Эволюция "тени"

Автор : Сергей Куюн
28 ноября 21:47

Сегодня рынок нефтепродуктов находится в непривычном для себя состоянии - в отсутствии прежней схемы. Но свято место пусто не бывает, теневой сегмент есть и немалый, он просто эволюционирует.

 

По рынку нефтепродуктов в этом году был нанесен сокрушительный удар - рост цен вследствие девальвации гривни осадил продажи бензина на 25%. Финансовое положение трейдеров также незавидное, особенно тех, кто еще год-два назад активно привлекал валютные кредиты для развития. Словом, ситуация 2008–2009 гг. повторяется. С одним отличием - пока еще никто не "упал", тогда как предыдущий кризис быстро унес три большие сети АЗС. Но есть в нынешнем году и определенный позитив. Прежде всего, речь о выравнивании конкурентной ситуации после прекращения деятельности группы ВЕТЭК, прочно державшей рынок в 2012-м и особенно в 2013 г. Поэтому сегодня рынок нефтепродуктов находится в непривычном для себя состоянии - в отсутствии прежней схемы. Но свято место пусто не бывает, теневой сегмент есть и немалый, он просто эволюционирует.

На отечественном рынке нефтепродуктов сконцентрировано наибольшее количество игроков, чтобы там ни твердили в Антимонопольном комитете. Десять внешних и внутренних источников поставок нефтепродуктов, десятки оптовых поставщиков и сотни владельцев АЗС - какой еще сегмент энергетики может похвастаться такой плотностью "населения"? Рынок природного газа? Электроэнергии? Угля? Третий год страна осваивает реверс газа из Европы, в муках рождается диверсификация поставок угля, в то время как рынок нефтепродуктов уже практически три года живет без российской нефти и завозит менее 10% от потребности из России. Если эти поставки прекратятся, никто этого не почувствует.

Охота за акцизом

Однако это не означает, что топливный рынок живет без проблем. История его развития неразрывно связана со схемами. Возьму на себя смелость заявить, что именно схемы и вездесущая украинская коррупция внесли самый весомый вклад в формирование этого рынка, чудным образом превратив его в очень живучий организм, привыкший к самым невероятным позам. Рейдерский захват группой "Приват" крупнейшего в стране НПЗ "Укртатнафта" в 2007 г. поставил крест на развитии этого предприятия, предопределив модель снабжения рынка импортным топливом. Усилила эту тенденцию "Ливела", безналоговый импортер нефтепродуктов, который в 2010 г. "убил" слабый Одесский НПЗ. В начале 2012-го остановился Лисичанский НПЗ, который все острее начал чувствовать дыхание контрабанды через Феодосийскую нефтебазу сначала в исполнении "Клюши-Злого", а потом под руководством "семьи", значительно расширившей и усовершенствовавшей механизм безналоговых поставок нефтепродуктов.

В ходе отраслевой конференции Petroleum Ukraine 2014, прошедшей в Киеве в середине ноября, "Консалтинговая группа А-95" озвучила результаты своих исследований, согласно которым в пиковом 2013 г. мимо бюджета прошло не менее 2,36 млн т нефтепродуктов, или почти 25% от всего потребления. При этом львиная доля пришлась на бензин, акцизный сбор на который был в четыре раза выше, чем на дизтопливо. (В этом и причина особой популярности бензина у контрабандистов и кустарных производителей, так как премия за "труды" намного выше.) В деньгах прошлого года это 8,3 млрд грн акцизного сбора и НДС, или более 1 млрд долл. Основной вклад в такой результат внесла контрабанда, которая, по оценкам "А-95", составила 1,8 млн т (см. рис. 1).

В этом году ситуация радикально изменилась. Начиная с марта данные таможни полностью совпадают с физически импортируемыми объемами нефтепродуктов. Сегодня в составе Фискальной службы реанимируют Энергетическую таможню, которая в известных целях была ликвидирована "режимом" в 2011 г. "Ее (Энергетическую таможню. - С.К.) не просто ликвидировали, уволили всех сотрудников, чтобы не было лишних глаз и ушей", - рассказал на конференции глава Энерготаможни Александр Конев, который уже возглавлял это подразделение до 2010 г. (А.Конев вместе со своим заместителем Тарасом Шепитько и нынешним главой таможни Анатолием Макаренко в 2010 г. оказались под уголовным преследованием за растаможку по распоряжению правительства природного газа Дмитрия Фирташа, о чем тогда рассказывало ZN.UA). На данный момент формируются таможенные посты Энерготаможни, которые, по словам Конева, получат максимальные полномочия. Во-первых, для усиления контроля за перемещением грузов. Во-вторых, для ускорения их прохождения.

...а он есть!

Как показывают исследования "Консалтинговой группы А-95", несмотря на улучшение ситуации на таможне, теневой сегмент на рынке нефтепродуктов в текущем году превысит 1 млн т. Это, в свою очередь, означает, что мимо бюджета снова пройдет около 5 млрд грн акциза и НДС.

На рынке тем временем изменился и вектор ухода от налогов. Если раньше превалировала контрабанда, то теперь - фальсификат. Кустарное производство топлива цветет буйным цветом, поскольку цены на легальный продукт растут под давлением девальвации и увеличения налогов. Например, в связи с повышением в апреле этого года акциза на дизтопливо вдвое - до 98 евро/т, а также в силу резкого роста курса евро у "бодяжников" появляется серьезный стимул для начала активного "производства" ДТ. Если в прошлом году подделка дизтоплива принесла бы 600 грн на тонне только за счет "сэкономленного" акциза и НДС на него, то в этом году речь идет минимум о 2400 грн на каждой тонне.

