Жизнь без зарплат. Государственные дорожные организации уничтожаются государственными же органами

Автор : Роман Якель
25 сентября 00:00

После падения режима Януковича прошло полтора года, однако система отношений между заказчиком и исполнителем работ по ремонту дорог ничуть не изменилась.

 

После падения режима Януковича прошло полтора года, однако система отношений между заказчиком и исполнителем работ по ремонту дорог ничуть не изменилась.

Так и напрашивается вывод: какая бы власть ни была в Украине - авторитарная или квазидемократическая, а дорожные организации, прежде всего государственной формы собственности, месяцами не могут получить средства за выполненные работы. В разных регионах Украины картина отличается деталями, но в основном такая же.

Госбюджет уже хронически задолжал государственным дорожным организациям. В этих средствах заложена также зарплата работникам облавтодоров и их филиалов в районах.

Как минимум с 2012 г. по сей день работники филиалов Тернопольского облавтодора ежегодно несколько месяцев не получают зарплату. В прошлом году работники райавтодоров, дорожно-эксплуатационных участков пикетировали здание облгосадминистрации и грозили забастовкой. Под занавес года долги по зарплате им (титаническими и героическими усилиями заинтересованных сторон) погасили, напряжение на некоторое время спало, однако в 2015-м ситуация повторилась.

Начальник отделения Национальной службы посредничества и примирения Наталия Шершнева уверяет: "На данный момент осталось два требования работников облавтодора и его филиалов к работодателю - относительно сроков выплаты зарплаты и компенсации потерь за разъездной характер работ. Если проходит переговорный процесс с участием представителей работодателей и работников, а также местных органов власти - райгосадминистраций, то работодатель все же находит средства на ликвидацию задолженности по зарплате, как это было в прошлом году...".

Правительство и Министерство финансов отчитываются, что за январь-июль 2015 г. доходы государственного бюджета, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросли почти на 90 млрд грн. Добавились поступления акцизного налога - из произведенных в Украине подакцизных товаров (сюда входит горючее) - на 7,2 млрд грн, а из ввезенных на таможенную территорию Украину - на 11,4 млрд грн.

Но на периферии этого благополучия не видно. На днях работникам райавтодоров и облавтодора с трудом выплатили зарплату за июнь, а на дворе - сентябрь. Общий долг (на время подготовки материала) превышает 2 млн грн. В эту сумму не входят затраты, связанные с разъездным характером работ (здесь долги частично тянутся еще с
2012 г.) И это при том, что в большинстве филиалов работники переведены на трехдневную рабочую неделю. За последние полтора года в системе Тернопольского облавтодора уволились с работы 200 чел., а остаются работать преимущественно лица предпенсионного возраста и те, что пока не могут найти другую работу.

Не получая зарплаты, люди снова готовы прибегнуть к акциям протеста. Ведь они лишены элементарных средств к существованию. Председатель Тернопольского областного совета профсоюзов Андрей Присяжный подчеркивает, что работники дорожной отрасли не требуют чего-то сверхреального: "Если служба автомобильных дорог является заказчиком работ, то пусть оплатит эти работы, чтобы люди получили зарплату. Ведь в перипетиях, сложных взаимоотношениях между центром и территориями люди не виноваты. Они вовремя выходят на работу, добросовестно исполняют свои обязанности и должны за это получить деньги...".

Государственные дорожные организации государственными же органами последовательно уничтожаются. Государственное агентство автомобильных дорог, как заказчик работ за средства госбюджета, хочет иметь дело с частными фирмами, основателями которых являются руководители этой же организации на региональном и всеукраинском уровнях либо их родственники. Требования к участникам торгов выписываются под конкретного, заранее определенного победителя. По банальной причине: с государственных закупок частники шлют "наверх" откаты на миллионы гривен, да и сами небедно живут.

К сожалению, руководство Службы автомобильных дорог в области по каким-то особым причинам не успело рассказать автору этих строк, как выглядит долг за выполненные работы перед Тернопольским облавтодором на сумму свыше 17 млн грн на 1 сентября с.г. по сравнению с задолженностью частным фирмам, и какие меры принимает заказчик работ, чтобы рассчитаться с подрядчиками разных форм собственности.

Весьма часто частные фирмы, которые становятся победителями торгов на проведение ремонтов дорог, не имеют собственной техники и арендуют ее у тех же государственных дорожных организаций - райавтодоров и дорожно-эксплуатационных участков. Держатся на плаву те автодоры, у которых еще остались деятельные руководители. Они ищут договорные работы с сельскими, поселковыми или городскими советами. Да вот знакомая беда: руководители органов местного самоуправления тоже в основном хотят иметь дело с частниками. Или же доходит до того, что у райавтодоров нет уже исправной техники для выполнения ремонтных работ. По большому счету, в недалеком будущем им останется только содержать дороги, особенно зимой, потому что частник делать это не хочет: бизнес неприбыльный. Но когда количество негосударственных организаций в этом сегменте рынка существенно увеличится, то и деньги немалые можно будет "поднимать". В единую цепочку будут связаны приписки выездов - заказ на выполнение работ - и, конечно же, откаты.

10 июля с.г. Кабмин принял постановление №576 о ликвидации "Укравтодора", а его дочерние предприятия - облавтодоры - решил отнести в сферу управления Государственного агентства автомобильных дорог. Скорее всего, облавтодоры вместе с дорогами местного значения передадут в коммунальную собственность областей (областных советов). Тогда, не исключено, руководители областных советов и администраций скажут: мы берем дорожные организации, но без долгов. Эти предприятия перерегистрируют, а долги по выплате зарплаты останутся за старыми облавтодорами, и вряд ли кто-то когда-то эти долги уже ликвидирует.

В Украине состояние дорог более чем плачевное. Рынок работ по текущему и капитальному ремонту - емкий. И работ, как уверяют специалисты, хватит как минимум на три десятилетия - как частным, так и государственным организациям. Без государственных закупок на конкурсных началах здесь не обойтись. Но должны проводиться электронные торги, чтобы заказчик не смог нарушать стандартные условия конкурса, не знал названий его участников и, следовательно, не мог в ручном режиме "отбирать" победителя. Тогда отпадет необходимость делить участников на "черных" и "белых", в зависимости от того, кто из них отстегнет "наверх".