Победа газократии над демократией, или О российских потоках европейской газовой коррупции

Авторы : Михаил Гончар, Максим Алинов, Андрей Чубик
08 августа 19:40

Двигатель российской агрессии будет работать и в дальнейшем, ведь 70% доходов российского экспорта сейчас можно считать защищенными от санкций.

 

Европейский Союз наконец-то решился на санкции против России. После долгих колебаний, раздумий, дискуссий. Спусковым механизмом стал инцидент со сбитым над Украиной силами российских "специалистов" пассажирским самолетом.

Однако санкции носят избирательный характер и не затрагивают в полной мере становой хребет российской экономики - нефтегазовый сектор. К тому же констатируется, что в случае, если санкции нанесут ущерб ЕС, их могут пересмотреть.

Что это - очередная попытка играть с Россией в очередное предупреждение или результат системного противодействия пророссийского лобби, умноженного на влияние непрозрачных финансовых потоков, генерируемых экспортом российских углеводородов в тишине банковских учреждений Европы?

"Гибкая" совесть Европы

"Предприятия Российской Федерации уже на протяжении нескольких десятилетий на сугубо экономической основе каждый день поставляют нефть и газ на европейские энергетические рынки... Эти поставки в ЕС никогда не были инструментом политики. Во времена "холодной войны" в 1970–1980 гг. все функционировало так же, как и в течение последних недель… Поэто-му по согласованию почти со всеми странами - членами Евро-пейс-кого Союза я выступил за то, чтобы не включать в перечень санкций поставки нефти и газа", - это высказывание еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера в интервью украинской редакции "Немецкой волны" является индикатором победы российской газократии над европейской демократией, цен над ценностями, беспринципности над принципами. Еще месяц назад еврокомиссар заявлял, что "санкции против газа и нефти должны быть в самом конце списка санкций против России". Похоже, что теперь становится понятным, над чем с начала обсуждения тематики санкций работали в Брюсселе. Сначала - над тем, чтобы энергетические санкции оказались в конце списка, а затем - чтобы они вообще выпали из списка.

Несколько цифр - чтобы представлять масштаб энергетического бизнеса Рос-сия-ЕС, который избежит санк-ций. Экс-порт российских энергоресурсов в ЕС, согласно официальному документу "Энер-годиалог Рос-сия-ЕС. 13-й Обоб-щающий доклад. 17 января 2014 г.", по итогам 2013 г. составил:

- нефти - 159,3 млн т;

- нефтепродуктов - 100 млн т;

- природного газа - 139 млрд кубометров.

По данным российской Федеральной таможенной службы, в 2012 г. экспорт энергетических продуктов принес России 69,8% общих доходов российского экспорта в целом: 366 млрд долл. от общей суммы 524,7 млрд. От экспорта нефти поступило 180 млрд долл., нефтепродуктов - 100 млрд, газа - 63 млрд долл. (Без учета доходов от экспорта угля и электроэнергии).

На основе этих цифр можно сделать вывод, что двигатель российской агрессии будет работать и в дальнейшем, ведь 70% доходов российского экспорта сейчас можно считать защищенными от санкций.

25 июля в Москве в одном из кабинетов известного офиса на улице Наметкина поднимали бокалы со знаменитым мозельским вином Kröver Nacktarsch за здоровье выходца из Швабии и других немецких друзей российского газового монополиста. Панъевропейские газовые и генерируемые ими финансовые потоки сохранены! Прокремлевские аналитики констатируют: санкции создают проблемы, но они не носят жизненно опасного характера, потому что обошли нефтегазовый сектор.

Подобный сценарий становится все более вероятным в последние недели. Еще по итогам заседания глав дипломатических ведомств ЕС 22 июля 2014 г. издание Euractiv сообщило, что санкции в энергетическом секторе, а тем более в газовом, очень маловероятны. Оправдывались европейские дипломаты тем, что эти санкции могут привести к экономическому коллапсу в некоторых странах Евросоюза и могут стать актом суицида для ЕС, что нежелательно в том числе и для Украины.

