Судебная легализация контрафакта?

Автор : Рита Резник
29 июня 00:00

Проигрыш Кабмином тяжбы по снижению минимальных розничных цен на алкоголь может узаконить нелегальную продукцию на полках магазинов и разрушить целую отрасль

 

Почти полгода прошло со времени резкого повышения ставок акцизного налога на алкоголь, которые вступили в действие с 1 марта. Но этого времени оказалось недостаточно чиновникам, чтобы хоть как-то защитить легального производителя, исправно платящего налоги в казну, от нелегалов, игнорирующих как государственный, так и местные бюджеты. До сих пор правительство так и не удосужилось принять постановление, увеличивающее минимальные розничные цены (МРЦ) на алкоголь в соответствии с выросшей налоговой нагрузкой. Создается впечатление, а представители алкогольной отрасли просто уверены, что правительство и не собирается вводить новые МРЦ. Оно уже проиграло две инстанции в административных судах и теперь пассивно ждет окончательного решения Фемиды, от которой истцы требуют отмены прошлогоднего постановления Кабмина о МРЦ, вернув цены на алкогольные напитки на уровень 2013 г. Времени "Ч" ждать осталось недолго. Иск находится на рассмотрении Высшего Административного суда, первое заседание которого состоится уже 30 июня.

Если истцы добьются своего, то легальный производитель будет поставлен в условия, когда МРЦ, к примеру, на бутылку водки снизится до 39,9 грн. А ведь только налогов в этой бутылке – на 30 грн.

По словам главы ассоциации "Укрводка" Владимира Остапюка, истцами в данной тяжбе являются три мало известных производителя алкоголя, которые с целью легализации контрафакта оспорили правительственное решение о введении МРЦ на алкоголь в 2014 г. В результате уже 30 июня мы с большой вероятностью можем получить МРЦ на водку 39,9 грн, коньяк – 54 грн… Т.е. речь идет о том, что цены на весь алкоголь, производящийся в Украине (шампанское, вино, бренди, вермуты, коньяк, водка, настойки), должны быть снижены до уровня цен 2013 г.

"По сути – это будет выбор для страны между легальным и контрафактным алкоголем", – уверяет Владимир Остапюк.

Действительно, не нужно быть математиком, чтобы понять, что после 50-процентного роста акцизов (а по некоторым позициям ликероводочных напитков на 100 и даже 300%), введения 5% налога для местных бюджетов, повышения цены на спирт на 20%, трех лет ускоренной девальвации национальной валюты и роста потребительских цен возврат в 2013 г. невозможен.

"Открывается ящик Пандоры. Люди приобрели лицензию, они платят НДС, акциз и прочие налоги и выходят на честную цену в 70 грн (на водку), а им ставят 39,9. Но тогда вернется то, что ликвидировано в 2008 г. Тогда на полке стояла одна и та же продукция по цене 5 и 15 грн, и никто не мог разобраться, где легальный продукт, а где фальсификат, – уверяет глава ассоциации "Укрводка". – Происходящее только подтверждает, что МРЦ это действенный механизм против "теневого" рынка. И "тень" активно борется с этим механизмом сдерживания, рассчитывая увеличить свои продажи в Украине, спекулируя на экономических сложностях, низкой покупательной способности населения и полном отсутствии эффективной государственной системы управления".

Ситуация выглядит нелогичной еще и потому, что в условиях высоких акцизов и низких МРЦ ежемесячные потери госбюджета только от недополученного НДС составляют 200 млн грн. Но ни правительство Яценюка, ни Кабмин Гройсмана, так настойчиво просящие кредиты у МВФ, не удосужились оперативно "разрулить" ситуацию, хотя на кону 1,2 млрд поступлений в год только от НДС. Еще 5 млрд грн можно было бы получить от детенизации алкогольного рынка. Впрочем, премьер Гройсман давал поручение Минфину внести на рассмотрение уже согласованный с легальными производителями алкоголя проект решения. Но результата до сих пор нет.

"Минфин, "отфутболив" на Минэкономики МРЦ по алкоголю, за день до этого внес на рассмотрение Кабмина МРЦ на табачные изделия. Вы представляете себе алогичность действий? – рассказывает Владимир Остапюк. – Институт МРЦ работает на протяжении 10 лет (с 2006 г). Мы принимали его в 2008 г., когда Украина вступала в ВТО, и не было ни одного судебного процесса или претензий со стороны наших европейских партнеров. Главное требование ЕС, чтобы постановление было прозрачное, правила игры были единые, цены рассчитывались по единой формуле для всех категорий спиртных напитков".

Уже сейчас, когда легальные производители четвертый месяц вынуждены платить резко увеличенный акциз, удерживая цены в рамках не отвечающим реалиям рынка МРЦ-2014, собственники и директора ликероводочных предприятий вынуждены сокращать людей. Одновременно на полках магазинов появляется продукция сомнительного происхождения. Ведь легальное спиртное стоит дороже и не может конкурировать по цене с товаром, за который не уплачены налоги. Если же судебное решение вернет отрасли МРЦ-2013, страна вернется к тому, что контрафактная алкогольная продукция будет продаваться массово. В условиях вынужденной "тенизации" рынка потребитель буде рисковать своим здоровьем даже приобретая алкоголь в супермаркетах, где сегодня осуществляется 55% продаж, и доля "теневого" рынка сведена к нулю. И если пока аналитики рынка оценивают нелегальную составляющую рынка около 40-50%, то после возможной отмены судом действующих МРЦ прогнозируют 70-80% уже к концу текущего года.

Не удивительно, что при такой перспективе у директоров и собственников легальных ликероводочных предприятий опускаются руки. Им не понятно такое отношение к отрасли, которая дает госбюджету 10 млрд грн поступлений в год. Правительство все настойчивей ищет по всему миру инвесторов для Украины, создает для них всевозможные институты поддержки. Но почему тогда такое отношение к инвесторам, которые уже вложили свои капиталы в эту страну. Создали рабочие места, платят налоги. Почему не поддержать их, кредитующих государство, платя акцизный сбор авансом. Хотя в любой европейской стране практикуется отсрочка платежа. Да и просят-то эти инвесторы самую малость, хотя вправе требовать от государства выполнения своей святой обязанности по защите легального бизнеса от "теневого" рынка…