Снова "Евро"… и снова скандалы

Автор : Владимир Боднарчук
31 января 19:00

На окраине столицы возводят мультиспортивную арену, которая закупорит выезды из Киева

 

На одной из самых оживленных магистралей Киева - пересечении Столичного шоссе и ул. Академика Заболотного - возводится здание-самострой: у девелопера отозван ордер на ведение работ, общественные организации и местные депутаты бьют в набат, предсказывая возникновение в этом транспортном узле автомобильного коллапса, но работы не прекращаются. Более того, налогоплательщики все это кредитуют через один из государственных банков.

Речь идет о строительстве "Киев-арены" - крупнейшего спортивного комплекса в Украине, способного разместить от 15 до 20 тыс. зрителей в зависимости от проводимого мероприятия. Эта многозадачная арена может служить и баскетбольной площадкой, и хоккейной, и концертной. Столице, безусловно, такой мультиплекс необходим, поскольку Дворец спорта возле Республиканского стадиона изжил себя и морально, и физически: он не отвечает современным требованием, тем более что в Украине будет проводиться Евробаскет-2015, и спортивный комплекс должен соответствовать всем жестким требованиям УЕБА.

Однако многих удивил выбор площадки под новый зал - далеко от центра, в месте, где нет регулярного сообщения общественного транспорта. Мировая практика гласит, что подобные объекты необходимо строить "в пешей доступности" от станции метро, а то и от двух разных станций, что позволит значительному количеству болельщиков быстро рассредоточиваться после окончания мероприятия. Тем более что у украинцев свеж в памяти пример одной из украинских футбольных арен, построенной в чистом поле: она так и не прижилась среди горожан, местный клуб предпочитает играть на старом, но любимом стадионе, и рано или поздно возникнет вопрос о демонтаже разваливающегося монумента Евро-2012.

Многие известные киевские архитекторы, как, например, Николай Жариков, Юрий Серегин, а также общественные деятели - двукратная олимпийская чемпионка Зинаида Турчина, народный артист Анатолий Мокренко, директор Института города Александр Сергиенко и другие выступили категорически против возведения арены на Заболотного и предлагали выбрать площадку именно в прилегающих к центру столицы районах. Например, на левом берегу, в зеленой зоне между станциями метро "Славутич" и "Осокорки" (по дикому стечению обстоятельств, именно там, где впоследствии нынешний застройщик "Киев-арены" - группа компаний "ДеВижн" построил "Евробазар"; а может, и не стечение это вовсе), есть удачные варианты и на правом.

Но выбор чиновников и спортивных функционеров, наделенных правом даровать госкредиты застройщику арены под Евробаскет-2015, пал именно на Окружную и, по весьма стойкому субъективному ощущению, не случайно.

Сайт "Чемпион" подсказывает логические связи. Собственником "ДеВижн" является некто Дмитрий Буряк, российский бизнесмен, известный тем, что в начале 2000-х годов был главным спонсором БК "Киев". Саму команду тогда создал и управлял ею нынешний глава Федерации баскетбола Украины Александр Волков, который (напомним) сегодня тесно, бок о бок с вице-премьером Александром Вилкулом, занимается подготовкой к проведению чемпионата "Евробаскет-2015".

Кстати, тот же "Чемпион" сообщает, что компании Буряка выделили весьма льготные условия кредитования. Во-первых, на 75% стадион будет построен за бюджетные деньги в виде весьма льготного кредита. Во-вторых, бюджетную стоимость работ определяет сам подрядчик. Фактически, у г-на Буряка может возникнуть искушение заработать на строительстве, завысив его стоимость, например, вдвое, а потом "подарить" объект банку-кредитору, в нашем случае - Ощадбанку.

Но речь в принципе не об этом… А о функциональности "Киев-арены" именно в означенном месте и о том, как она впишется в транспортную картину этого района. Попутно стоит уточнить, почему г-н Буряк и группа компаний "ДеВижн" решили строить объект подальше от зрителя. Ответ прост - в этом районе девелопер уже построил три комплекса: это первая и вторая очереди "Домосферы" (торговые площадки, офисы, гостиничный комплекс), а также готовится к сдаче "Атмосфера" - торгово-развлекательный центр. Судя по всему, оставалась земля, и девелоперу было интересно догрузить "сферный" квартал еще двумя десятками тысяч регулярных посетителей.

Но и это еще не вся проблема. На пядь земли стороны попытались "впихнуть невпихуемое". Сама арена еще поместилась, однако существует проблема со средствами передвижения, точнее, с их парковкой. Согласно только официальным экспертным расчетам, возле объекта вместимостью 18,6 тыс. зрителей должна быть парковка на примерно 4500 машиномест, а по другим оценкам, и того больше - 6–8 тыс. В действительности картина иная: по данным Минрегионстроя, в составе комплекса предусмотрено только 370 машиномест. Что это значит, киевлянам рассказывать не нужно: весь район, будто улей, будет "облеплен" приезжающими, ищущими места для парковки и, не найдя их, праздно уезжающими автомобилями. По опыту центральных районов можно смело утверждать, что машины будут стоять везде: в зеленой зоне, в два ряда - на проезжей части и т.д., и в период проведения на "Киев-арене" мероприятий движение в этом районе будет блокировано намертво. Дворец "Украина" рассчитан только на 3,7 тыс. мест, и возле него рядом находится метро, но в период проведения концертов там не проехать. Не зря на одном из совещаний главный архитектор Киева Сергей Целовальник откровенно заявил о невозможности реализации проекта в рамках участка застройки без обязательного выполнения градостроительных условий, в том числе и строительства парковки.

