НАТО: не словом, а дельцем

Автор : Владимир Кравченко
08 сентября 12:25

Киев не получил главного - возможности предотвратить при помощи НАТО дальнейшую агрессию России.

 

После неприкрытого вторжения российских войск, гибельного котла в Иловайске, опасности захвата Мариуполя, прозвучавшей угрозы Владимира Путина взять Киев за две недели, после того как стала реальной угроза силового отторжения восьми областей, взоры многих украинцев обратились в сторону Североатлантического альянса. Какое решение примет НАТО на саммите в валлийском Ньюпорте? Поможет оружием? Советниками? Деньгами? Отправит войска?

У экспертов иллюзий не было. Трудно было предположить, что НАТО удовлетворит все просьбы украинцев, оказавшихся один на один с российской армией. Бюрократизм организации, российский фактор в экономике и политике стран ЕС, недооценка многими участниками альянса исходящей от России угрозы не давали повода для оптимизма.

Максимум, на который мог надеяться Киев, - это политическая и финансовая поддержка со стороны НАТО. Так и произошло. А когда некоторые страны альянса на саммите переступили через "российский" барьер и приняли на двустороннем уровне решение о поставках средств нелетального и летального действия в Украину, в том числе и высокоточного оружия, это стало приятным бонусом. Осталось только понять, что подразумевается под высокоточным оружием: снайперская винтовка Драгунова или ракета с лазерным наведением. И убедиться, что Петр Порошенко со своими визави имели в виду одно и то же.

Но Киев не получил главного - возможности предотвратить при помощи НАТО дальнейшую агрессию России. Альянс не готов к серьезной поддержке Украины. И сбрасывает решение кризиса на нее саму.

Да и как могло быть иначе, если в Уэльс Петр Порошенко приехал просить о военной помощи, но при этом уверенно говорил о мире! Отсутствие логики, "раздвоенность" украинского лидера отмечают многие эксперты. Он действительно все время мечется: пытается убедить западных лидеров не словами, а делами поддержать обороноспособность Украины, и подолгу беседует по телефону с Владимиром Путиным, а также не раз встречаясь с перманентно приезжающим в Киев путинским конфидентом Владиславом Сурковым. Или ты ястреб, или ты пацифист. А если ты политик, то получи максимум от НАТО, а потом, с этим укрепляющим багажом, иди на переговоры… Путин, объявив свой "мирный план", разыграл партию перед саммитом НАТО. А Порошенко ему, невольно, подыграл.

Создав собственными заявлениями о мире релаксационный для НАТО фон, украинский президент добился для страны лишь части того, что мог. Находясь в Ньюпорте, П.Порошенко мыслями был в Минске, где проходила встреча трехсторонней контактной группы по формуле "пять минус один" и было подписано перемирие.

Последнюю четверть века НАТО находилось в поисках новых целей и задач. После окончания холодной войны годами продолжались разговоры о кризисе идентичности и часами длились дискуссии о трансформации альянса в условиях, когда Россия стала для Запада не противником, а партнером.

Агрессия России против Украины все изменила. Члены военно-политической организации, расположенные на восточных границах оборонного союза, почувствовали от Кремля прямую и явную угрозу своей безопасности.

Реализация "доктрины Путина" ("защита" Москвой русскоязычного населения в других странах, когда она в одностороннем порядке определяет, что политика местных властей угрожает интересам России), игнорирование международных обязательств - все свидетельствует о том, что российский президент собирается пересмотреть итоги холодной войны, попутно уничтожая региональную и глобальную системы безопасности. И взять исторический реванш, несмотря на катастрофические экономические и политические последствия для своей страны, а возможно, и для всего мира.

Российские генералы и политики многократно повторяют, вдалбливая в головы своих сограждан: НАТО - враг РФ. И грозятся зафиксировать это в новой военной доктрине, равно как и прописать в ней возможность нанесения превентивного ядерного удара.

Действия Кремля пугают европейцев и подталкивают к ответным шагам. В результате, хотя Организация Североатлантического договора и боится разбалансировать свои отношения с РФ, она вынуждена их пересматривать. Вначале замораживает работу Совета Россия-НАТО, а затем устами своего генсека Андерса Фог Расмуссена признает, что Россия - противник НАТО.

Итак, Североатлантический альянс возвращается к своей первоначальной миссии - защите евроатлантического сообщества демократических стран от угроз, исходящих от Москвы. Теперь уже не Афганистан, а Европа в числе приоритетов НАТО.

