупку газа.

Ценовая политика ПАО "Газпром" в Европе построена не на принципе netback или других экономически обоснованных подходах. Российский монополист применяет свою дифференциацию цен для разных покупателей. Газ продается дешево для Германии, а для потребителей в Центральной и Восточной Европе, транспортное плечо которых к России короче, цены выше.

Следует ожидать, что "Газпром" не пойдет на указанные выше условия "Нафтогаза", а предложит какую-то свою цену, структура формирования которой пока не раскрывается. Проведенные нами расчеты могут свидетельствовать о том, что российские эксперты подсчитали цены альтернативных поставщиков в Европе и дали цену, которая немного ниже "газпромовской", или на уровне европейских поставщиков Украины.

Напомним, 12 июня министр энергетики РФ Новак заявил, что предложенная Украине цена российского природного газа на третий квартал 2016 г. составляет 177 долл./тыс. кубометров. Однако если российская цена будет ниже спотовых, есть смысл поступить по образцу и подобию смешанного портфеля европейских газовых компаний. Это оправдано даже в том случае, если российская цена будет на уровне спотовых - для страхования ценовых рисков.

Стоимость транспортировки до границы с Украиной

В случае годового контракта стоимость транспортировки газа от NCG до границы Украины весьма умеренная. Совокупная стоимость меньше тарифа в Украине всего лишь для одного пункта выхода (Ужгород).

Стоимость годового контракта на транспортировку газа от NCG до границы Украины по маршруту хаб-Вайдхаус-Ланжот-Будинце (без учета ставки Украины на вход в Украину), рассчитанная по тарифам соответствующих газотранспортных операторов на партию 9 млрд кубометров (такую мощность может зарезервировать "Нафтогаз" для импорта газа по этому маршруту), составляет 20–25 долл. (без НДС).

В случае контракта на срок меньше года, что будет необходимо в случае заказа части импорта в РФ, придется применить ежемесячные и другие краткосрочные ставки, плюс уменьшенные количества, что серьезно повысит стоимость транспортировки газа из Германии. Только по Словакии ставка для контракта на месяц (на соответственно уменьшенный объем транспортировки) вырастет в два раза и составит до 26 долл./тыс. кубометров, а в Чехии стоимость по обоим пунктам ("входа" из Германии и "выхода" в Словакию) повысится до 10 долл./тыс. кубометров.

Хабовые цены для Украины

Третий квартал не за горами. Средние цены за анализируемые 30 дней на NCG с месячными поставками в июле-сентябре и в третьем квартале, рассчитанные нами по дневным средневзвешенным результатам торгов на лондонской Трансконтинентальной бирже/Endex, представлены в табл. 3 (курс евро/долл. США - Европейский центральный банк).

За указанный период (с 13 мая по 13 июня) диапазон колебаний цен составил 157–181 долл./тыс. кубометров.

Исходя из средней из указанных выше цен на NCG в мае (166 долл.), цена с учетом транспортировки от NCG до границы Украины составила бы 188 долл./тыс. кубометров. В указанном выше диапазоне цена газа с доставкой до ГТС Украины равнялась бы 179–203 долл./тыс. кубометров.

Цена российского газа в Европе

31 мая Минэкономразвития РФ сообщило, что в январе–апреле 2016 г. цена российского газа на границе Германии составила 161,9 долл./тыс. кубометров.

Единственным нам известным, достаточно надежным и доступным нероссийским источником цены российского газа является МВФ, который использует данные нью-йоркской информационно-добывающей организации World Energy Intelligence.Последний бюллетень МВФ сообщает о ценах на российский экспортный газ на границе Германии, представленных в табл. 4.

Указанные цены говорят о том, что на границе с Украиной эквивалентная цена должна была быть 120–130 долл./тыс. кубометров (транспортное плечо вычтено в зависимости от маршрута транспортировки природного газа из РФ в Германию).

Следует напомнить, что "Газпром" мотивирует, что предоставляет низкие цены только в случае крупных объемов. Вряд ли Украина может купить объемы газа, соизмеримые с объемами закупки Германией, и рассчитывать на немецкую цену, тем более что она включает еще и политическую составляющую.

