Коммунальные с шармом Привоза-3, или Несостоявшийся реквизитгейт

Автор : Михаил Баранцев
12 апреля 17:34

Вопрос по-прежнему остался без ответа.

 

Предыдущую статью (см. ZN.UA №9 от 7 марта 2019 г.) я закончил вопросом к чиновникам из КГГА о том, почему поток киевских коммунальных платежей по статье "Утримання будинків та прибудинкових територій" (УБПТ) спрятан за отсутствующими реквизитами и перенаправляется в одесскую финансовую компанию "ГЕРЦ", не имеющую никакого отношения к Киеву, не обеспеченную инфраструктурой обслуживания платежей и, предположительно, не обладающую достаточной финансовой надежностью.

Ожидая каверзных вопросов о запланированном количестве серий "мыльной оперы", должен огорчить читателей: эта статья - последняя. Разумеется, продолжение последует. Но, вероятно, в другом формате.

Вопрос по-прежнему остался без ответа. Но вдогонку появились новые детали, о которых нужно рассказать.

Итак, в мартовских коммунальных платежках впервые за два года (!) появились отсутствующие реквизиты получателя УБПТ (см. фото 1). Но это вовсе не реквизиты управляющих компаний г. Киева! Чиновники с необъяснимым задором таки узаконили в этой роли фирму-прокладку - ООО "Фин.компания "ГЕРЦ". Причем сделали это так поспешно, что даже забыли напечатать название банка, - видимо, макет был сверстан, и после предыдущих публикаций пришлось догонять ситуацию.

Любопытно то, что по сравнению с реквизитами, добытыми из февральских распечаток, транзитный счет ФК "ГЕРЦ" переместился из одесского в киевский банк (МФО 322669, наш любимый "Ощад"), вероятно, для того, чтобы хоть как-то облагородить картину. Но по сути это ничего не изменило: компания как была одесской, так ею и осталась. Поиск по ЕГРПОУ 39763909 дает тот же юридический адрес: г. Одесса, Приморский район, ул. Еврейская, 2-А.

Не менее любопытно и то, что реквизиты всех получателей коммунальных "переехали" с лицевой стороны платежки на обратную, да еще и сместились в нижнюю часть листа. Само по себе это не преступление, но явное нарушение формы счета: реквизиты должны быть неотъемлемой его частью. При совершенно естественном отделении нижней части листа (экономия места в подшивке документов) реквизиты теряются. Так задумано или мелкая ненавязчивая случайность? Впрочем, это не самое интересное в нашем деле.

Повторяем февральский эксперимент: оплачиваем те же три платежки в Приватбанке и Ощадбанке, на этот раз - исключительно через кассы, не терминалы!

Вопреки здравому смыслу (ведь, казалось бы, реквизиты уже объявлены официально), все осталось без изменений: Приватбанк платит непосредственно на киевские "керуючі компанії" (на выбор - хоть Печерского, хоть Святошинского района - см. фото 2 и 3), а Ощадбанк - на одесскую ФК "ГЕРЦ" (см. фото 4).

Господа чиновники, это как трактовать: правая рука не знает, что делает левая, или мы видим тонкий замысел? Почему получателей платежа УБПТ несколько, почему в одном случае деньги поступают непосредственно на счет исполнителя услуги, а в другом - на транзитный счет иногородней фирмы с "пометкой" для дальнейшей пересылки? Или правильнее определить ситуацию так: пока получателей несколько, а завтра все будет унифицировано?

Независимо от последнего нюанса имеем непреложный факт: часть киевских коммунальных неустановленное время "работает" на транзитном счете фирмы-прокладки. Поскольку это свободное исследование, позволю себе пофантазировать о возможных результатах такой работы.