Саммит в Ньюпорте должен был зафиксировать это изменение. Да вот только произошло ли возрождение альянса? Способен ли он, как и в былые годы - во времена холодной войны, обеспечить безопасность своих членов? Сегодня, как отмечают эксперты в сфере обороны, "альянс плохо подготовлен к созданным Россией новым угрозам европейской безопасности".

За несколько дней до саммита в Уэльсе бывший главнокомандующий сил альянса в Европе Уэсли Кларк написал в своей статье в The Guardian, что встреча станет единственным шансом принять необходимые решения, чтобы остановить агрессию России в Европе. Этот шанс использовали? Как сказать.

В Ньюпорте было решено: а) образовать временные базы НАТО (в трех балтийских странах и Польше), б) создать объединенные силы оперативного реагирования численностью 10 тыс. чел., "которые будут предназначены для сдерживания России от опасных действий в отношении участников альянса", и в) увеличить расходы на оборону до необходимых 2%. все? Это не тот жесткий ответ, который успокоит балтийские страны и заставит одуматься Путина.

Предпринять же более решительные шаги - пересмотреть Основополагающий акт Россия-НАТО, создать базы на постоянной основе, направить систему ПРО против РФ - альянс не решился. Прежде всего потому, что препятствуют страны, придерживающиеся традиционной европейской политики умиротворения Кремля - Германия, Франция, Италия, Словакия, Чехия, Венгрия.

Одни следуют этой политике, поскольку опасается еще больше спровоцировать Россию. Другие экономически и энергетически зависят от Москвы и потому не видят оснований нести тяжелое бремя финансовых потерь ради Украины и своих союзников по альянсу. Третьих пугает, что Москва денонсирует Основополагающий акт Россия-НАТО и выйдут из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД).

Ситуация для военно-политической организации неутешительна. Тем более, как заметил сотрудник Центра стратегических и международных исследований Эдвард Люттвак, "нет гарантий, что НАТО сработает как союз, даже если того пожелает Вашингтон".

Учитывая, что администрация Барака Обамы не стремится к усилению роли Соединенных Штатов в альянсе, эффективность НАТО как системы коллективной обороны, способной защитить своих членов, вызывает большие сомнения. Сегодня как никогда растет неверие в то, что альянс способен применить пятую статью Вашингтонского договора, если "зеленые человечки" появятся в Латвии, Литве, Эстонии, в странах, где проживают многочисленные русские общины: Обама мало кого разубедил своими выступлениями в Таллинне и Ньюпорте.

Да и будущее организации зависит не только от того, что альянс делает для безопасности своих членов. Не менее важно и то, что НАТО сделает для стран, которые не являются его членами, но подвергаются агрессии со стороны России. Еще задолго до начала саммита его успех многие эксперты определяли "готовностью Североатлантического альянса оказать Украине необходимую дипломатическую, экономическую и немедленную военную помощь".

Запад несет моральную ответственность за Украину, годами подпитывая у украинского общества его евроинтеграционные и евроатлантические надежды. На Евромайдан украинцы выходили с флагами ЕС и умирали под ними. А на Востоке украинские солдаты воюют за те самые демократические ценности, о которых так любят вспоминать в своих выступлениях европейские и американские политики.

Игнорировать это - цинизм. И когда Путин бахвалится захватить Киев за две недели, для нашей страны мало высказанных "озабоченностей", деклараций о поддержке территориальной целостности и суверенитета, публичного осуждения агрессора.

Но президент Обама говорит, что США "не будут предпринимать военные действия для решения украинской проблемы", а канцлер Меркель в свою очередь высказывается против самой идеи поставок Западом вооружений Украине. В то же время ЕС помогает оружием иракским курдам, сражающимся с экстремистами из "Исламского государства".

И при всей значимости для Киева принятого французским президентом Франсуа Олландом за день до саммита решения приостановить поставку России первого "Мистраля", равно как и согласия альянса провести 16-26 сентября на западе Украины учения Rapid Trident ("Быстрый трезубец") - это все же вынужденная демонстрация поддержки и осуждения агрессора, но не военная помощь украинским солдатам на Востоке.

Запад поддерживает Украину только в той мере, чтобы она оставалась на плаву. И играя в долговременную стратегию, отправляет советников для обучения и модернизации армии, содействия в реформировании сектора безопасности. Все это правильно. Только Украина - в состоянии войны с Россией.

И хотя до саммита Фог Расмуссен заявлял, что в Ньюпорте альянс предложит конкретные шаги помощи Украине, на Банковой, Михайловской хорошо понимают: пока наша страна вне НАТО, никакого прямого военного вмешательства альянса не будет. В Киеве также сознают, что военно-техническая помощь может быть предоставлена не самой военно-политической организацией, а ее членами.

