Санкции не действуют на Путина из-за просчетов Запада – Newsweek

11 июня 13:27

Экономические проблемы должны были уменьшить популярность Путина, но россияне не связывают с ним свои проблемы.

 

Лидеры "Большой семерки" предупредили президента России Владимира Путина о введение новых санкций, если эскалация конфликта в Украине продолжится. Но это очень слабая попытка западного блока во главе с президентом США Бараком Обамой остановить Кремль и заставить его отказаться от агрессии.

Несмотря на то, что санкции сильно бьют по российской экономике, Москва до сих пор имеет доступ к глобальной финансовой системе. И это делает давление Запада слабым.

Об этом на страницах Newsweek пишет профессор международной политики Университета Лондона Анастасия Несветайлова. Она напоминает, что первый пакет санкций был введен после оккупации Крыма. С того времени западным финансовым институтам запрещено давать кредиты российским компаниям, таким образом Россия теряет доступ к международным рынкам капитала.

Логика экономических инструментов влияния на Кремль основана на очень простых предположениях. Российская экономика очень сильно зависима от продажи энергоносителей. Выручка от продаж нефти и газа в сумме составляет 72-75% экспорта страны. Поэтому Москва не может выдержать давления низких цен на нефть и оттока капитала.

Таким образом, на Западе ждали двух последствий от усиления внутреннего финансового кризиса в России. Во-первых, продолжение войны против Украины должно было стать слишком дорогим "удовольствием" для Кремля. Во-вторых, падение доходов и инфляция должны были снизить популярность Владимира Путина. А это должно было внести коррективы в политику Москвы, или привести к смене лидера.

Если посмотреть на состояние экономики России, то фактически санкции достигли своего ожидаемого экономического эффекта. Отток капитала в 2014 году достиг 151 миллиарда долларов. А экономический рост упал ниже показателей времен глобального финансового кризиса 2009 года. С начала 2015 года ВВП России сократился на 1,4% и прогнозы на этот год неутешительные.

Но в это же время, санкции не привели к ожидаемым политическим изменениям. Российская нефтегазовая политика лежит в основе социального политического режима Владимира Путина. Существует необъявленный социальный контракт между властью и россиянами, согласно которому элиты обогащаются сами за счет государственных ресурсов, называя это "интересами России". А простые россияне становятся богаче, получая незначительную часть этих средств через различные социальные программы и при этом они сознательно отказываются от участия в политической жизни страны.

Этот социальный контракт действует благодаря доходам от продажи нефти и газа. Учитывая все эти обстоятельства, санкции Запада были однобокими. Финансовая изоляция вызвала глубокий финансовый кризис в России, а низкие цены на нефть истощили источники доходов элит и лишили их инструмента задабривания населения. Случаи банкротства банков и не уплаты кредитов стали частым явлением в 2015 году.

Но в это же время, описанный выше "социальный контракт" между властью России и населением не прекратил действовать. Президент Владимир Путин остается очень популярным, несмотря на то, что санкции повлияли на жизни многих россиян. Населения России не отождествляет свои финансовые проблемы с политическим режимом Путина и не видит связи между появлением трудностей и агрессивной политикой Кремля.

Эффективность санкций также подорвана внешними факторами. Политически изолированная или нет, Россия все равно остается участником мировой финансовой системы. Адресные санкции заставили богачей из "черного списка" перевести свои капиталы в оффшоры, такие как Кипр или Виргинские острова. Таким образом, им удается обойти действие санкций, сохранить свои активы и продолжить работу на международных рынках.

Кроме этого, сами санкции остаются довольно не четкой политикой. Не понятно, насколько далеко они могут зайти, кого они могут задеть и будут ли вообще продлены. В США заявили, что санкции будут действовать до тех пор, пока Киев не вернет контроль над всеми украинскими территориями включительно с Крымом. Это делает экономическое давление де-факто неопределенным.

Европа относительно санкций разделилась. Пока канцлер Ангела Меркель требует продолжения их действия, Великобритания притихла в политическом поле и принимает деньги российских олигархов из оффшоров. Таким образом, по мнению эксперта, лучшим полем для давления на Москву со стороны Запада остаются переговоры по Ирану и Сирии. Здесь у Путина есть место за столом. А значит с ним можно говорить и о других конфликтах.

В свою очередь, издание New York Times писало, что США должны придерживаться санкций, которые сами ввели, напоминая о призывы Конгресса ослабить давление для закупки российских ракетных двигателей. Проблема заключается в том, что США позволили себе стать зависимыми от российских космических двигателей. Корпорации United Launch Alliance и Boeing сотрудничают в космической отрасли с российским предприятием "Энергомаш".

Ранее в Пентагоне признали, что санкции Запада не влияют на Путина так, как это было задумано. Вместо того, чтобы пересмотреть свою внешнюю политику, российский президент повел страну совсем другим не демократическим путем.