Однако такая логика не выдерживает критики, ведь именно российская политика ценовой эскалации на экспортируемый в Евросоюз газ приводит к консервации стагнирующего состояния его экономики. Только одна цифра для сравнения. В 2013 г. средняя оптовая цена газа на американском Henry Hub составляла 133,1 долл./тыс. м3, тогда как на хабе NCG в Германии - 387,7 долл./тыс. м3, разница почти трехкратная. До 2005 г. положение на газовых рынках США и Европы было диаметрально противоположным - цены газа в США были стабильно выше европейских. Результат коренного изменения рыночных тенденций: в США происходит бурная реиндустриализация, в ЕС наблюдается промышленный упадок.

Среди причин такого положения дел - ориентация на Россию как источник энергоресурсов, которые, впрочем, недешевы. Это постепенно приводит к интересному положению, когда "хвост вертит собакой", то есть российский энергоресурсный экспорт в Европу определяет ее политическую и экономическую ориентацию. Очевидно, что подобное возможно только при условии, что в Европе есть те, кому выгодно подобное положение дел, кто неплохо зарабатывает на дорогом российском газе, рассказывая, как важно иметь дело с Москвой.

Оставим на совести еврокомиссара его высказывание о том, что поставки Россией газа и нефти в ЕС никогда не были инструментом политики. В отношении Старой Европы это так, но ведь не может европейский чиновник не видеть, что для ряда стран они уже давно превратились в средство влияния, и это только вопрос времени, когда они станут подобным инструментом и в отношении Евросоюза.

Рассмотрим несколько наиболее характерных случаев, когда РФ использовала энергоресурсы и инфраструктуру как инструмент влияния на другие страны:

- отказ от нефтяного транзита через Латвию с 1 января 2003 г. как акция мести за якобы дискриминацию русского меньшинства;

- временные ограничения поставок газа в Беларусь зимой 2004-го и 2006 г. как принуждение к передаче ГТС российскому "Газпрому";

- прекращение поставок газа в Украину и ЕС зимой 2006-го и 2009 г.;

- прекращение поставок нефти в Литву с июля 2006 г. как акция мести за "неправильную" приватизацию Мажейкяйского НПЗ (в пользу польской, а не российской компании);

- блокирование транзита казахстанской нефти в Литву в 2006 г. ради недопущения конкурента в конкурсе на приватизацию Мажейкяйского НПЗ;

- энергетическая блокада Грузии зимой 2006 г.;

- ограничение поставок нефти в Чешскую Республику в июле 2008 г. как превентивный "стимул" к отказу от размещения элементов американской ПРО на территории страны.

Как видим, в приведенном перечне Чехия и страны Балтии - члены ЕС. Если в Брюсселе считают, что использование Россией энергоресурсов как инструмента политического и экономического влияния касается стран, не являющихся членами ЕС, то они или не понимают, что представляет собой Россия и ее энергетическая политика, или же имеют "гибкую" совесть. Именно эту черту европейских политиков и чиновников в своем комментарии на "Фейсбуке" точно охарактеризовал один из креативных украинцев после сообщений об очередной европейской "обеспокоенности" трагическими человеческими жертвами, имевшими место при уничтожении террористами военно-транспортного самолета Ан-26 14 июля 2014 г. Эта "гибкость" мало изменилась даже после трагической гибели 17 июля на Востоке Украины от рук российских "специалистов-зенитчиков" нескольких сотен граждан ЕС. Часть европейских стран до последнего отказывались поддержать третий уровень санкций против страны-агрессора: Франция, ФРГ, Люксембург, Австрия, Болгария, Греция, Кипр, Словения, а также председательствующая в ЕС Италия.

Не секрет, что большинство перечисленных стран связывают с Россией если не прямые газовые отношения, то финансовые потоки, генерируемые, среди прочего, экспортом российского газа. Поэтому, несмотря на нарушение Россией фундаментальных прав и демократических ценностей, о которых так любят поговорить европейские политики, посещая Киев, даже в последние дни и недели не прекращалось фактическое лоббирование интересов Путина и его окружения.

