Меньшее из двух зол

Автор : Сергей Куюн
25 марта 00:00

В конце марта после полугодовой паузы возобновились поставки в Украину дизельного топлива из России. Первым новую экспортную процедуру прошел "Лукойл", на подходе другие российские производители. В целом есть предпосылки считать, что этот год может ознаменоваться существенным ростом поставок по данному направлению, в том числе и в результате возобновления работы нефтепродуктопровода "Прикарпатзападтранс", получившего нового владельца. Хорошо это или плохо?

 

В конце марта после полугодовой паузы возобновились поставки в Украину дизельного топлива из России. Первым новую экспортную процедуру прошел "Лукойл", на подходе другие российские производители. В целом есть предпосылки считать, что этот год может ознаменоваться существенным ростом поставок по данному направлению, в том числе и в результате возобновления работы нефтепродуктопровода "Прикарпатзападтранс", получившего нового владельца. Хорошо это или плохо?

Поставки российского дизельного топлива в Украину прекратились в начале октября 2015 г. в связи с новым порядком оформления экспорта, принятым Федеральной службой по техническому и экспортному контролю РФ (ФСТЭК). Ведомство, в частности, озаботилось тем, не идет ли российская солярка на нужды украинской армии. Отметим, что поставки самолетного топлива из России были прекращены практически сразу после начала боевых действий на Востоке Украины.

Фактическое эмбарго стало большой неожиданностью для украинского рынка, который на тот момент на 30% наполнялся российским дизтопливом. Однако и большой трагедии также не произошло: трейдеры переориентировались как на альтернативные сухопутные источники (Беларусь, Литва, Польша), так и на морские. Порты отработали остаток осени очень бодро, показав важность своего наличия в сложные периоды. К концу года российский импорт сошел на нет, оставаясь таковым вплоть до конца текущего марта.

"Нужная" Украина

Возобновление российских поставок было лишь вопросом времени. В приватных беседах представители российских компаний признавали, что рынок Украины хоть и не является стратегически важным по объемам, но зато намного более "вкусный" экономически, нежели основной путь огромных потоков дизеля - морской. Тем более, когда отрасль стагнирует из-за падения цен на нефть, каждый доллар на счету. Например, одна из самых массовых экспортных позиций российской нефтянки - мазут подешевел настолько, что фактически за его экспорт приходится доплачивать, и в итоге он был прекращен (топливо отправляется на внутренний рынок, став альтернативой природному газу).

Первым к финишу пришел "Лукойл" - самый давний и крупный поставщик в Украину. Еще в марте компания хочет успеть отправить нам около 20 тыс. т дизельного топлива, сняв этот объем с портов. В апреле, говорят источники в "Лукойле", может быть поставлено 50–70 тыс. т. Продукт уже предлагается на станции Купянск (Харьковская область), со дня на день ждут его и в Коростене (Житомирская область). Между тем трейдеры отмечают, что согласно новой процедуре вынуждены предоставлять гарантийные письма о том, что данный ресурс не будет использован для военных целей.

Насколько обрадовались осенью конкуренты россиян, настолько расстроились они этой весной. Уход мощного игрока с 30-процентной долей позволил приподнять, а выражаясь точнее, задрать цены на свой товар. По данным импортеров, на февральском тендере "Белорусской нефтяной компании" украинские трейдеры были вынуждены согласиться с ценой дизтоплива с премией 25–27 долл./т к уровню "морских" котировок. При этом ходили разговоры, что дополнительные объемы белорусского продукта, необходимые под весеннюю посевную кампанию, могут быть выставлены и с поправкой 45долл./т. Российские поставки ожидаются без каких-либо премий, во всяком случае, так было в прошлом году.

Но это еще не все плохие новости для белорусов, литовцев и поляков. Есть все предпосылки ожидать в обозримом будущем запуска нефтепродуктопровода "Прикарпатзападтранс", который в лучшие времена прокачивал в Украину до 1,5 млн т дизельного топлива в год. Недавно глава российской "Транснефти" Николай Токарев заявил, что компания закрыла сделку по продаже этой магистрали, проходящей по территории Украины, швейцарской International Trading Partners AG (ITP). А ранее, в конце декабря 2015-го, Антимонопольный комитет Украины разрешил "швейцарцам" приобрести эту трубу, простаивающую с 2014 г.

Если маршрут заработает, а новый владелец очевидно приобретал ее с такими намерениями, то структура поставок дизельного топлива в Украину претерпит коренные изменения. Суммарно годовой объем импорта из РФ может достичь 2,5 млн т, или половины от всего потребления страны.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, наращивание поставок из страны-агрессора трудно назвать "победой". Но учтем и другое. Появление нового источника поставок подстегнет конкуренцию, а это еще никому не мешало.

А теперь главное: необходимо признать, что весь закупаемый по импорту нефтепродукт из Беларуси, Литвы, Польши, Венгрии, составляющий 80% поставок, изготовлен из российской нефти. Иными словами, это тот же российский продукт, но с дополнительной добавленной стоимостью в размере 25–40 долл./т, полученной на белорусских и европейских НПЗ. Так если в любом случае украинские деньги идут в Россию, то уж лучшее платить меньше или выбрать меньшее из двух зол. Если цены на российское ДТ будут на уровне прошлогодних паритетов, это даст стране экономию на закупках дизтоплива в диапазоне 75–100 млн долл. в год.

Но самое главное, что украинский рынок сохраняет все возможности закупать продукт где угодно и в любой момент может отказаться от российских нефтепродуктов. Опыт есть, последние полгода страна прожила без них, при этом какой-либо нехватки никто не ощутил.