Покупка газа на ВТП Словакии

Покупка природного газа в Словакии выглядит гораздо дороже российского варианта. Цена природного газа с поставкой в следующий месяц на ВТП Словакии, по данным ICIS, составляла 177 долл. Эта цифра рассчитана исходя из предложений цены покупателя (174 долл.) и продавца (180 долл.), поскольку других ценовых источников, кроме ICIS, в отношении словацкого ВТП нет, а ICIS предоставляет только такие данные.

Добавив сюда цену за транспортировку (ставка пункта "выхода" в Украину - Будинце; разовыми и другими необходимыми платежами пренебрежем) в размере 6,5 долл./тыс. кубометров (годовой контракт на 9 млрд кубометров), получим результирующую цену на границе Украины 184 долл.

Более того, один из участников газового рынка Словакии отметил, что приведенная выше оценка цены ICIS - нетипично низкая для словацкого ВТП.

С поправкой на рост цен газа за период, истекший с 27 апреля (даты принятия "формульного" постановления КМУ №315), и с учетом изменения курса евро/долл. США (27 мая евро было дешевле, чем сейчас), по состоянию на 14 июня суммарная цена на границе Украины приблизилась бы к 190 долл./тыс. кубометров.

Выводы. В последние несколько месяцев цены для Украины российского газа и газа из Европы находятся примерно на одном уровне. Однозначно отдать предпочтение тем или иным невозможно. Исходя из майских и июньских цен, российское предложение выглядит несколько предпочтительнее. Особенно если учесть расходы "Нафтогаза" на бронирование мощностей транспортирования в Будинце.

Хабы подвержены ежедневным колебаниям цен, которые в отдельные периоды становятся заметно ниже "газпромовских", а порой - значительно выше. Цены "Газпрома" остаются постоянными на протяжении квартала (за исключением арбитражных пересмотров).

Согласно новому среднесрочному прогнозу МЭА, и спотовые, и "газпромовские" цены будут снижаться. Вопрос темпа снижения в обоих этих случаях является для покупателей газа ключевым.

Основным вопросом при выборе поставщика газа является тщательное отслеживание баланса цен хабов и российского экспортного газа. Его можно достаточно надежно прогнозировать по ценам на нефть. Если стоимость нефти продолжит расти, то цены долгосрочных контрактов "Газпрома", несмотря на изменения, внесенные в контракты, увеличатся. А вот рост спотовых цен и СПГ будет сдерживаться переизбытком предложения на рынках.

Добыча газа в Украине

Необходимый объем закупок импортного газа напрямую зависит от объема внутренней добычи. Единственное позитивное явление в этом ключе - это снижение ренты. Но позволит ли это достичь к 2020 г. объема добычи в 27 млрд кубометров в год? Многие специалисты-добытчики говорят, что это при нынешних обстоятельствах весьма затруднительно.

В то же время ряд уже существующих возможностей не используются. Так, непосредственно "Нафтогаз" владеет шестью лицензиями на разведку и добычу природного газа на сухопутных участках континентальной территории Украины. Причем на этих площадях уже есть заглушенные скважины с добычей около 90 млн кубометров в год. Они заглушены, потому что нет инфраструктуры для доставки углеводородов. Но ведь можно использовать технологии перевозки природного газа в сжатом виде (CNG)? Только на одной такой площади в 2020 г. "Нафтогаз Украины" сможет добывать 870 млн кубометров газа и 550 тыс. т нефти. Инвестиционный комитет и правление компании одобрили этот проект. Проблема, как всегда, в утверждении финансового плана. Без этого начать работы, не выходя за пределы правового поля, невозможно.

***

В который раз приходится повторять, что все в этой жизни взаимосвязано. Каждый из власть имущих, предпринимающий какие-либо реальные действия, должен понимать, что перед этим необходимо хотя бы немного подумать. Действиям должен предшествовать системный анализ, позволяющий установить взаимосвязь различных решений, их влияние друг на друга, и только после этого можно осуществлять конкретные действия. Тогда не придется переделывать постановления наподобие 315-го. В ином случае следует честно признать, что в "формульном" постановлении КМУ №315 работает только цифра 6879 грн/тыс. кубометров. И работает она не на граждан, и уже не на правительство.