Западу стоит готовиться к России после Путина - The Guardian

13 декабря 12:54

Вероятность конца путинизма в ближайшие годы не высокая, но стоит быть готовым и к такому сценарию.

 

Владимир Путин объявил, что в марте следующего года снова хочет стать президентом России. Перед ним нет никаких серьезных вызовов. Поэтому еще шесть лет президентства ему гарантировано, и это совсем не удивительно. Впрочем, это поднимает вопрос о том, куда Россия идет и что с этим делать.

Об этом на страницах The Guardian пишет обозреватель Натали Нугейрид.

До 1991 года вряд ли кто мог предсказать распад СССР. Так же и сегодня почти никто не делает ставку на конец путинизма. Распространенное среди экспертов и чиновников на Западе и в самой России мнение говорит, что Путина хватит еще на долго. Он раздувает огонь воинствующего национализма, чтобы консолидировать власть дома и усилить влияние Москвы в мире. Этот его подход сработал, но как долго он будет приносить российскому президенту желаемое?

Существование неоднозначных и полярных нарративов - не новое явление. И сейчас оно тоже прослеживается. Американские, европейские и российские эксперты все чаще поднимают вопрос, сможет ли Россия и дальше быть враждебной ревизионистской силой, которая ищет мести за так называемую "обиду" после Холодной войны. Большинство из них считает, что Кремль действительно продолжит этот курс. По логике этого нарратива, Путин просто не оставил себе выбора. После массовых уличных протестов в 2011-2012 годах ему был нужен новый способ политической легитимизации. В 2014 году после свержения режима Виктора Януковича в Украине Путин воспользовался возможностью: западные колебания относительно Сирии убедили его, что США проглотят аннексию Крыма и не будут отвечать.

Россия сегодня ведет войну в Украине и Сирии. И это новая норма, а не переходный этап. Российское общество приняло агрессивный национализм и антизападные настроения. Россия не заинтересована в завершении конфликтов и считает применение грубой силы главным инструментом достижения своих внешнеполитических целей. Российский ВВП не больше, чем у значительно меньшей Италии. Москва не смогла диверсифицировать экономику. Но Путин компенсирует экономические неудачи повышением международного престижа. Он отвлекает внимание от внутренней слабости России, играя на слабостях Запада, которые стали еще большими благодаря президенству Дональда Трампа. Путин в хорошей форме, поэтому он будет при власти еще долго.

Противоположная же мысль - менее распространенная - говорит, что положение российского президента не устойчивое. Путин остается в Кремле больше, чем Леонид Брежнев, который довел СССР до стагнации и краха. В конце своего очередного президентского срока Путину будет 71 год. Даже без изменения конституции вполне вероятно, что он будет снова баллотироваться даже в 2030 году, когда ему будет 77 лет.

Россияне уже имели дело с геронтократией. И этот опыт был негативным. У Путина проблемы с преемником для зависимой от нефти государства, чья экономика переживает стагнацию, как это было во времена Брежнева. В конце 80-х мировые цены на нефть были низкими и все указывало, что они останутся такими на долго. Сейчас размер пирога для российских олигархов тоже уменьшается. Конфликты среди правящего класса заметны, в частности экс-министра экономики Алексея Улюкаева судят за взяточничество. "Отток мозгов" лишает Россию талантливой молодежи. Страну ждет упадок. Окреплый Китай дышит ей в спину. Путинские планы о создании "Евразийского союза" - это лишь пустой звук. Агрессивный национализм исчерпает себя. Путинизм на пути к концу.

Что же делать с Россией? Ответ на этот вопрос зависит от того, какой из двух нарративов выбрать. Если путинизм сохранится в нынешней форме, тогда Москву необходимо сдерживать. Западные союзники должны учесть все возможности для успешной российской войны в Европе и ликвидировать их. Это даст надежду, что российская агрессивность со временем уменьшится. Очевидно, что Москва верит в то, что ослабление международного порядка, закрепленного ООН, идет ей на пользу. Это убеждение лежит в сердце ее политики в Европе и на Ближнем Востоке.

С другой стороны, если путинизм постепенно начнет приходить в упадок, тогда стоит готовиться к большим переменам в России. Если бы все были готовы к падению СССР, тогда можно было бы избежать многих ошибок. К примеру, можно было бы предложить Москве аналог "плана Маршалла", чтобы не позволить ей скатиться обратно к авторитаризму. Ради модернизации в России не будет другого выбора, кроме как вернуться в Европу. Когда такой момент наступит, Москве стоит предложить пакет сближения с Западом, который будет обусловлен полным выводом войск из Украины, Грузии и Молдовы.

По первому сценарию, Путин - лишь лицо российской вертикали власти, а не ее полное воплощение. Система может заменить его и не меняться. В таком случае сосредоточение на Путине - это ловушка, которая отвлекает внимание от более глубокой проблемы. Россияне может и мечтают о западных стандартах жизни, но они не заинтересованы в демократии или сотрудничестве с Европой.

Второй сценарий - конец путинизма - предусматривает серьезные политические повороты в России, к которым Запад может подготовиться. Россияне чувствуют себя ближе к европейцам, чем к китайцам. Они хотят жить в нормальном обществе, а не в мире Джорджа Оруэлла.

Первый сценарий кажется более реалистичным. Но второй дает определенную надежду.

Ранее обозреватель Radio Free Europe Radio Liberty Брайан Уитмор писал, что взгляды россиян на Путина парадоксальные. Они верят, президент якобы не получает полную и не искаженную информацию о положении России, а соратники его часто обманывают. По крайней мере, россияне говорят социологам, что верят в это. Таким образом, они либо мирятся со своим положением, или врут во время опросов.

Владимир Путин впервые стал президентом России в 2000 году. По данным опроса "Левада-центра", большинство граждан РФ (51%) согласны с мнением, что население России уже устало ждать от Владимира Путина каких-то положительных сдвигов в своей жизни.