Зерно с горьким привкусом

Автор : Роман Якель
26 июля 17:13

Жатва на Тернопольщине началась на несколько дней позже, чем в прошлом году.

 

Однако затяжные дожди в мае и июне, внесшие коррективы в уборочную кампанию, на урожаях почти не сказались. На сегодняшний день хозяйства области собрали около 280 тыс. т ранних зерновых. А вал, на который надеются аграрии, обещает быть не меньше прошлогоднего, в пределах 2,5–2,6 млн т. Но, несмотря на то, что урожайность на Тернопольщине растет, проблем у аграриев меньше не становится.

Сельскохозяйственные предприятия и фермеры области не могут похвастаться достаточным количеством собственных зерноуборочных комбайнов, работающих сейчас на сборе урожая. Но отчаиваться им не следует: в последние дни техника из южных регионов двигается в западные области, в том числе в Тернопольскую, где урожайность зерновых вдвое выше, и владельцы этих комбайнов получили возможность неплохо подзаработать. Можно ожидать, что хозяйства области для уборки урожая привлекут свыше 150 комбайнов, - как одолжат их друг у друга, так и арендуют из других областей. И если не будет затяжных дождей или стихийного бедствия, то жатва завершится в оптимальные сроки без потери урожаев.

Для проведения жатвы аграрные предприятия запаслись в основном собственными оборотными средствами. Финансовая картина сбора урожая в малых и средних хозяйствах выглядит так, словно все родственники впрягаются, чтобы вытянуть репку. Это хорошо видно на примере среднего размера частно-арендного предприятия "Ивановское" в Теребовлянском районе. В последние дни июня - начале июля здесь косят и реализуют рапс, чтобы за полученные средства закупить горючее для сбора следующих культур - озимой пшеницы, ячменя, ржи. А затем продают эти культуры, чтобы получить средства для следующих работ - сбора кукурузы и сахарной свеклы. И так происходит каждый год.

Крупная техника, работающая на полях области и, в частности, на уборке урожая, чаще всего импортного производства. А важная государственная программа "Финансовая поддержка сельхозпроизводителей", призванная удешевить технику (25% компенсации для сельхозпроизводителей плюс дополнительные 15% - для фермеров), предусматривает частичную компенсацию стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования, но (!) отечественного производства. Поэтому эта программа не позволяет существенно пополнить парк техники, в том числе для проведения жатвы. За почти семь месяцев 2019 г. на эту компенсацию в область было перечислено всего 2,5 млн грн. Сельхозпроизводители приобрели 30 единиц техники, но почти вся она - посевная и почвообрабатывающая. Ненадежные отечественные зерноуборочные комбайны никто из сельхозпроизводителей покупать не спешит.

Ключевая государственная программа "Финансовая поддержка мероприятий в АПК путем удешевления кредитов" хромает на обе ноги. Судите сами. На 2019 г. для Тернопольской области предусмотрено только 4,2 млн грн. "Большую часть этих средств уже использовали, остался лимит для четырех фермерских хозяйств, отвечающих основному критерию этой программы, - у них объем реализации сельскохозяйственной продукции за прошлый год до 20 млн грн. А чтобы удовлетворить все заявки аграриев, нужно 30–40 млн грн", - убеждает директор департамента агропромышленного развития Тернопольской облгосадминистрации Владимир Стахив.

В некоторой мере небольшие хозяйства области, особенно фермерские, воспользовались возможностями аграрных расписок - новым и прогрессивным механизмом кредитования. По информации департамента агропромышленного развития Тернопольской ОГА, по состоянию на конец мая 2019-го фермеры выдали 116 аграрных расписок, из которых 60 - уже в нынешнем году. Благодаря этому они привлекли только в 2019-м 265 млн грн, и чаще всего под залог будущего урожая - пшеницы и кукурузы.

