Судя по первым 100 дням при власти президента Владимира Зеленского, его команда уделяет особое внимание отечественной инфраструктуре (дороги, аэропорты, мосты и т.п.) как потенциальному драйверу экономики.
Впрочем, в Украине есть хотя и специфические, однако весьма важные ресурсы, рациональное использование которых могло бы качественно помочь в дорожном строительстве, топливно-энергетическом комплексе и других сферах. Речь идет о переработке отходов шинной промышленности, которую предыдущая власть практически игнорировала. Смогут ли новые руководители использовать все преимущества ценного сырья, являющегося сейчас тем "золотом, которое лежит под ногами"?
Начну с цифр, наглядно иллюстрирующих полный упадок в сфере обращения с отходами шинных изделий в Украине. В основном, по экспертным данным, масса неутилизированных шин в нашей стране превышает 10 млн тонн. Вместе с тем ежегодно у нас накапливается до 400 тыс. тонн отходов, которые подлежат переработке или утилизации. Впрочем, поддается правильному сбору и переработке только 10% автомобильных шин.
Что же происходит с остальными? В основном эти отходы накапливаются на мусорных полигонах и стихийных свалках. В таком "формате" они представляют повышенную опасность IV класса: контактируя с водой, шины выделяют токсичные органические соединения, под землей же - начинают разлагаться (период полного распада - 100 лет), отравляя землю, грунтовые воды, всю окружающую среду. Именно поэтому нынешние попытки, например, столичной власти рекультивировать мусорные полигоны похожи на "борьбу с ветряными мельницами".
Около 20% использованных автошин "утилизируются" еще одним воистину варварским способом: ряд производств, нарушая действующее законодательство (пламенный привет Государственной экологической инспекции, Нацполиции и Генпрокуратуре!), сжигают покрышки в мощных печах. Излишне говорить, насколько эти ядовитые выбросы загрязняют атмосферу: так, при сжигании одной тонны использованных шин в окружающую среду попадает более 250 кг копоти и 450 кг токсичных газов. И этим смертоносным воздухом постоянно дышат украинцы и их дети! Вот просто интересно: хоть кто-нибудь из "ответственных" чиновников Минэкологии или Госэкоинспекции всерьез занимался решением этой проблемы? Било ли в набат Министерство здравоохранения? И планирует ли Кабмин разработать отдельный алгоритм обращения с этим опасным "трэшем", в противоположность абстрактным положениям в Национальной стратегии обращения с отходами?
Тем временем вряд ли кто-то из отечественных топ-чиновников серьезно задумывается над тем, как не только решить опасную и неотложную экологическую проблему, но и обернуть ее в огромную пользу украинской экономике. Ведь автошины являются просто-таки бесценным сырьем для ряда отраслей экономики.
Например, из отработанных автомобильных покрышек, обработанных методом пиролиза (с помощью высокотемпературного режима), можно получить печное (пиролизное) топливо и технический углерод для твердотопливных котлов (т.н. альтернативный полукокс), которые к тому же являются экологичными. Более того, ученые Черновицкого госуниверситета уже разработали оборудование для переработки автошин в жидкое и газообразное топливо. Чем не альтернативы сверхдорогому голубому топливу - тогда как отечественные "нефтегазовые" чиновники стонут, что с 2020 г. Украина может не получить газ от северного соседа? Правда, для массового внедрения этих технологий сейчас необходимы немалые инвестиции и целенаправленная государственная поддержка.
Далее: измельченные озоновым или другим способом отработанные шины (резиновую крошку) можно успешно использовать в строительстве дорог. Порошковую или гранулированную резину добавляют в битум и асфальтобетонную смесь. Построенная по такой технологии дорога намного устойчивее к деформации при низких и высоких температурах. Следовательно, эта технология существенным образом снижает затраты на дальнейший ремонт и содержание дорог, кроме того - способствует уменьшению шума (на 3–6 децибел). А срок эксплуатации дорожного полотна продлевается вдвое! Например, добавление 15% резиновой крошки в состав асфальта увеличивает долговечность покрытия на 15–20 лет. И здесь невольно вспоминается несчастный украинский "Укравтодор", который перманентно занимается ямочными ремонтами на отечественных трассах - даже сравнительно новых. Конечно, покрытие с резиновой крошкой дороже, но если убрать вероятные "откаты" на строительстве дорог, то денег на новую технологию хватит полностью. Зато в долгосрочной перспективе госбюджет получит значительную экономию, поскольку дороги будут служить несравнимо дольше.