Катастрофа гражданского "Боинга" стала своеобразным Рубиконом в отношении Запада к Кремлю и увеличила число сторонников жесткого курса против Путина. Но для многих европейских политиков крупных и небольших стран ЕС финансовые дивиденды от российских проектов по-прежнему, наверное, намного важнее.

Целая плеяда сторонников Кремля гарантирует, что ЕС продолжит играть смешную роль глобального игрока-пацифиста, ограничиваясь только выражением обеспокоенности и очередными предупреждениями о возможном углублении и расширении режима санкций.

На этом фоне особенно ярко проявляется искусственность подобной беспомощности ЕС, когда для конструктивного решения нужен консенсус всех стран, а для его блокирования достаточно голоса одного политика с предварительно откорректированной "гибкой" совестью. Особенно эффективно это выглядит, если такой политик представляет не последнюю страну ЕС. Общеизвестно, что ведущую роль в ЕС играет немецко-французский тандем. Роль Германии, а также Франции в "урегулировании" "грузинско-российского конфликта" (так назвали пятидневную войну РФ против Грузии) хорошо известна. Результат также известен - Грузия лишилась части территории. В апреле того же 2008-го Германия и Франция заблокировали предоставление плана действий по членству в НАТО Грузии и Украине на саммите альянса в Бухаресте. Такой же позиции эти страны придерживаются до сих пор. В тандеме Германия-Франция ведущая роль принадлежит Берлину, оказывающему решающее влияние на политику ЕС.

Маргарет Тэтчер еще в 1995 г. в Колорадо-Спрингс (США) на встрече мировых лидеров, завершивших "холодную войну", пророчески отметила: "Германия стремится к превосходству. Вы не привязали Германию к Европе - вы привязали Европу к великой Германии, снова занявшей доминирующее положение".

Берлин-Цюрих-Европа: ось газовой коррупции?

В чем причины феномена того, что Германия фактически играет в пользу Кремля? Одна из фундаментальных причин - российские энергоресурсы. Германия является крупнейшим импортером российского газа, ввозит значительные объемы нефти и нефтепродуктов (см. табл.).

Как именно осуществляется торговля энергоресурсами? Нефть, нефтепродукты, уголь являются биржевыми товарами. Природный газ продается, в основном, согласно долгосрочным контрактам, содержание которых скрыто за коммерческой конфиденциальностью и которые заключены "Газпромом" в разное время с различными немецкими компаниями, начиная еще с 1973 г. В последние годы природный газ можно купить и на бирже (хабе), например, в Австрии.

Продажу природного газа в Германию осуществляет компания "Газпромэкспорт", являющаяся 100-процентным дочерним предприятием ОАО "Газпром". "Газпромэкспорт" не только продает газ немецким компаниям-партнерам, но и имеет бизнес с компанией Gazprom Germania GMBH, которая на 100% принадлежит ей же. В свою очередь, Gazprom Germania является владельцем пакетов акций, принадлежащих ей в разных предприятиях, зарегистрированных в различных странах Европы (см. рис. 1).

В пределах своей уставной деятельности компания Gazprom Germania GMBH (и не только), кроме газа, занимается также продвижением "позитивного" имиджа России и ее компаний в Европе, охватывая спорт, искусство и культуру. Это может использоваться как "гибкий" механизм финансирования коррупционных по сути, но не по юридическому содержанию действий по просьбе и в пользу отдельных влиятельных персон.

ФРГ находится на 12-м месте в мире по рейтингу восприятия коррупции (данные Transparency International за 2013 г.). При этом страна хоть и подписала в в 2003 г., но до сих пор не ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, которая требует значительно более суровых правил определения и преследования за коррупционные действия.