А другая важная для фермеров государственная программа - "Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств" - работает в основном в интересах банков. Коммерческие банки выдвигают фермерам требования - иметь безупречную кредитную историю, страховать риски и т.п., то есть они хотят получить гарантии возврата кредитных средств. Банковские учреждения вроде бы и не против выдать больше кредитов и заработать на этом, и вместе с тем они не совсем отвечают за реализацию этой государственной политики. И очень часто фермеры не могут получить по "своей" программе поддержки льготный кредит под реальную ставку в 1% годовых, отвечающую практике европейских стран. Да и государственных средств по этой программе - маловато. По информации Минагрополитики, по состоянию на 12 июля выплачено всего 18,6 млн грн из 112,7 млн, предусмотренных на первое полугодие 2019-го. Причем вся сумма была направлена на удешевление кредитов. В действительности получается следующим образом: кто из фермеров первым обратился в банк, обосновал потребность в средствах, показал проект, тот и получил компенсацию.

"Никакой компенсации за пользование банковскими кредитами наше фермерское хозяйство "Аванто" и частное сельскохозяйственное предприятие "Мричко", что в Тернопольском районе, уже более трех лет не получают, - убеждает их основатель Иван Мричко. - Когда появляются средства по программе удешевления кредитов, мы никак не можем в нее попасть. У меня создается впечатление, что эти средства распределяются между избранными. А в данное время пользуемся кредитами на 26 млн грн, взятыми у 8–9 коммерческих банков в среднем под 22% годовых. Так и хозяйствуем: берем кредиты и перекредитуем предыдущие кредиты и векселя".

Но даже когда урожай соберут, это не означает, что его своевременно доставят в порты, чтобы отправить на экспорт. Никуда не исчезла угроза повторения ситуации с нехваткой вагонов-зерновозов, возникающая в течение нескольких лет подряд. Местные сельхозпроизводители и руководители хлебоприемных предприятий хорошо помнят авральную ситуацию 2018 г., когда во время сбора урожая у сельхозпроизводителей было вагонов-зерновозов от "Укрзалізниці" всего 20% от потребности. Остальные приходилось арендовать у частных компаний, а там аренда в полтора раза дороже: частники страхуют себя от всех рисков плюс закладывают определенную прибыль. Это привело к перебоям с отгрузкой зерна. Его надо было хранить, и область потеряла в 2018–2019 маркетинговом году ориентировочно 2 млн грн налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. В этом маркетинговом году возможные потери обещают быть не меньшими. Ведь с 1 января 2019 г. вступают в действие изменения в Налоговый кодекс, которыми отменяется возмещение НДС на экспорт рапса. И аграрии, не успевающие вывезти рапс на экспорт, автоматически теряют 20% дохода, которые для них лишними точно не будут. Кстати, урожай только рапса в области ожидается в объеме свыше 200 тыс. т. А в целом аграрии области в этом году планируют собрать свыше 3 млн т зерновых и масличных культур.

Почему же стал реальностью дефицит вагонов? В прошлые годы по инициативе АО "Укрзалізниця" в области был закрыт ряд линейных станций, где формируются отправные маршруты вагонов-зерновозов. Руководство основного железнодорожного перевозчика мотивировало свою позицию тем, что они нерентабельны и неперспективны. На сегодняшний день таких станций осталось всего две - в городе Бучаче и поселке Подволочиске. Руководство "Укрзалізниці" обещает увеличить количество этих станций на десяток, на которых будет подаваться большее количество вагонов-зерновозов. Но аграрии относятся к этим обещаниям с некоторым скепсисом. Крупнейшие из них (например, ЧАП "Агропродсервис") не забыли, как построили элеватор около станции Денисов-Купчинцы, подъездные пути, весы, которые потом передавали на баланс "Укрзалізниці". А станцию взяли, да и закрыли.

Конечно же, зерно можно возить и автотранспортом, но тогда придется забыть об отремонтированных дорогах. И от щедрого вала зерна у общества останется горький привкус.