Германия испытывает потребность в развитии армии в эру Трампа - WP

06 марта 12:15

Берлину приходится пересмотреть свои пацифистские взгляды на военную мощь впервые со времен Второй мировой войны.

 

Ярко красный локомотив медленно остановился в литовском Шештокай, и немецкий капитан приказал своим войскам разгрузить вагоны. "Jawohl!" - сказал солдат, прежде чем отправиться в направлении двух десятков танков с нанесенными "железными крестами" Бундесвера.

Будто в старых фильмах о войне, эта сцена все же символизирует начало новых времен. Семь с половиной десятилетий назад нацисты вторглись в Литву. И вот немцы вернулись в балтийскую страну, но в этот раз как союзники.

Об этом на страницах лояльного к Демократической партии издания Washington post пишет Энтони Файола, добавляя, что с началом президентства Дональда Трампа в США союзники испытывают на себе большое давление, которое заставляет их стать бок о бок в вопросе обороны. А Германия встала на распутье. Если она пойдет по пути, к которому ее толкает Вашингтон, самая мощная экономика Европы может стать еще и самой большой военной силой континента.

Возрождение немецкой военной мощи сдерживалось в первую очередь самими же немцами, которые отвергали милитаризм после кошмаров нацистского режима. Однако, переосмысление немецкой силы стало наиболее существенным следствием изменений в трансатлантической политике Трампа.

"После выборов в США немцы, оказавшись зажатыми между Америкой Трампа и Россией Путина, чувствуют себя все менее защищенными. Из-за этого и давления, которое Трамп оказивает на союзников с целью подтолкнуть их к активизации действий, немцы обсуждают возможность наращивания военной мощи так, как никогда со времен падения Берлинской стены", - говорится в статье.

Автор отмечает, что в Литве теперь базируется 500 немецкий солдат, цель которых сдержать потенциальную агрессию России. Аналитики указывают, что это крупнейшая немецкая военная операция у российских границ со времен Холодной войны.

"Возможно, со всем уважением к США, стоит быть более осторожным со своими желаниями. Трамп говорит, что НАТО устарел и должен стать более независимым. Что ж, может мы и станем", - сказал немецкий полковник Торстен Штефан, который представляет немецкий контингент в Литве.

Немецкие войска, а также меньшие контингенты бельгийских, нидерландских и норвежских сил, прибыли в балтийскую страну, чтобы послать сигнал Путину от Европы: "Держись подальше!". В свою очередь, Москва пытается использовать темные страницы прошлого Германии в пропаганде, чтобы остановить развитие немецкой армии.

Недавно политики, полиция и СМИ в Литве одновременно получили электронные письма, в которых говорилось о том, что якобы немецкие солдаты "изнасиловали 15-летнюю девочку". Ничего такого на самом деле не произошло. Правительство быстро отреагировало и опровергло дезинформацию. Но несколько СМИ и пользователи социальных сетей все равно распространили выдумку. Теперь литовские чиновники расследуют, не стоит ли за информационной атакой Россия.

"Если вы спросите мое личное мнение, я думаю, что да, это Россия. По крайней мере, это самая большая вероятность", - сказал министр обороны Литвы Раймундас Кароблис.

Пророссийские СМИ, тем временем, пытаются играть на старых стереотипах и пытаются выставить размещения войск НАТО в Литве как "второе вторжение" Германии, сравнивая с немецкой агрессией времен Второй мировой войны. Поскольку немецкие войска стали активнее, старые образы о агрессивном Берлине возродились в пропаганде Кремля. Недавно министр обороны России объявил, что вблизи Москвы построят копию Рейстагу, чтобы молодые россияне могли "штурмовать" его, как в 1945-ом.

Тем временем, в Литве нацистское прошлое Германии для большинства населения кажется чем-то очень давним. Для большинства она теперь бастион демократических ценностей и прав человека. Представ перед угрозой российского вторжения, литовцы более благосклонны к немецких войск на своей стороне.

"Я думаю, что лидерство США стоит сохранить, но также нам нужно лидерство в Европе", - сказал Кароблис, напоминая, что Великобритания на пороге выхода из ЕС. Поэтому, по мнению литовского министра, Германия может занять роль гаранта стабильности на континенте.

"Почему бы и нет? Почему не Германия?" - добавил он.

Немцы же видят много причин, в частности, нежелание тратить много, а также страх переж началом новой гонки вооружений. Согласно последнему опросу, 55% немцев против увеличения расходов на оборону в ближайшие годы, в то время как 42% высказались "за" увеличение оборонного бюджета. Автор напоминает, что Берлин согласился в 2014 году с предложением НАТО увеличить расходы на оборону до 2% ВВП. Но несмотря на это, немецкий военный бюджет до сих пор не превышает 1,2%. Немецкие войска вместе с союзниками провели ряд учений в Восточной Европе. Однако, в некоторых странах, в частности в Польше, все же есть опасения за рост немецкой военной мощи и присутствия.

Впрочем, старые нарративы быстро отмирают. Автор пишет, что в той же Литве помнят про Вторую мировую войну. Однако, большинство жителей считают, что современные немецкие войска нельзя обвинять в преступлениях нацистов.

"Я не чувствую себя частью той истории, истории немцев, которые были здесь раньше", - говорит 27-летний немецкий рядовой Себастьян, чей отряд базируется в Литве.

"Я знаю наверное, что у нас сейчас нечто вроде новой Холодной войны, и мы здесь, чтобы помочь", - добавил он.

Ранее издание The Economist писало, что Германия осторожно размышляет над созданием ядерного оружия. Немецкий профессор Максимилиан Терхалле считает, что Германия, Польша или страны Балтии не могут полностью рассчитывать на помощь Франции или Британии в случае аргерсії России. И именно поэтому Берлин время подумать о собственные ядерные силы или создание такого арсенала совместно с соседями.

Тем временем, издание Die Zeit писало, что США и Россия могут оказаться на пороге новой ракетного кризиса. Москва развернула новые крылатые ракеты, нарушив договор о сокращении стратегических арсеналов за 1987 год. Если Вашингтон отреагирует наращиванием своего ядерного арсенала и размещением ракет в Европе, мир вернется к реалиям 80-х годов.