Недофинансирование как стимул для реформ

Автор : Роман Якель
06 февраля 00:00

Бюджет Тернопольской области, сверстанный на новой налоговой основе, новых межбюджетных отношениях, с учетом изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, побуждает региональную власть пытаться самостоятельно наводить элементарный порядок в бюджетных отраслях - в высшем, профессионально-техническом и внешкольном образовании, здравоохранении и других.

 

Депутаты Тернопольского областного совета, бросив в горнило общественного обсуждения и отложив аж на... один день рассмотрение проекта областного бюджета-2015 (очевидно, с целью вызвать огонь критики в Кабмине за задержку принятия бюджета на исполняющего обязанности главы облгосадминистрации, представителя "Батьківщини" Ивана Крысака), в последние дни января главную смету области таки утвердили. Областной бюджет, сверстанный на новой налоговой основе, новых межбюджетных отношениях, с учетом изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, побуждает региональную власть пытаться самостоятельно наводить элементарный порядок в бюджетных отраслях - в высшем, профессионально-техническом и внешкольном образовании, здравоохранении и других.

Согласно изменениям в Бюджетный кодекс, принятым Верховной Радой под занавес прошлого года, основу собственных доходов областного бюджета составляют два налога - налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль предприятий частного сектора. Поступления от НДФЛ в 2015 г. будут намного скромнее. Ведь сейчас в областной бюджет будут зачислять не 25%, как в прошлом году, а только 15%. При прогнозируемом символическом росте зарплат (на 7%) это приведет к уменьшению поступлений в областную казну почти на 70 млн грн.

Частично эту потерю компенсируют 10% поступлений от налога на прибыль предприятий частной собственности, что составляет 46 млн грн. "Я тоже чего-то стою", - скажет экологический налог, 55% поступлений которого теперь направляется в общий фонд областного бюджета. А это означает, что поступления от этого налога могут быть израсходованы на финансирование наиболее необходимых бюджетных статей, не обязательно природоохранных. В области нет больших загрязнителей атмосферного воздуха или водных объектов, таких, например, как Бурштинская ТЭС по соседству (что обусловливает впечатляющую сумму экологического налога в Ивано-Франковском областном бюджете на этот год - 115 млн грн).

Но если в прошлом году в областном бюджете Тернопольщины объем поступлений от этого налога был мизерным (0,5 млн грн.), то в 2015-м можно ожидать притока средств - почти 3,5 млн грн. И наибольшая интрига в том, что при сравнительно небольших собственных доходах - 283 млн грн - областной бюджет депрессивной Тернопольщины получается профицитным. Профицит достигает 84 млн грн, из которых 15 млн грн до сих пор не распределены (о распределении этой суммы чуть позже).

Почему так случилось? Радикальные изменения к бюджетному законодательству позволили местным органам власти самостоятельно планировать доходы местных бюджетов, независимо от согласований и прихотей финансовых органов высшего уровня. А реформа межбюджетных отношений состоит именно в том, что выравнивание местных бюджетов происходит не по расходам, как было раньше, а по доходам (налогу на доходы физлиц и налогу на прибыль предприятий частного сектора). Отсюда определяется индекс налогоспособности областного бюджета, который для Тернопольщины ниже 0,9 и меньше по сравнению со средним показателем по всем областным бюджетам в расчете на одного человека. Поэтому для областного бюджета-2015 (как бы убого ни выглядели его показатели по сравнению с соседними областями!) предусмотрена базовая дотация в размере 68,8 млн грн.

Казалось бы, нет оснований апеллировать к правительству и Минфину по поводу необеспеченности средствами бюджетных учреждений областного значения хотя бы на прошлогоднем уровне. Ведь отныне образовательную отрасль государство защищает отдельной образовательной субвенцией, которую в 2015 г. для областного бюджета выделят в размере 105 млн грн; здравоохранение находится под защитой медицинской субвенции (462 млн грн). Для области предусмотрена также субвенция на подготовку рабочих кадров - 184 млн грн и ряд других целевых субвенций. Кроме того, собственных доходов областного бюджета хватает, чтобы полностью профинансировать на прошлогоднем уровне расходы на культуру и искусство, физическую культуру и спорт.

И что же, спросите, требовать от государства, если учтенные в соответствующей субвенции расходы на общее среднее образование, в частности, на интернатные заведения, по сравнению с 2014 г. увеличены на 20 млн грн, а на учреждения здравоохранения - даже на 37 млн? Но не все безоблачно в смежных отраслях.

Чтобы выйти на прошлогодний уровень финансирования потребностей высшего образования (во всех отраслях), а также внешкольного образования, в областном бюджете не хватит 17 млн грн. Постоянная комиссия облсовета по вопросам бюджета предложила добавить из профицитной суммы областного бюджета только 10 млн грн. Недостающая разница превращается в площадку для старта реформ в сфере высшего образования областного подчинения.

Председатель постоянной комиссии по вопросам бюджета облсовета Александр Стадник, анализируя показатели основного финансового документа, по моему мнению, подтолкнул региональную исполнительную власть к действиям. "Нужно ли нам столько учебных заведений высшего образования и предлагаемых ими специальностей (сегодня есть шесть вузов, находящихся в собственности общин области. - Р.Я.), когда многие их выпускники не работают по специальности или выезжают за границу. В области есть 42 учреждения здравоохранения, но услуги третичного уровня (высокоспециализированная медицина), отвечающие областному уровню, предоставляют всего 40% из них", - отметил чиновник.

Четкие параметры реформ в высшем образовании и медицине сами депутаты облсовета представляют слабо. Но, тем не менее, они поддержали обращение бюджетной комиссии облсовета к руководству облгосадминистрации с предложением принять меры прежде всего ради оптимизации (считайте - сокращения) управленческого аппарата этих учреждений, чем сделали конкретные шаги к определению их оптимальной сети. Осталось самое важное - ждать реагирования со стороны исполнительной ветви власти.

Не до конца понятно, почему за областными бюджетами законодатели закрепили расходы на ветеринарную медицину (больницы и лаборатории), не определив четко источники финансирования. Целевой субвенции на эту отрасль государство не предусмотрело. И некуда деться - 23 млн грн, необходимые для финансирования отрасли в год на уровне Тернопольщины, придется выделить из профицитной суммы собственных поступлений областного бюджета, в том числе из экологического налога (1,2 млн грн). Но финансовые вливания ради спасения - сигнал, что эта отрасль тоже требует реформирования.

Областной бюджет и бюджеты низших уровней, сформированные по новым принципам и на новой налоговой базе, дают шанс местным чиновникам активно включиться в работу. Они не должны работать по-прежнему, будучи уверенными, что в конце года учреждениям непременно добавят нехватающие средства. Руководители местной исполнительной власти и отдельных отраслей должны определить оптимальную сеть учреждений, финансируемых из областного бюджета, исходя из реальных потребностей в специалистах той или иной сферы, а также необходимый пакет образовательных, медицинских услуг, услуг в сфере культуры и т.п., и на этой основе планировать финансирование. И тогда бюджетная реформа войдет в историю как локомотив для других реформ - образовательной, медицинской, в сфере культуры, социальной защиты населения. Неужели этот шанс снова будет потерян?