Причины политического троллинга партии "Слуга народа"

Автор : Владимир Коноваленко
06 сентября 19:10

Как защитить название партии от мошенников.

 

Выборы в Верховную Раду явили нашествие кандидатов в депутаты, выдававших себя за выдвиженцев партии "Слуга народа".

Чтобы сойти за своего, такие кандидаты в депутаты регистрировали различные общественные организации и предприятия, в название которых входят слова "Слуга народу" и "Слуга народа".

В Едином госреестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований зарегистрированы 45 юридических лиц, в названиях которых есть слова "Слуги народа", в том числе 21 общественная организация, два благотворительных фонда, 13 частных предприятий, 9 обществ с ограниченной ответственностью, а также 5 юридических лиц, в числе которых 4 частных предприятия и общество с ограниченной ответственностью. Все как в произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев": "Остап не баловал своих противников разнообразием дебютов. На остальных двадцати девяти досках он проделал ту же операцию..."

По данным гражданской сети ОПОРА, в одномандатных избирательных округах №37, 64, 78, 119, 146, 198, 210 кандидаты в депутаты Верховной Рады, указавшие свою принадлежность к организациям, содержащим в названии словосочетание "Слуга народа", получили 34 127 голосов избирателей.

Почему подобное стало возможным?

Остановимся на некоторых ошибках политической партии "Слуга народа", которые, на мой взгляд, она допустила и которые создали определенные возможности для псевдослуг народа отобрать у политической партии голоса избирателей.

Прежде всего, остановимся на названии политической партии "Слуга народа", которое следовало каким-то образом защитить, поскольку Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований" (Далее - Закон о регистрации) не предполагает отказа в регистрации юридическому лицу, название которого тождественно имени другого юридического лица. Основанием для отказа в государственной регистрации является тождество наименования юридических лиц (п. 8 ч. 1 ст. 28, ч. 4 ст. 16 Закона о регистрации).

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации, наименование юридического лица содержит информацию о его (1) организационно-правовой форме и (2) названии.

(1) Организационно-правовая форма юридического лица определяется в соответствии с классификацией организационно-правовых форм хозяйствования (ДК 002:2004).

Организационно-правовой формой юридического лица является "политическая партия", "общественное объединение", "частное предприятие", "общество с ограниченной ответственностью" и т.п.

(2) Название юридического лица может состоять из имени собственного юридического лица, а также содержать информацию о цели деятельности, виде, способе образования, зависимости юридического лица и другие сведения, в соответствии с требованиями к наименованию отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.

В нашем случае названием юридического лица являются слова "Слуга народа", "Слуга народа Украины", "Слуга народа Соломенский район города Киева", "Слуга народа Печерский район города Киева", "Слуга народа Шевченковский район города Киева" и другие.

Поскольку в рамках Закона о регистрации невозможно защитить название партии от мошенников, ее следует зарегистрировать как словесный знак для товаров и услуг.

Следует отметить, что объем предоставляемой правовой охраны определяется изображением знака и перечнем товаров и услуг, внесенных в Реестр, и удостоверяется свидетельством на знак для товаров и услуг.

Регистрируя знак на товары и услуги, следует внести в перечень товаров и услуг, как минимум, такой товар, как печатная продукция (класс 16 МКТУ) и услуги по рекламированию (класс 35 МКТУ).

Наличие в политической партии свидетельства на знак для товаров и услуг "Слуга народа" значительно усложнило бы проведение рекламной кампании псевдовыдвиженцам политической партии.

На мой взгляд, политическая партия "Слуга народа" была ограничена в отстаивании права на название партии, поскольку знаки для товаров и услуг "Слуга народа" зарегистрированы не на политическую партию, а на гражданина Зеленского Владимира Александровича, который ныне является президентом Украины (свидетельство на знак для товаров и услуг №240242, №240572).

Следует отметить, что президент Украины имеет право владеть интеллектуальной собственностью, в том числе свидетельствами на знаки для товаров и услуг, поскольку само по себе право собственности на свидетельство не генерирует никакого дохода. Президент Украины не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 103 Конституции Украины), одним из видов которой является распоряжение имущественными правами на знаки для товаров и услуг. Но об этом чуть позже.

Еще одна причина, по которой, на мой взгляд, псевдовыдвиженцы политической партии "Слуга народа" могли чувствовать себя свободно, - недостаточное внимание партии к регистрации ее символики, которая осуществляется в соответствии со ст. 23 Закона о регистрации.