Сейчас в ФРГ отмечают такие недостатки антикоррупционного законодательства, как слабое действие в контексте финансовых злоупотреблений в ходе избирательных процессов, ограниченность влияния против действий лоббистских групп и неурегулированность вопроса трудоустройства политиков в частном секторе практически сразу после ухода с должностей в органах власти. Яркий пример - бывший немецкий канцлер Г.Шредер, переход которого на работу в газпромовском проекте "Северный поток" до сих пор вызывает много вопросов, как и пышное празднование 70-летнего юбилея в Юсуповском дворце Санкт-Петербурга 28 апреля 2014 г. Все это вызвало крайне неоднозначную реакцию европейских медиа.

Участие тех или иных должностных лиц и партийных лидеров в этом мероприятии стало отражением размаха коммуникаций транснациональной газократии в политическом истеблишменте Европы.

Согласно подсчетам австрийского профессора экономики из университета г. Линц Фридриха Шнайдера, объем убытков, наносимых коррупцией в Германии, может составлять 250 млрд евро! Какова доля газовой коррупции, доподлинно неизвестно, но очевидно, что она весьма значительна. Иногда создается впечатление, что вся жадность мира собралась в Германии.

Однако вернемся к компании Gazprom Germania GMBH. Те либо иные сомнительные и непрозрачные схемы торговли энергоресурсами в странах Европы вряд ли могли быть воплощены без офшорного звена. Отдельные страны ЕС, такие, как Нидерланды, Люксембург, и, прежде всего, Швейцария, не входящая в состав ЕС, традиционно являются местами активности неоднозначных бизнес-группировок, которые заработали мощный капитал на непрозрачных транснациональных схемах торговли углеводородами, базирующихся, вероятнее всего, на коррупционной основе при протекционизме евразийских авторитарно-клептократических режимов.

Специфические компании, клонируемые в швейцарских кантонах с целью получения сверхприбылей, являются инструментами, которые формируют соответствующие влияния, доводя их, наверное, до персонального уровня через соответствующие механизмы поощрений с полной гарантией анонимности при тотальной круговой поруке. Поэтому столь привлекательной для "Газпрома" выглядит Швейцария. Вообще эту страну можно назвать эпицентром финансовой деятельности "Газпрома" и многочисленных аффилированных с ним компаний, а также, конечно, "Газпромбанка" через его дочерний "Газпромбанк-Швайц". Благосклонность к этой альпийской стране передалась по наследству и дочерней компании Gazprom Germania GMBH, которая, в свою очередь, передала ее и "Газпром Швайц АГ" (GAZPROM Schweiz AG).

Через GAZPROM Schweiz AG осуществляется торговля природным газом центральноазиатского происхождения в Австрии, Италии и Сербии. Офисы банка и компании расположены в Цюрихе на расстоянии 4 км друг от друга (GAZPROM Schweiz AG, Pelikanplatz 15, 8001 Zürich и Gazprombank (Schweiz) AG, Zollikerstrasse 183, 8008 Zürich) (см. рис. 1).

По официальным данным, выручка Gazprom Germania GMBH в 2013 г. составила 13,7 млрд евро, прибыль - 287 млн евро, что на 17% больше, чем в 2012-м. Львиную долю доходов обеспечила "Газпром-Швайц АГ". В 2013 г. в Европе через эту компанию было реализовано 33,8 млрд кубометров природного газа центральноазиатского и азербайджанского происхождения, закупаемого в странах региона. Выручка составила 9,8 млрд долл., или 7,3 млрд евро, чистая прибыль - 44,6 млн долл. То есть швейцарская "дочка" обеспечивает свыше 53% дохода для немецкой "дочки" "Газпромэкспорта". (Если провести несложный подсчет, то средняя цена реализации газа составила всего 289,9 долл. за тысячу кубометров.)

В 2011 г. компания "Газпром Швайц АГ" расширила свою деятельность и скорректировала ее направления. По поручению "Газпромэкспорта" она заключила договоры на приобретение природного газа из Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана, став монопольным собственником и распорядителем всего центральноазиатского газа группы "Газпром".

