Российские С-300 и С-400 не смогут сбивать F-35 и B-2 Spirit - The National Interest

01 декабря 05:30

Да и вообще, устаревание технологий незаметности под большим вопросом, заявляет американский военный журналист.

 

В последние годы целая орда аналитиков, критиков и разработчиков оружия заявляет о том, что технологии невидимости "стелс" устаревают и изживают себя; однако некоторые информированные специалисты поднимают голоса в защиту "стелса" и приводят целый ряд причин, по которым современные самолеты-невидимки до сих пор остаются серьезной проблемой даже для самых современных средств противовоздушной обороны. Более того, такая ситуация продлится еще долгие годы, говорится в статье американского военного журналиста-эксперта Криса Осборна в издании The National Interest.

Например, пишет Осборн, российские самоходные зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400, которые считаются одними из лучших в мире, соединяются в сеть цифровыми технологиями; с помощью сети отдельные установки батареи или дивизиона обмениваются информацией о цели и передают друг другу целеуказания. Также для новейших комплексов ПВО характерно применение самой передовой технологии управления, которая позволяет значительно расширить диапазон частот, на которых можно обнаружить самолет противника - чего нет у большинства старых систем ПВО.

При этом в последнее время появилась информация о разработке российской военной промышленностью нового зенитно-ракетного комплекса ПВО С-500 "Прометей" ("Триумфатор-М"), который якобы намного эффективнее в борьбе с самолетами-невидимками, гиперзвуковыми ракетами и БПЛА; скорее всего, он сможет поражать до десяти целей одновременно, и при этом легко интегрируется в систему с более старыми ПВО - С-300ВМ4, С-350, С-400.

Аналогичные работы ведутся и в других государствах. В связи с появлением новых систем ПВО все чаще звучат мнения о том, что построенным по технологии "стелс" самолетам - как правило, довольно дорогостоящим (стоимость B-2 Spirit варьируется от 1 до 2,1 млрд долларов, F-35 - от 83 до 108 млн долларов в зависимости от модификации), все труднее оставаться незамеченными.

Однако на деле существует целый ряд причин, по которым уничтожение построенной по такой технологии летающей машины остается делом достаточно сложным, а для многих старых систем ПВО - еще и зачастую невозможным, заявляет экс-конструктор вооружений Военно-воздушных Сил США, генерал-лейтенант в отставке Дэвид Дептула, ныне занимающий должность декана Института аэрокосмических исследований им. Митчелла.

"Бистатическая радиолокационная станция в состоянии обнаруживать малозаметные летательные аппараты. Но чтобы осуществить перехват самолета-невидимки, необходимо передать данные о цели с большой РЛС разведки и целеуказания на РЛС перехвата, которая устанавливается на самолете или на ракете, и по размерам намного меньше. Эта РЛС может следить за малозаметным самолетом, осуществив его захват на автоматическое сопровождение. Когда данные с РЛС целеуказания передаются на систему перехвата, которая должна действовать на большем расстоянии, чем дальность обнаружения, которой обладает самолет-невидимка, это существенно снижает вероятность поражения малозаметной цели. Обнаружить и опознать цель - это еще не все. Существует целая цепочка ее уничтожения, в которой каждое звено должно сработать безошибочно, чтобы малозаметный летательный аппарат был перехвачен и поражен", - рассказал он.

Дептула говорит, что основные проблемы с уничтожением малозаметной цели у атакующего комплекса ПВО начинаются именно на этапе перехода от наземной РЛС с очень большой площадью раскрыва антенны к маленькой РЛС системы перехвата-поражения цели.

"Даже если радар может обнаружить цель, после этого он должен сопровождать ее. А когда он передает эти данные на боевую систему поражения, она должна запустить ракету, используя РЛС гораздо меньшего размера, чем радар разведки и целеуказания. Кроме того, на действие системы перехвата оказывает свое влияние технология малозаметности... А малозаметность снижает вероятность успешного перехвата на всех этапах", - отметил конструктор.

Технология "стелс" базируется на нескольких принципах - прежде всего, это конструктивные особенности летательного аппарата. Внешние контуры самолета и его тепловая сигнатура спроектированы так, чтобы как минимум максимально затруднить обнаружение для РЛС противника; самолет-невидимка не имеет четких кромок и краев корпусу, заметного теплового излучения, его системы вооружения обыкновенно упрятаны в корпус, не располагаясь на внешней подвеске. Максимальное снижение площади отражения, использование радиопоглощающих материалов - пластиков, красок, и так далее - приводит к тому, что радиолокатору очень трудно уловить отраженный электромагнитный сигнал и опознать подлетающий самолет.

"Поскольку скорость света (электричества в нашем случае) известна, а время прохождения электромагнитного сигнала можно рассчитать, то при помощи компьютерных алгоритмов возможно определить точное расстояние до вражеской цели", - отмечает Осборн.

Впрочем, есть и другой вариант - благодаря технологии, отметки от самолета может вообще не быть, или же она будет выглядеть по-другому; на радаре противника вместо вражеского самолета-невидимки может появиться цель, которую по размеру отраженного сигнала могут счесть отметкой от птицы или насекомого. В этом случае вероятность поражения такого самолета снижается еще сильнее.

В целом, резюмирует журналист, несмотря на то, что благодаря постоянному совершенствованию систем ПВО сегодня самолеты-невидимки намного более уязвимы, чем в момент своего появления, тем не менее, конструкторы и проектировщики новых самолетов все чаще рассматривают малозаметность как некий набор ключевых параметров, а технология "стелс" все еще продолжает быть актуальной.

Ранее в России прошли очередные испытания перспективного тяжелого фронтового истребителя Су-57 ("проект ПАК ФА Т-50") - на этот раз самолет испытывался на малозаметность для радаров; весь ход испытаний засняли на видео, кадры из него выложил российский телеканал "Звезда".

Также 12 октября США запретили всем истребителям F-35 Lightning II пятого поколения, которые стоят на вооружении Военно-воздушных сил страны и стран-союзников, подниматься в небо; полеты были приостановлены для поиска серьезного дефекта, предположительно из-за которого один самолет разбился, а второй был поврежден.

Решение провести проверку всех новейших истребителей приняли после того, как 28 сентября в американском штате Южная Каролина во время планового полета впервые за историю применения самолета потерпел катастрофу F-35, точные причины гибели которого до сих пор точно не установлены, хотя предварительные выводы комиссии говорят о дефекте топливной трубки двигателя самолета.

Крушение потерпел самолет F-35B - боевая машина c укороченным взлетом и вертикальной посадкой, разработанная под нужды Корпуса морской пехоты США.

Ранее на базе морской пехоты в Северной Каролине в апреле произошел еще один подобный инцидент - тогда пилоту F-35B пришлось экстренно посадить истребитель из-за срабатывания топливного индикатора.

15 октября Военно-воздушные силы Израиля объявили о завершении всех проверок и возобновлении полетов имеющихся на вооружение ВВС ЦАХАЛа F-35I Adar.