Резиновую крошку также можно успешно использовать для строительства вело- и беговых дорожек, безопасного покрытия детских и спортивных площадок и т.п. Она характеризуется высокой износоустойчивостью, имеет повышенную упругость и устойчивость, водонепроницаема, а главное - абсолютно безопасная. Но в Украине опять-таки сложилась парадоксальная ситуация. Сырья для производства резиновой крошки у нас более чем достаточно. Однако этот материал, наряду с искусственными газонами для спорта, мы в основном импортируем (из Италии, Бельгии, Турции, Китая), при этом тратя драгоценную валюту. И только треть рынка покрывается отечественной продукцией. Вот это и есть то "золото", растрачиваемое под ногами, наглядная иллюстрация того, как государство "содействует" национальному товаропроизводителю и экспорту отечественной продукции!
Кроме вышеназванных сфер, порошковая резина используется для изготовления композиционных кровельных материалов (рулонная кровля и резиновый шифер), подкладок под рельсы, гидроизоляционных материалов. Шинная же крошка - еще и на производство массивных резиновых плит для комплектации трамвайных и железнодорожных переездов и т.п. К сожалению, в Украине львиная доля этих без преувеличения бесценных отходов оседает на официальных и стихийных мусорных свалках или сжигается, загрязняя едкими выбросами атмосферу. Цивилизованные же страны имеют кардинально противоположный опыт.
Например, в ЕС ответственность за утилизацию отработанных шин возлагается на их производителей и импортеров, компании платят специальный налог или сбор на утилизацию, который потом идет в специализированный фонд. Эта структура финансирует прежде всего сбор покрышек, а также выплачивает дотации переработчикам. Благодаря такому цивилизованному подходу европейские страны эффективно ликвидируют катастрофические экологические последствия. Кроме того, переработка шин в ЕС является важным сектором экономики.
На сегодняшний день отечественное законодательство никак не решает проблему комплексной переработки отработанных автошин в ценное сырье, которое можно успешно использовать во многих отраслях и инфраструктурных проектах. Так, довольно размытые положения Закона Украины "Об отходах" и постановление Кабмина еще от 27 июля 2011 г. "Некоторые вопросы сбора, заготовки и утилизации изношенных шин" обязуют производителей, импортеров этой продукции и другие предприятия "самостоятельно обеспечить дальнейший сбор, заготовку и утилизацию изношенных шин или заключить договора о выполнении работ по организации сбора, заготовки и утилизации изношенных шин".
Но выполняются ли эти обязательства всеми "причастными" предпринимателями, существуют ли действенные механизмы контроля и адекватная ответственность за нарушение закона? Отнюдь. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что только 10% предприятий платят за утилизацию и переработку автошин.
Тем временем даже то небольшое количество предприятий, рискнувших в нашей стране перерабатывать изношенные автошины, подвергаются атакам со всех сторон - от общественности до силовых структур, которые часто немотивированно требуют закрытия таких производств. И это - вместо того, чтобы помочь профильному бизнесу с землеотводом и всесторонне поддерживать проекты! В основном в Украине и без зарубежных инвесторов хватает желающих перерабатывать опасные отходы, однако архисложная и коррупционная система разрешений и согласований просто уничтожает желание инвестировать в эту отрасль.
Собственно, такая тотальная бесхозяйственность вызвана еще и тем, что государство до сих пор не выработало механизм утилизационного сбора, который работает в развитых странах. У нас годами нет государственной программы стимулирования компаний, перерабатывающих шинные отходы в топливо или резиновую крошку как сырье для дорог или строительства. Отсюда - нехватка зарубежных технологий и сверхсовременного оборудования для переработки автошин. К сожалению, бизнесу сегодня практически нерентабельно этим заниматься. Более того, на местном уровне нет сети приемных пунктов сырья, - так стоит ли удивляться горам старых шин на мусорных свалках? С другой стороны, практически царит бесконтрольность со стороны Минэкологии и Госэкоинспекции за утилизацией отходов.
Так что в этой перспективной для экономики отрасли сейчас - полный хаос. Перед страной стоит задача - наконец преодолеть его европейским способом.