Показательно, что Европейская комиссия уже давно не требует от России обеспечить свободу транзита природного газа из Центральной Азии в Европу, которую Москва должна была бы обеспечить с учетом ее членства в ВТО. А зачем? Ведь газ Центральной Азии поступает в ЕС по элегантной "швейцарской" схеме, позволяющей учитывать все интересы (как очевидные, так и скрытые), как это имело место и в случае со схемой "РосУкрЭнерго".

Интересно отметить, что именно в 2011 г. в состав административного совета "Газпром Швайц АГ" заходят такие известные сегодня лица, как Елена Бурмистрова (нынешний руководитель "Газпромэкспорта") и Матиас Варниг (управляющий директор "Норд стрим АГ").

Уставный капитал Gazprom Schweiz AG остается на уровне 300 тыс. швейцарских франков, что по общепринятым условиям ведения бизнеса не позволяет осуществлять масштабные кредитные, лизинговые и другие операции в соответствии с записанным в уставе перечнем видов деятельности. Отсюда можно сделать предположение о "бумажной" торговле газом ради получения высоких прибылей в интересах узкого круга лиц.

Ключевой фигурой для "Газпром Швайц АГ" (Gazprom Schweiz AG) является бывший сотрудник восточногерманской разведки Hauptverwaltung Aufklarung (HVA) министерства государственной безопасности ("Штази") Матиас Варниг (профессионально-разведочное прошлое В.Путина тоже, как известно, связано с ГДР). Показательно, что в разное время он был независимым директором в руководящих органах ряда компаний и банков, приближенных к нынешнему владыке Кремля: банк "Россия", ВТБ, "Роснефть", "Транснефть", UC Rusal. Это еще раз свидетельствует об эксклюзивности услуг М.Варнига и его приближенности к Кремлю. Американские источники указывают на то, что в свое время Варниг прошел профессиональную пятилетнюю подготовку по проникновению и работе в западной банковской системе. Швейцарская банковская система традиционно в наибольшей степени привлекает к себе и дает самые большие возможности для проведения деликатных операций.

Первая причина этого заключается в особенностях бизнеса по-швейцарски. Согласно швейцарскому хозяйственному праву, изменившемуся с 1 января 2008 г. (и вовсе не в сторону прозрачности), ведение реестра акционеров является исключительно корпоративной прерогативой. Если раньше реестр акционеров велся на уровне кантона, то с 2008 г. это осуществляется на корпоративном уровне. Компания сама ведет реестр акционеров и никого не обязана информировать о его содержании. Законодательство Швейцарии фиксирует ограниченную обязанность компании обнародовать свою деловую информацию. Например, ежегодный отчет, бухгалтерский баланс, отчет аудиторов доводятся только до акционеров.

Согласно швейцарскому законодательству, компания считается созданной с момента внесения записи об этом в коммерческий реестр. В нем содержатся сведения о местоположении, уставном капитале, членах руководящего органа, об имеющих право подписи, об ответственных лицах. А вот сведения об акционерах не отображены в открытом доступе, поскольку эта информация предоставляется третьим лицам только с ведома самих акционеров.

Это один из ключевых моментов для понимания того, насколько могут соответствовать действительности заявления должностных лиц или политиков о непричастности к определенному бизнесу, зарегистрированному в Швейцарии.

Вторая, очень важная, причина: особенность компаний типа "РосУкрЭнерго" или Gazprom Schweiz AG заключается в возможности выпуска акций двух видов - именных или на предъявителя.

Суть в том, что по решению акционеров именные акции могут трансформироваться в акции на предъявителя (по сути, анонимные), и наоборот. Сертификат акций на предъявителя не содержит данных о владельце, предъявитель такого сертификата автоматически считается владельцем. Он не регистрируется в реестре компании. Ни компания, ни собрание акционеров, ни кто-либо из ответственных лиц не обязан выяснять, как сертификат оказался у его владельца.