Если открыть реестр символик общественных формирований, то можно увидеть, что единственным зарегистрированным символом политической партии "Слуга народа" является логотип с изображением велосипеда и булавы, который, однако, не использовался в период избирательной кампании. Остальная символика партии, например, "Зе!", "Зе! команда", "Зе! Сообщество", "Зе! Президент Слуга народа", "Ze!" и другие слоганы, используемые партией "Слуга народа", не зарегистрированы как ее символика, что позволило мошенникам использовать их для собственных нужд.

Я считаю, что слоганы политической партии следует регистрировать не только как символику партии, но и как знаки для товаров и услуг, что позволит защищать их как объекты права интеллектуальной собственности. Такая защита предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях (ст. 51-2 "Нарушение прав на объекты права интеллектуальной собственности"), Гражданским кодексом Украины (ст. 432 "Защита прав интеллектуальной собственности судом") и Уголовным кодексом Украины (ст. 229 "Незаконное использование товарного знака").

Поскольку литературные, музыкальные и художественные произведения, которые могут быть зарегистрированы как символика партии и как знаки для товаров и услуг, создают физические лица - первичные субъекты авторского права, то во избежание в дальнейшем проблем с нарушением авторского права политической партии следует получать от авторов имущественные права на произведения. Если этого не сделать, то это могут сделать политические конкуренты, заплатив авторам произведений вознаграждение, отказаться от которого будет сложно. Став правообладателем имущественных прав на литературные, музыкальные и художественные произведения, используемые в символике партии конкурента, можно через суд не только запретить ее использование, но и взыскать компенсацию за нарушение авторского права.

Следует отметить, что на некоторые слоганы, использованные во время избирательной кампании, поданы заявки на получение свидетельства на товары и услуги, а именно на знак "Зекоманда" (заявка № m201906680), "Команда Зеленского" (заявка № m201906870), "Ze" (заявка № m201906865), "Ze!" (заявка № m201906866), "Ze2019" (заявка № 201906868). Однако эти заявки поданы не политической партией "Слуга народа", а гражданином Зеленским Владимиром Александровичем.

Если открыть ИСС "Сведения о состоянии делопроизводства по заявкам на знаки для товаров и услуг", то можно просмотреть делопроизводство по этим заявкам.

Поскольку свидетельства на знаки для товаров и услуг получил (получит) Зеленский Владимир Александрович, то возникает проблема с использованием этих знаков для товаров и услуг политической партией "Слуга народа".

Дело в том, что политическая партия "Слуга народа" может использовать перечисленные знаки для товаров и услуг без нарушений права интеллектуальной собственности только в том случае, если Владимир Зеленский даст разрешение (лицензию) на их использование или передаст имущественные права по договору о передаче (отчуждении) имущественных прав интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что Конституция Украины не запрещает президенту Украины заниматься творческой деятельностью, например, написать книгу и получить вознаграждение за ее использование. Однако знак для товаров и услуг не является результатом творческой деятельности. Докажем это.

Знаки для товаров и услуг являются объектами права интеллектуальной собственности, но они не созданы творческим трудом физического лица. Они являются объектом права интеллектуальной собственности в силу закона. В связи с этим вознаграждение, выплачиваемое за использование знака для товаров и услуг, не является вознаграждением, выплачиваемым за использование результатов творческой деятельности, а следовательно, его можно признать доходом от предпринимательской деятельности.

На мой взгляд, предоставление разрешения (лицензии) на использование знака для товаров и услуг является предпринимательской деятельностью, даже несмотря на то, что такое разрешение может быть бесплатным. Дело в том, что лицензионный договор должен содержать условие, согласно которому качество товаров и услуг, произведенных или предоставленных по лицензионному договору, будет не ниже качества товаров и услуг владельца свидетельства, и тот будет осуществлять контроль над выполнением этого условия (ч. 8 ст. 16 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг").

Естественно, у президента Украины не может быть товаров и услуг, качество которых он будет контролировать.

Что делать президенту Украины, чтобы граждане Украины не смогли обвинить его в нарушении Конституции Украины?

Проблема решается очень просто. Владимир Зеленский безвозмездно передает (отчуждает) имущественные права на знаки для товаров и услуг политической партии "Слуга народа".