Ранее автору уже приходилось писать о том, что в нынешнем году отмечен активный импорт авиационного топлива компанией "БРСМ-Нафта", которая не имеет отношения к бизнесу по заправке самолетов. Для справки: по основным свойствам реактивное топливо во многом схоже с дизельным, но акциз на него в пять раз меньше, чем на ДТ. Далее, как говаривал Виктор Федорович, додумайте сами.

Но все же теневой сегмент наполняется преимущественно бензином. При наличии необходимых данных найти проблемные точки несложно. Во-первых, передвижение сырья и компонентов для выпуска нефтепродуктов можно отследить по железной дороге, ведь масса таких грузов прибывает на станции, где нефтеперерабатывающих заводов нет и в помине. Во-вторых, при большем массиве данных можно отследить продавцов таких нефтепродуктов. Например, упомянутая выше "БРСМ-Нафта" за девять месяцев 2014 г. закупила около 80 тыс. т бензина, тогда как реализовала через свою сеть около 140 тыс. т бензина и альтернативного топлива (аналог бензина с октановым числом 95). Кроме того, компания закупала преимущественно бензин А-92, а на колонках "раздает" три марки бензина с октаном 95. Ответ, очевидно, в том, что наряду с товарными нефтепродуктами на нефтебазы БРСМ рекой течет сырье и октаноповышающие присадки, которые та импортирует на вполне законных основаниях.

А вот в отношении крупнейшей национальной сети АЗС группы "Приват" ("Укрнафта", "Авиас", ANP и др.) таких простых ответов пока нет. Как показывают исследования, при реализации через свои заправки за девять месяцев 2014 г. около 700 тыс. т бензинов видимая ресурсная база группы составила всего 455 тыс. т (в расчет приняты производство на подконтрольной "Привату" "Укртатнафте" и импорт группы). Где крупнейший оператор берет треть своих бензиновых продаж, пока остается загадкой. При этом необходимо отметить, что аналогичный анализ по дизельному топливу показывает абсолютное совпадение имевшейся в распоряжении "Привата" ресурсной базы и реализации: при поставке 465 тыс. т дизтоплива в розницу оценочно было реализовано 450 тыс. т.

В ходе конференции Petroleum Ukraine глава Государственной фискальной службы Украины Игорь Билоус заявил, что ведомство держит на контроле вопрос теневого рынка нефтепродуктов. Основное внимание - выпуску альтернативных спиртосодержащих топлив. "Мы проводим проверки по этому сегменту рынка. По ним выставляются многомиллионные штрафы. Это наиболее проблемный сегмент рынка", - заявил И.Билоус. Он, в частности, привел пример, когда накануне повышения акциза на спиртосодержащие топлива летом этого года один из операторов задекларировал выпуск и продажу 400 тыс. т альтернативного топлива, хотя за девять месяцев 2014 г. в стране было произведено и реализовано всего 120 тыс. т этого топлива. (Очевидно, что это сделано для дальнейшей безакцизной реализации этих топлив из "старых запасов", произведенных, мол, еще до начала налогообложения этой группы товаров.)

Интересная деталь: по данным И.Билоуса, за первые два месяца с начала действия нормы о введении акциза на спиртосодержащие бензины было собрано 14 млн грн акциза. При этом в зале конференции нашлись производители, которые уплатили из этой суммы более 13 млн грн. Это киевская "Кло" (10,6 млн грн) и полтавская "Надежда" (около 3 млн грн). Сколько в таком случае заплатили "БРСМ-Нафта" и "Приват", крупнейшие продавцы и производители альтернативных топлив в стране? Или они продавали из тех "старых запасов"?

Надо ли говорить, что "тень" прицельно бьет по легальным поставщикам? Ключевой считает проблему контрабанды и фальсификата в Украине крупнейший поставщик белорусских нефтепродуктов в страну компания "БНК-Украина". В связи с массовой контрабандой в 2013 г. поставки из Беларуси снизились, тогда как выросли поставки через Феодосийскую нефтебазу - одно из самых затратных и логистически неудобных направлений поставок в Украину. В этом году все возвращается на круги своя, но проблему фальсификата и низкого качества топлива на рынке добросовестные поставщики ощущают очень хорошо, заявил в ходе конференции один из топ-менеджеров "БНК-Украина" Сергей Короленко.

В присутствии главы фискальной службы участники конференции диагностировали основную проблему службы - отсутствие надлежащей системы мониторинга и анализа рынка нефтепродуктов с целью лучшего администрирования акцизного сбора. "Эту задачу необходимо решать как можно быстрее, так как мы все понимаем, что государство будет повышать налоги на топливо и далее", - заявил вице-президент концерна "Галнафтогаз" Юрий Кучабский.

Участники и эксперты рынка нефтепродуктов считают, что для минимизации теневого рынка необходимо: ввести лицензирование оборота сырья и компонентов, используемых при производстве нефтепродуктов, ограничив круг операторов владельцами НПЗ; сделать на НПЗ зоны налогового контроля, оборудовав их "акцизными" счетчиками; ужесточить контроль за выпуском альтернативных топлив и реанимировать систему контроля качества нефтепродуктов на АЗС.

Есть задачи и у таможни, так как тревожные сигналы о разгрузке небольших, но частых барж в периферийных портах Измаила, Килии, Рени и Очакова поступают с завидной регулярностью.