Акции на предъявителя передаются путем физического вручения сертификата, при продаже таких акций не требуется внесение какой-либо информации на передаваемый сертификат или составление какого-то сопроводительного документа. Их владелец может отрицать личную причастность к акциям, ведь его фамилия там не фигурирует, но имеет право регулярно требовать и получать дивиденды. Это открывает широкие возможности для действий компании в пользу тех или иных лиц.

Компания, опираясь на швейцарское право, может отклонить запрос о держателях акций и продолжительности периода владения ими. Это позволяет любому лицу, находящемуся на государственной службе в той или иной стране и вместе с тем совмещающему свою деятельность с деятельностью компании с "чистой гибкой" совестью, утверждать о своей к ней непричастности.

В этом и заключается изысканность подобных схем организации бизнеса. Она дает практически неограниченные возможности реальным владельцам и фактически оберегает их от уголовной ответственности за коррупцию в своих странах. Не исключено, что в списке тех, через чьи руки проходят акции на предъявителя, могут быть не только министерские чиновники, но и отдельные премьеры, президенты, действовавшие через особо доверенных лиц.

"Южный поток" как зеркало "гибкой" совести

"Южный поток" стал своеобразным детектором лжи, через который вынуждены проходить европейские политики, не равнодушные к финансовой благосклонности "Газпрома" и стремящиеся сохранить ее и приумножить в будущем. Отображением этого являются высказывания дипломатов из стран ЕС.

14 июля 2014 г. посол Германии в России Рюдигер фон Фрич заявил, что правительство Германии будет защищать интересы немецкого бизнеса в проекте строительства газопровода "Южный поток" и рассчитывает, что все проблемные вопросы, связанные с ним, будут успешно решены (германская компания Wintershall является акционером морского участка проекта).

10 июля госсекретарь по европейским делам правительства Италии Сандро Гоци в Брюсселе на презентации итальянского председательствования в ЕС заявил, что "Южный поток" нужно строить, поскольку "он будет способствовать диверсификации маршрутов поставок газа в Европу". За несколько дней до этого министр иностранных дел Италии Ф.Могерини заявила, что реализация проекта "Южный поток" остается "чрезвычайно важной" с точки зрения энергетической безопасности всего европейского региона.

5 июля посол Франции в России Жан-Морис Рипер также фактически поддержал "Южный поток" и отметил, что у Франции нет предубеждения относительно российского газа, поскольку компания Gaz de France (и ее наследники) активно его покупает.

Эти заявления со стороны официальных лиц трех ведущих стран ЕС почти совпали во времени. И это неслучайно, ведь в проекте свою долю имеют: российский "Газпром" - 50%, итальянская ENI - 20, немецкая Wintershall - 15, французская EdF - 15%. Хотя поступления от этих компаний в госбюджеты соответствующих стран едва превышают несколько процентов, угроза получить холоднее на несколько градусов воду в теплосетях и гнев избирателей преобладают над европейскими ценностями в поведении и решениях европейских политиков. Но это только верхушка айсберга, поскольку реальные мотивы подобного поведения могут скрываться намного глубже в офшорных компаниях и счетах, заботливо пополняемых российскими партнерами по газовому бизнесу.

Австрия в некоторой степени повторила свой шаг 1962-го (первый контракт на поставку газа из СССР в Западную Европу в условиях холодной войны), подписав в 2014 г. договор о строительстве "Южного потока".

Политические деятели этой страны вместе с бизнесом многие годы работают над созданием и сохранением привлекательного инвестиционного климата, возможно, не замечая, что постепенно превращаются в удобную гавань для сомнительных финансовых потоков. Оправдать такой шаг экономическими преференциями для государства не удастся, поскольку данные о внешнеэкономической деятельности за 2012 г. свидетельствуют, что РФ находится аж в конце десятки важнейших партнеров с отрицательным сальдо взаимной торговли в размере около 1 млрд евро. В то время как торговый баланс со США имел положительное сальдо в размере свыше 2,4 млрд евро и тенденции к росту. Следовательно, существует причина такой недальновидности австрийских политиков, и она с высокой степенью вероятности может находиться в плоскости заинтересованности финансовыми стимулами за "гибкость" совести, генерированными российскими газовыми потоками.