Если придержать поток коммунальных на транзитном счете хотя бы месяц, допустив месячные обороты этак до 390 млн грн (1,3 млн киевских семей платят в среднем по 300 грн), а потом эти деньги вернуть киевлянам и заместить их платежами следующего месяца, получается "неиссякаемый" источник кредитования. Разве это не хрустальная мечта любой ФК? То есть дармовой депозит. По самым скромным оценкам, ставки по депозитам составляют от 15% годовых. Это значит, что "грязный" годовой заработок можно оценить где-то под 60 млн грн. Неплохо? Креативно?

Но это далеко не предел! А если плавненько увеличить "задержку" с одного месяца до двух, трех? Что, это как-то скажется на работе ЖЭКов, оплате труда слесарей, дворников и электриков, на качестве услуги УБПТ в целом? Да никак, позволю себе вольность! Народ наш тренирован девяностыми, услуга сомнительна по качеству, сравнивать не с чем. Да и тарифы, вероятно, писаны под кальку с "Роттердама+" - с добрым "хозяйским" запасом сверх себестоимости. Так что мешает? Ключевое слово - "плавненько"...

Неужели вы подумали, что я кого-то подозреваю в коррупции? Боже мой, да как вы могли?! Просто хочу подсказать киевской мэрии, где взять новую доходную статью в городской бюджет, да не просто статью, а вполне соизмеримую, например, с поступлениями от единого пятипроцентного налога айтишников. Хороша идея?

Возвращаемся к уже ставшей "нашей" ФК "ГЕРЦ". Я вовсе не хочу сказать, что она материализовалась из воздуха. Вполне вероятно, что там есть сильный коллектив программистов, создавших конкурентоспособный продукт - терминальные сети самообслуживания. Как следует из информации на официальном сайте, этой самой ФК "ГЕРЦ" принадлежат сети City24, Flash Pay и Easy Pay, что само по себе заслуживает уважения. Возможно, эта фирма выиграла тендер на поставку чего-то коммунальным предприятиям Киева. Но! Я никогда не поверю, что в условиях этого тендера была в явном виде прописана процедура прокачки платежей через счета фирмы, кредитующей финансовой компании, ООО с уставным фондом всего 5,05 млн грн!

Максимум, что могло быть, - поставка программного обеспечения и сети терминалов для совершения прямых платежей. Но не прокачка же денег через счет "прокладки", что есть две большие разницы! И еще вопрос. Допустим, терминалы и "ГЕРЦ" еще как-то совмещаются в сознании. Но последние платежи в Ощадбанке выполнены через кассу. И - таки снова "ГЕРЦ"?

Принципиальная разница между прямой оплатой и "прокачкой" не только в том, что (теоретически) кто-то на этом может заработать, но и в надежности системы. В первом случае деньги мгновенно поступают на счет получателя, не подвергаясь рискам зависнуть на арестованном счете. Во втором - никто не застрахован ни от обеспечения обязательств по поручительству, ни от банкротства транзитного контрагента. Кто об этом думал?

Для иллюстрации разницы между прямой оплатой и "прокачкой" денег демонстрирую чек, полученный при пополнении счета мобильного телефона в сети Flash Pay (см. фото 5). Получателем перевода указан непосредственно "Киевстар" с расчетным счетом на "2600", но не с транзитным счетом на "2603" владельца терминала! Это и понятно. Какой уважающий себя частный бизнес позволит играть своими деньгами! Напомню, что сеть Flash Pay также принадлежит ФК "ГЕРЦ". Значит, могут, если хотят?

И еще одно потрясающее открытие. Из пяти услуг, перечисленных в коммунальной платежке, только одна - УБПТ - оказалась втянутой в эту схему. Почему? В моем представлении это косвенное подтверждение того, что остальные организации из платежки только номинально числятся коммунальными предприятиями, а по сути являются частными. Хорошо это или плохо - тема отдельного разговора. Поспорите с логикой?

А теперь закончим лирику и еще раз вернемся к вопросам, заданным в первой статье (ZN.UA №6 от 15 февраля 2019 г.), для удобства переформатировав их по адресной принадлежности.