Г-н Целовальник на упомянутом совещании назвал еще одну проблему, без решения которой строительство "Киев-арены" невозможно, - это переконфигурирование транспортного узла. Во-первых, на сегодняшний день на этой площадке не существует функциональных заездов-выездов, обеспечивающих подъезд с разных направлений. Во-вторых, загрузка автомагистралей в этом районе является очень высокой, и в час пик Столичное шоссе и ул. Академика Заболотного загружены на 94,9–97,1% от норматива. Переведем это в абсолютные цифры: в пиковые часы максимальная интенсивность движения составляет 7,9–8 тыс. автомобилей в час. Добавляем к этой цифре еще 4,5 тыс. авт./ч, то есть приезжающих болельщиков, и получаем загрузку в 150%. Даже предположив, что застройщик (чудом) решит проблему парковок, и машины не будут разбросаны вдоль дороги, дополнительно пробки усилятся в силу того, что одна-две полосы будут заняты автомобилями, заезжающими на паркинг.

По факту получается, что застройщик взялся за возведение объекта, даже не озаботившись планированием инфраструктуры. Только совсем недавно на сессию Киевсовета был вынесен вопрос о выделении компании г-на Буряка земли на пересечении Столичного шоссе и ул. Академика Заболотного "для строительства и обслуживания объектов транспортной инфраструктуры", "реконструкции транспортной развязки на ул. Заболотного с корректированием красных линий". Как утверждают общественники, Киевсовет собирается передать частной компании часть окружной муниципальной дороги. Если это произойдет, то, во-первых, в городе будет создан прецедент передачи в частные руки части городской улицы (даже Леонид Черновецкий с его любовью к "бабушкам" не мог додуматься приватизировать Крещатик).

Во-вторых, если депутаты и дадут зеленый свет "просьбе бизнеса", это усугубит проблемы, а не решит их. Эксперты предполагают, что застройщик намерен только спроектировать и построить физические заезды и выезды из "Киев-арены", тогда как нужно перепроектировать все транспортные потоки, расширить количество полос в некоторых магистралях, построить новые транспортные переходы. В редакции есть копия экспертного моделирования транспортной развязки в этом районе, и согласно документу на сооружение только одного туннеля в рамках данного узла необходимо порядка 120 млн грн. Стоимость всех работ по переконфигурации узла не подсчитана, но, по мнению сторонних экспертов, она может достигать 300 млн грн. Кроме того, согласно экспертному моделированию, застройщику нельзя разрешать заступать за красные линии, поскольку это не позволит расширить ул. Академика Заболотного, а в этом расширении возникает острая необходимость.

Согласен ли частный инвестор выложить 300 млн грн на создание нового транспортного узла? Думаю, нет. Тем не менее строительство "Киев-арены" продолжается, даже несмотря на то, что "Укргосстройэкспертиза" под нажимом общественности отозвала судя по всему сфальсифицированную экспертизу проекта, на основании которой и был выдан ордер на строительство. Соответственно, ордер отозван тоже. По нашим данным, ГАСК выносил несколько предписаний о прекращении строительства, накладывал штрафы и теперь намерен судиться с застройщиком за самовольное строительство. Но, судя по всему, имея высоких покровителей, компания может наплевать и на это.

В результате в следующем году на пересечении Столичного шоссе и ул. Академика Заболотного появится красивая арена, там будет сыграно несколько матчей в рамках еврочемпионата, а потом начнутся транспортные проблемы, которые государство профинансирует за собственный счет. А впоследствии еще и мэрия вынуждена будет выложить три сотни миллионов только потому, что несколько влиятельных людей приняли неверное решение. Если, конечно, г-н Волков и г-н Буряк не захотят повторить опыт британцев, построивших в чистом поле Олимпийскую деревню, а потом разобравших ее. У богатых британцев могут быть такие причуды, но не в нищей Украине.

"Цель оправдывает средства" - этот лозунг к нашей ситуации не применим. Во многих городах мира подготовка к спортивным форумам помогала решать транспортные проблемы, а не наоборот, усугубляла их. Ведь возведение дворца на Окружной дороге фактически застопорит две главные магистрали столицы: один из самых главных выездов из центра, а также саму Кольцевую дорогу. Фактически пробки в центре города получат свое логическое продолжение на "столичке".

Вряд ли эта цель стоит таких средств. Если, конечно, борьба не за сами средства.