Конечно, от такого сверхдорогого "пирога", как "Южный поток", перепадет - каждому в своей мере - всем участникам проекта, включая уполномоченные компании в странах - членах ЕС, по территориям которых планируется проложить маршрут этого газопровода. В каждой из стран - участниц проекта работы будет выполнять совместное предприятие, в котором 50% принадлежит "Газпрому", а вторая половина - уполномоченной правительством национальной компании.

Италия демонстрирует высочайшую активность. Это связано не только с тем, что ее национальная нефтегазовая компания ENI имеет наибольшую после "Газпрома" долю в проекте, но и с тем, что дочерняя компания Saipem будет выполнять подряд высокой стоимости на прокладку труб первой нити газопровода по дну Черного моря на глубине более двух километров. Saipem S.p.A. - дочерняя компания ENI, один из крупнейших в мире нефтегазовых подрядчиков, с большим флотом специализированных суден для ведения работ в море и прокладки морских газопроводов различного диаметра и на разных глубинах.

Контракт на укладку первой нити и строительство участков берегового примыкания и мелководных участков для всех четырех нитей газопровода Saipem получила в марте 2014 г. Стоимость укладки одной нити - 2 млрд евро. Вторую нить "Южного потока" будет укладывать датская компания, но зарегистрированная в Швейцарии, - Allseas Group S.A. и при содействии итальянской Saipem. Для этого планируется использовать новопостроенную платформу для укладки морских трубопроводов "Петер Шелте", стоимость контракта не разглашается.

В целом следует отметить, что сметная стоимость всего проекта переброски ямальского газа в Европу составляет, по расчетам Центра Восточно-Европейского газового анализа, около 56 млрд евро. Какой-либо унифицированной нормы "вознаграждения за поддержку" не существует, но, исходя из доступной информации из заслуживающих доверия отраслевых источников, она может колебаться от 22 до 68%. Меньший процент - для работ на территории стран ЕС, максимальный - при выполнении работ на территории России. Если условно возьмем среднеарифметический уровень, то норма "вознаграждения за поддержку" составит 45%. Это означает 25,2 млрд евро, часть из которых может быть щедро использована для "выражения признательности" как кремлевскому окружению, так и европейским политикам и чиновникам для усиления "гибкости" их совести и в итоге превращения ее в "пластилиновую".

Для того чтобы указанная сумма растеклась по рекам и ручьям и попала на нужные счета нужных людей в разных странах, и необходим швейцарский компонент в схеме реализации "Южного потока" (см. рис. 2).

Размах "Южного потока": от Ямала до Альп через Черное море. Сумма свыше 25 млрд евро такова, что позволит в перспективе решить все проблемные вопросы с еврочиновниками и политиками. Особенно сейчас, когда "сектор газа" выведен из-под режима санкций ЕС в отношении России.

Таким образом, похоже, что вопрос предоставления согласия Европейской комиссией на выведение "Южного потока" из-под действия Третьего энергопакета - это лишь вопрос времени и благоприятного момента. Миллиарды евро со швейцарских счетов способны сотворить и не такое. Неудивительно, что уже полгода отсутствует решение Еврокомиссии относительно "Газпрома" по результатам антимонопольного расследования его деятельности на рынках ЕС. За нарушение российский монополист должен был быть оштрафован, по разным данным, на сумму от 10 до 15 млрд долл. Не исключено, что этот вопрос так и спустят на тормозах: сумма штрафных санкций будет символической либо же вообще все закончится взаимовыгодной "мировой". Свидетельством этого являются неоднократные обращения представителей Европейской комиссии по профильному директорату противодействия коррупции к российской стороне с пакетами предложений для улаживания спорных вопросов вопреки прописанным в директивах и регламентах правилам проведения расследований и привлечения к ответственности.

Что дальше?