НАБУ, постоянная комиссия Киевcкой горрады по вопросам обеспечения законности, правопорядка и предотвращения коррупции, комиссия Киевской горрады по проведению оценки коррупционных рисков:

1. Какова причина замены получателя коммунальных платежей за услугу УБПТ: киевского коммунального предприятия "ГІОЦ" на одесскую фирму ФК "ГЕРЦ" с очень странной репутацией?

2. Кто, как и где проводил выбор, тендеры, информировал общественность? Была ли оговорена в условиях тендера прокачка коммунальных средств киевской громады через транзитные счета кредитующей финансовой компании с уставным фондом в 5,05 млн грн?

3. Каков объем платежей, недополученных "керуючими компаніями" Киева в январе 2019 г. по причине "тайной" замены оператора?

4. По счетам каких транзитных субъектов перемещались средства плательщиков на пути к районным "керуючим компаніям" Киева за последние два года, - в разрезе способов оплаты (через терминалы сберкасс, терминалы платежных карт, классическая банковская оплата), хронологии задержек средств на транзитных счетах и региональной принадлежности обслуживающих банков?

Минфин:

5. Кто несет ответственность за грубое нарушение формы счета на оплату услуг, которым является двухлетнее отсутствие реквизитов получателя коммунальных средств?

Антимонопольный комитет:

6. Кто несет ответственность за дискриминацию "классических" банковских плательщиков в форме двухлетнего отсутствия в счете банковских реквизитов, что ограничило возможности оплаты вне Ощадбанка и Приватбанка?

Минсоцполитики:

7. Какой объем платежей от киевских субсидиантов недополучен в январе 2019 г. по причине "тайной" смены оператора? Как быть лицам, попавшим в "группу риска" потери субсидии по причине возврата их платежей, отправленных по старым реквизитам?

КГГА, Киевская горрада:

8. Каковы функции и, по большому счету, дальнейшая судьба КП "ГІОЦ", существовавшего до сих пор на деньги киевской громады? Если оно действительно не справлялось с возложенными задачами и подлежало замене, то кто это допустил?

9. Почему в январе 2019 г. плательщиков коммунальных платежей не оповестили о предстоящей смене получателя средств? Кто за это несет ответственность?

СБУ:

10. Кто и как сертифицировал программное обеспечение фирмы "ГЕРЦ", с особой оговоркой на возможное российское происхождение этого продукта и массовость выполняемых операций? В каком регионе (стране) находятся серверы этой компании? Как защищены "шлюзы" во внешние базы данных? Где и как обрабатываются персональные данные миллионов киевлян? Какова уязвимость схемы и возможные последствия такой уязвимости в условиях гибридной войны?

* * *

Добавить больше нечего. Кроме того, что в "стране отрубленных рук" хронически замалчиваются и не такие чудеса. Но для того, чтобы хоть как-то оживить эмоции, давайте вместе пофантазируем о благоприятном варианте завершения этой истории.

Итак, 2019 г., апрель. Только что завершились выборы. Страна во втором туре избрала президента - гаранта Конституции. На фоне всенародного подъема и одобренной МВФ антикоррупционной амнистии происходит следующее:

- раскаявшиеся исполнители, допустившие ляпы с реквизитами, добровольно просят наложить на себя админштрафы в сумме 170 грн;

- КГГА входит в число акционеров ФК "ГЕРЦ", увеличивает ее уставный капитал до 200 млн грн, размещает в нем все средства киевской громады и на полученные надежным способом проценты втрое снижает коммунальные;

- строгие "товарищи в штатском"" защищают систему от посягательств "русского мира";

- мэр Киева Виталий Кличко берет на себя политическую ответственность за имевшие место нарушения, спасая единство "Блока правящих партий" в условиях предотвращенного "реквизитгейта".

А неплохо бы?