Чтобы вытащить самих себя, надо хотя бы освободить руки...

Автор : Светлана Орел
20 марта 00:00

То, что с экономикой у нас сейчас дела плохи, известно всем. Но публичные заявления о том, что экономика области на грани катастрофы, несмотря на не самые плохие прошлогодние показатели Кировоградщины (в значительной степени благодаря щедрому урожаю), могут выглядеть как попытка заработать на всеобщем неблагополучии "публичные дивиденды".

 

То, что с экономикой у нас сейчас дела плохи, известно всем. Но публичные заявления о том, что экономика области на грани катастрофы, несмотря на не самые плохие прошлогодние показатели Кировоградщины (в значительной степени благодаря щедрому урожаю), могут выглядеть как попытка заработать на всеобщем неблагополучии "публичные дивиденды". Чем мотивируются подобные выступления, следует ли действительно бить в набат и, главное, существуют ли возможности улучшения ситуации?

Здравый смысл в экономике - дефицит?

По данным исполнительного директора областного отделения Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Сергея Бедзая, на начало этого года из более 55 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в области, почти 65% не отчитываются перед государственными органами. Следовательно, получается, они фактически не работают, а часть из тех, кто работает, отчитываются о своей убыточности.

Если прибавить к этому инфляцию, девальвацию гривни, фактическое повышение и без этого высоких кредитных ставок, скачкообразные изменения налогового законодательства, хаотичное и спекулятивное повышение цен и тарифов, снижение покупательного спроса населения, то картина вырисовывается действительно невеселая.

И дело здесь не только в тех проблемах, с которыми мы столкнулись за последний год. У нас нарушена и так не вполне сформированная государственная экономическая стратегия. Если проанализировать наше налоговое законодательство, то можно заметить, что оно в значительной степени состоит из элементов различных налоговых систем, действующих в мире. Поэтому такая у нас шаткая, нестабильная основа, которую надо все время совершенствовать. Неудивительно, и об этом уже говорится в течение многих лет, что ни один бизнес в ней не может чувствовать себя уверенно. Все время приходится мимикрировать, оптимизировать налоги, прятаться в "тень", а то и выводить деньги за пределы страны. Как же в подобных условиях надеяться на развитие?

Кировоградское областное отделение УСПП предлагает все же вернуться к идее введения налога с оборота. Прозрачность, простота администрирования говорят в его пользу. Разумно разработанная шкала налога могла бы стимулировать производство, экспорт, сдерживать монополизм, заменить громоздкую и коррупционноемкую систему предоставления льгот отдельным отраслям, уменьшить тендерную вакханалию для предприятий, предоставляющих социально значимые услуги.

Разумеется, более глубокий анализ введения налога с оборота может выявить и проблемные моменты, но, зная их, недостатки можно если не устранить, то хотя бы смягчить. Именно таким анализом, по мнению предпринимателей, должны были бы заняться профильные управления государственной власти и местного самоуправления. Так как до сих пор их интеллектуальный продукт на практике мало применялся. Речь идет о разнообразных программах развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Примером может служить объемная (79 страниц!) Стратегия экономического и социального развития Кировоградской области на 2013–2020 гг., подготовка которой, очевидно, требовала серьезных интеллектуальных и материальных затрат, но которая имеет очень мало общего с реалиями экономики края. Поэтому и подобную систему управления давно пора кардинально изменить, так как она фактически работает на собственное самовоспроизведение.

В области действует Фонд поддержки развития предпринимательства, но его финансовый ресурс недостаточный, и он сможет стать эффективным только в том случае, если объем средств будет значительно увеличен.

Где взять средства в условиях кризиса? Рецепт и простой, и сложный одновременно - вывести из "тени". И прежде всего не репрессивными или контролирующими средствами, которыми все чаще, несмотря на реформистскую риторику, злоупотребляет действующая власть. В частности, в УСПП предлагают ввести простое правило: конечный потребитель может рассчитываться как угодно, т.е. и деньгами, и карточкой, но тот, кто не является конечным потребителем, может использовать только безналичную форму расчетов. Опять же, следует расширять биржевую торговлю, поскольку наш лоскутный рынок не содействует добросовестному предпринимательству.

