Энерго-частное мошенничество, или Три важных аспекта приватизации государственных энергоактивов

Автор : Виктория Войцицкая
02 июня 19:04

В результате "прихватизации" государственных энергетических активов ПАО"Западэнерго", "Днепрэнерго", "Днепроблэнерго" стали частными региональными монополиями. Кому платим и за что? Что надо сделать для кардинального изменения ситуации?

 

В результате "прихватизации" государственных энергетических активов ПАО"Западэнерго", "Днепрэнерго", "Днепроблэнерго" стали частными региональными монополиями.

Кому платим и за что? Что надо сделать для кардинального изменения ситуации?

В ходе очередного заседания Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации как член комиссии напомнила уважаемым народным депутатам и руководству ВР три важных момента, о которых следует помнить, чтобы изменить ситуацию в энергоотрасли и прежде всего выяснить правомочность энергоприватизации этой волны.

Первый момент. Мы должны констатировать, что во времена Януковича на протяжении 2011–2013 гг. произошла тотальная мошенническая приватизация государственных энергоактивов.

ПАО "Западэнерго" - один из показательных примеров, ведь для завладения этим активом были искусственно созданы "так называемые условия для так называемых участников так называемого конкурса".

Почему "так называемые"? Потому что Кабинет министров своим распоряжением утвердил условия под одного локального инвестора - компанию из группы ДТЭК, которая в конце концов и победила в так называемом конкурсе.

Победу ДТЭК обеспечили, в частности, следующие условия участия в конкурсе:

- проведение на протяжении трех последних лет деятельности по производству электроэнергии в объеме не менее 30% объема ее производства обществом за тот же период;

- непосредственное владение на протяжении трех последних лет более чем 50% уставного капитала юридических лиц, ведущих деятельность по производству электроэнергии в объеме не менее 30% объема ее производства обществом за тот же период, и т.д.

При таких условиях с ДТЭК Рината Ахметова могли конкурировать (для проформы, чтобы конкурс состоялся) разве что компании Григоришина и братьев Суркисов.

Как следствие, предсказуемая победа ДТЭК, получение 70% акций ПАО "Западэнерго" и полный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью.

Аналогичная схема приватизации была применена к "Днепрэнерго" и "Днепроблэнерго".

В результате такой приватизации государственная неэффективная монополия была отдана в частные руки, что привело только к повышению тарифов без каких-либо улучшений для потребителя. Государственная монополия стала частной монополией.

В 2014-м, после Революции достоинства, к власти пришла пропрезидентская политическая сила (входящая в состав действующей коалиции) под лозунгами, в частности, "отменить результаты незаконной приватизации". Три года - достаточный промежуток времени, чтобы хотя бы инициировать и начать расследование о приватизации государственных энергоактивов, проведенной в 2011–2013 гг.

Однако здесь дает о себе знать второй, отягощающий, момент - бездеятельность нынешней власти ради сохранения олигархического статус-кво.

После Революции достоинства, за три года "новой" власти - никаких действий относительно "энергоприхватизации" со стороны президента Украины, Кабинета министров, Минэнергоугольпрома, Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества, Генеральной прокуратуры Украины.

Даже для рядового гражданина очевидно, что произошла незаконная приватизация на абсолютно неконкурентных условиях, и что вышеупомянутые органы государственной власти должны были бы давно инициировать проверку условий тех конкурсов и отменить их результаты.

Что сделали государственные органы для возвращения разворованных энергоактивов? Ничего. Что им мешало? Ничего…

Третий важный момент - вопрос нынешней операционной деятельности ПАО "Западэнерго" и бизнеса ДТЭК.

Кроме того, что государство за копейки отдало ДТЭК Рината Ахметова стратегические энергетические активы, указанная компания еще и продолжает зарабатывать на государстве и гражданах через свою компанию-прокладку "ДТЭК Трейдинг".

Детальнее проиллюстрирую масштабы этого бизнеса.

Основным поставщиком угля для ПАО "ДТЭК Западэнерего" является ЧАО "ДТЭК Павлоградуголь", которое в 2015 г. реализовывало угольную продукцию по цене 1090 грн/т, в 2016 г. - по 1077 грн/т.

Тариф на произведенную электрическую энергию для ПАО "ДТЭК Западэнерго" (с применением формулы цены на уголь "Роттердам+") за 2016 г. вырос на 81,3% - с 864,26 грн/Мвт·ч в январе до 1566,6 грн/МВт·ч в декабре.

Весь уголь на ПАО "ДТЭК Западэнерго" поставляется через упоминавшуюся выше компанию "ДТЭК Трейдинг".

Таким образом, компания ПАО "ДТЭК Западэнерго", в которой государству принадлежит 25%, покупала уголь не по цене продажи его шахтами, а по цене, сложившейся после наценки трейдера-посредника - ООО "ДТЭК Трейдинг" (100-процентная собственность группы ДТЭК, бенефициар Р.Ахметов), искусственно увеличивая затраты на закупку угля для ТЭС. Вся маржа в цене на уголь оседает на счетах "ДТЭК Трейдинг".

Кроме этого, потребители продукции ПАО "ДТЭК Западэнерго" платили за электроэнергию по завышенным тарифам, о чем сказано выше.

И это пример хозяйствования негосударственных собственников только относительно одной энергокомпании.

Остается ряд вопросов. К Генеральной прокуратуре Украины: не усматривают ли там признаков незаконного завладения неконкурентным образом государственным имуществом в интересах определенных финансовых групп?

К президенту Украины: что сделано для проверки результатов приватизации государственных энергоактивов, произошедшей во времена Януковича?

Также Фонд государственного имущества должен не только проверить, но и обнародовать результаты проверки инвестиционных соглашений покупателя "Западэнерго". Тогда станет понятно, за что платим частному собственнику.

Считаю необходимым для Миненергоугольпрома приобщиться к проверке и предоставить свои экспертные заключения о выполнении условий инвестиционного договора как составляющей договора купли-продажи государственного имущества "Западэнерго".

Надеюсь на адекватную оценку и активную позицию Генеральной прокуратуры в проверке законности приватизации энергетических активов, в частности "Западэнерго", "Днепрэнерго", "Днепроблэнерго". Ведь у Генпрокуратуры хватило аргументов и смелости, чтобы подвергнуть сомнению законность приватизации газораспределительных сетей и открыть уголовное производство.