Многократные же просьбы украинского руководства к НАТО и его членам заключаются в следующем: предоставление разведданных в реальном времени; оказание помощи в логистике; осуществление поставок систем защиты техники от средств ПВО и ПЗРК, а также защищенных средств связи и проч. Просит Украине не только военное снаряжение и оружие нелетального действия, но и летальное оружие.

Кроме того, Украине очень важно, чтобы НАТО согласилось использовать в нашей стране свой единственный совместный ресурс - самолеты, оборудованные системой раннего предупреждения и наблюдения АВАКС. Также Киев добивается, чтобы действие соглашения между Украиной и альянсом о взаимном контроле воздушного пространства распространялось не только на юг нашей страны, но и на север и восток. Наконец, украинская дипломатия хотела бы, чтобы члены НАТО на деле подтвердили, что не признают аннексию Россией Крыма, применяя санкции, прежде всего, к кораблям, заходящим в порты автономии.

На некоторые наши требования члены военно-политического клуба откликнулись. Чтобы хоть как-то удовлетворить просьбы Киева, в Ньюпорте члены альянса заявили о намерениях выделить Украине 15 млн евро и готовности сделать взносы в созданные еще в июне четыре целевых трастовых фонда. Эти фонды - социальная защита (предусматривающие протезирование и лечение раненых украинских солдат); реформа управления и связи; логистика и тыловое обеспечение; киберзащита.

Но целевые фонды медленно наполняются деньгами. Украине же помощь нужна сегодня. Поэтому один из практических итогов саммита - достигнутые Петром Порошенко договоренности с некоторыми членами альянса не только о лечении и реабилитации раненых солдат, поставках медицинского оборудования и лекарств, но и предоставлении нелетального и летального оружия, в том числе, и высокоточного. К сожалению, президент так и не пояснил, какие это страны и какое оружие. Не поясняли и его собеседники.

Страны, принявшие это решение, пошли на серьезный шаг. Во многом на него повлияло вторжение российских войск 24 августа. Впрочем, не будь пацифистских заявлений Петра Порошенко в Ньюпорте, украинская делегация могла бы добиться от членов альянса куда более резких формулировок и более серьезной помощи. Неверно выбрав тактику, не вовремя сказав слова о мире, украинский президент упустил то мгновение, когда создается атмосфера консенсуса и принимается решение о переходе на новый уровень отношений.

При всей важности решения о поставках оружия, преувеличивать его значение не стоит: само по себе оно не способно изменить ход военных действий. НАТО должно оказывать на Россию постоянное дипломатическое давление, применяя экономические санкции. Да и неизвестно еще, как будет выполняться решение о поставках оружия. Но если договоренности будут соблюдены, то члены НАТО сделали небольшой шаг от деклараций к делу, ведь ранее Запад полностью отказывался от поставок оружия, отдавая предпочтения словам поддержки и осуждения агрессора.

Но окажут ли решения о поставках оружия Украине, приостановке поставок "Мистралей", проведении учений Rapid Trident отрезвляющее воздействие на российское руководство? Или, наоборот, добавят огонька? И в годы первой холодной войны кремленология была одним из самых непредсказуемых занятий…

Сегодня Киев пытается выйти из "серой зоны", стремясь найти формат отношений с США, НАТО, Западом в целом, позволяющий обеспечить безопасность страны. Украинские политики вновь заговорили о членстве в альянсе. За неделю до саммита правительство внесло в Верховную Раду законопроект об отмене внеблокового статуса и о возобновлении курса Украины на членство в НАТО.

Петр Порошенко даже пообещал в Ньюпорте провести референдум после того, как Украина проведет необходимые реформы. С нынешними реформаторами это произойдет еще не скоро… Доживем ли? Но Киев также поставил себе цель получить до конца 2014 г. статус специального партнера НАТО и ключевого союзника. Статус, который в Ньюпорте получили Швеция, Финляндия, Австралия Иордания и… Грузия.

Учитывая настроения во властных кабинетах, в Киеве работают над тем, чтобы в Украине реализовывалась шведская модель отношений с альянсом: нейтралитет при активном партнерстве с НАТО. Однако сомнительно, учитывая настроения среди членов альянса, что поставленная Кабмином цель будет достигнута. В отличие от нашей страны, Грузия последовательно идет к членству в военно-политической организации, проводя необходимые реформы. Да и неизвестно, где остановится агрессор и что будет с нашей страной к Новому году. кравченко