Должно работать и мертвое, и рожденное не здесь...

О том, что налоги должны платиться не по месту регистрации предприятия, а по месту нахождения, сказано уже немало. Только в Кировограде около двух с половиной сотен таких субъектов хозяйствования. И речь идет не только о мирных, на первый взгляд, сетях супермаркетов. Кировоградский масложиркомбинат, который не один год задымляет целый микрорайон областного центра, новые владельцы зарегистрировали в столице. Налоги получают киевляне, а дымом дышат кировоградцы (в последнее время предприятие поставило фильтры, но ведь речь идет не только об этом).

Конечно, преодолеть мощное депутатское лобби, которому выгодно сохранение нынешнего положения дел, трудно. И здесь региональные элиты должны были бы объединиться. Но местные советы до сих пор не сделали ни единого шага в этом направлении. Чиновники же, ясное дело, отделываются ответами, что это не относится к их компетенции.

Так же местная власть не прилагает никаких усилий, чтобы инвентаризировать долго не используемое имущество. Так называемый омертвевший капитал. А он мог бы работать на экономику края.

И в городе, и в области его немало. Только в областном центре - гормолокозавод, маслосырбаза, завод продтоваров, чулочная фабрика, не говоря уже о более мелких объектах. Местные советы должны были бы принять такой налог, который стимулировал бы их владельцев либо вкладывать средства и развиваться, либо искать стороннего инвестора или продавать то, с чем не могут справиться. Бесхозное же имущество советы могут взять на свой баланс и так же, продавая или сдавая в аренду, получать прибыль. Да и когда уже есть определенная основа, подведенная инфраструктура, любой проект осуществлять легче.

Кажется, очень просто, но в течение многих лет нет перемен к лучшему. Почему? Потому что среди депутатов местных советов и чиновников есть немало тех, кто, пользуясь своим влиянием и возможностями, приватизировал подобное имущество, как говорят, на всякий случай. Дескать, до лучших времен, потом продам, будет на хлеб с маслом. Но наступление лучших времен затянулось, а имущество не работает на общину. Есть здесь и другая сторона медали: иногда такое имущество может быть аварийным, и местная власть боится форс-мажорных обстоятельств и ответственности. Для нее - своя рубашка ближе к телу. Даже небольшая ответственность для себя имеет значение большее, чем существенная польза для общины.

И если в вопросе инвентаризации земли, по данным профильной комиссии облсовета, ситуация в области уже начала меняться к лучшему, то с имуществом - непочатый край работы. Например, гидросооружений в области 2800, только 50 из них находятся в государственной собственности, за другие их владельцы или арендаторы в лучшем случае платят только земельный налог.

Депутат областного совета нескольких созывов Николай Ковальчук убежден, что дело сдвинется с мертвой точки только в том случае, если соответствующий закон обяжет местные советы навести порядок в этом плане на своих территориях. Сейчас же у нас бесхозяйственность в государственных масштабах.

Также в основном хаотично, бессистемно формируются цены на административные и другие услуги, которыми пользуется в том числе и бизнес. По словам Сергея Бедзая, он направил запросы в различные учреждения и получил в ответ впечатляющие цифры: за 2012 г. (более поздних данных еще нет) на территории области государственные предприятия предоставили услуг на 39,5 млн грн, государственные органы - на 112,5 млн. Причем указанная в ответах стоимость услуг иногда в разы, а то и в десятки раз меньше реальной. Очевидно, что формирование стоимости большинства этих услуг непрозрачное, они фактически не легализированы органами местного самоуправления, как, например, стоимость коммунальных услуг или тариф на проезд в городском транспорте. И здесь тоже непочатый край работы, которая не до конца нормирована и законодательно.

Следовательно, сделав определенные шаги, мы увидим, что не такие уж и бедные. Чтобы вытащить самих себя из кризиса, надо хотя бы освободить руки.