Есть ли средства противодействия элегантной "газовой транснациональной коррупции"? Да, есть. На глобальном уровне - прежде всего США не должны свертывать специальную программу Агентства национальной безопасности по мониторингу союзников в Европе. Как показывают события последних месяцев, некоторые из стран ЕС, прежде всего ведущие, образно говоря, по четным дням являются союзниками США, а по нечетным - России с ее непрозрачным транснациональным газовым бизнесом.

Целесообразно было бы создать в Европарламенте специальную комиссию, которая занялась бы вопросом транснациональных коррупционных схем в секторе торговли энергосырьевой продукцией, исходя из того, что по степени опасности и вредности их можно приравнять к терроризму.

Деятельность российских компаний, торгующих энергоресурсами в ЕС, и банков из РФ и ведущих стран ЕС, финансирующих такую торговлю, должна быть тщательно проверена на предмет уклонения от уплаты налогов и соблюдения действующего законодательства, в частности относительно связей с террористическими организациями.

США и ЕС должны были бы обязать швейцарские банковские и финансовые учреждения раскрыть информацию о финансовых трансакциях сырьевых компаний, аффилированных с российскими экспортерами, которые проводятся в интересах третьих сторон, в частности, с офшорной юрисдикцией. Вполне может оказаться, что тайна своеобразного поведения немецких канцлеров в российском вопросе скрывается, в том числе и в немецкоязычных швейцарских кантонах, таких, как Цуг или Цюрих.

И в завершение снова о "Южном потоке". Не следует недооценивать и существующие у Украины возможности противодействовать политике ЕС по подыгрыванию России в газовой сфере. Очевидно, что "Южный поток" будет оказывать существенное влияние прежде всего в плоскости украинско-российских, а не российско-еэсовских отношений: этот проект в случае его реализации не привнесет "добавленной стоимости" для ЕС, поскольку он не увеличит объемы поставок газа в ЕС, не диверсифицирует источники его поставок, но станет мощным инструментом в руках Кремля по продолжению агрессии в отношении Украины. "Газпром" будет пытаться поставить Украину на колени путем полного переключения транзитных газовых потоков с Украины на "Южный поток".

Если ЕС будет продолжать закрывать глаза на этот очевидный факт, адекватным шагом со стороны Украины может быть превентивный отказ от предоставления агрессору услуг по транзиту газа через территорию нашей страны. Сейчас все выглядит таким образом, что, транспортируя российский газ по своей территории, Украина - на фоне категорической неготовности и нежелания ЕС вводить против России санкции в энергетической сфере - собственноручно подбрасывает дрова в двигатель российской агрессии.

Вместе с этим, отказываясь транспортировать газ "Газпрома", Украина как член Европейского Энергетического сообщества должна обеспечить возможность транзита через свою территорию газа европейских компаний, который они должны приобрести на украинско-российской границе. Таким довольно "простым" способом можно было бы обеспечить реализацию давно провозглашенной идеи о перенесении точки передачи российского газа европейским компаниям с западной на восточную границу Украины. И чем раньше такой шаг будет сделан, тем более действенным он будет, особенно в нынешних обстоятельствах, которые характеризуются полным прекращением поставок российского газа для потребностей Украины.

В заключение нельзя не упомянуть о фрагменте из недавнего письма редакторов ключевых либеральных газет Европы к правительствам стран ЕС: "Господин Путин до сих пор поставляет оружие и наемников на Восток Украины. Он продолжает собирать свои войска вдоль границы". К этому можно прибавить, что, кроме оружия и наемников в Украину, Кремль направляет в Европу коррупционные потоки, которые служат стратегической цели России уничтожить Украину, обеспечив для этого созерцательную позицию ЕС. Но эта стратегия уже дала трещину... Похоже, что европейские ценности еще не умерли в Европе, но все же пока что газократия побеждает. И если закулисные немецко-российские договоренности относительно Украины ("Крым - России в обмен на российский газ ЕС и Украине") подтвердятся, то они будут выглядеть логическим продолжением скрытых отношений, в основе которых - бурлящие газовые и денежные потоки в треугольнике Москва-Берлин-Цюрих.