Волонтеры признаются, что их деятельность нелегальна, но призывают не спекулировать на этой теме

07 ноября 16:16

Деятельность волонтеров "по определению вся нелегальна", а любому гражданину Украины можно "пришить" какую-то статью, говорят волонтеры.

 

В волонтерской деятельности в Украине абсолютно все является нелегальный, поскольку для такой деятельности отсутствует юридическая база.

Такое мнение в комментарии ZN.UA выразил волонтер и публицист Юрий Касьянов, отвечая на просьбу рассказать о нелегальном, с точки зрения действующего законодательства, в волонтерской деятельности; и о том, что с этим делать, и как отделить добросовестных волонтеров от нечистоплотных.

"Так что вопрос, наверное, надо ставить не о легальности-нелегальности, а о целесообразности и справедливости", - отметил он.

"В моей практике не было каких-то действий откровенно нелегального характера, связанных с финансами. На свою карточку я собирал не такие уж большие суммы и старался подкреплять все траты чеками. Хотя не всегда это можно было сделать. Налоги с собранных денег я не платил. Пока меня никто об этом не спрашивал. Да и платить их мне не с чего. Последние два месяца я постоянно докладываю личные деньги, чтобы поддерживать созданную мною систему", - рассказал Касьянов.

По его убеждению, "при желании у нас любого гражданина можно арестовать и пришить ему какую-то статью".

"Нелегально все во всех сферах деятельности - начиная с того, что зарплаты повсеместно платятся в конвертах, а налоги, по крайне мере в должном объеме, никто не платит. Иначе любой бизнес в стране прогорит", - отметил Касьянов.

По его мнению, невозможно законодательно отделить добросовестных волонтеров от нечистоплотных. "Общество само должно отделять добросовестных от недобросовестных волонтеров на основании результатов их работы и отзывов. И законодательно этого никак не сделать. Более того, я считаю это абсолютно вредным и глупым занятием. Поэтому я бы оставил тему волонтеров в покое и не спекулировал на ней. Ни с одной, ни с другой стороны. Не украли волонтеры таких сумм, чтобы говорить об этом как о глобальном явлении", - убежден Касьянов.

По мнению волонтера Даны Яровой, называть волонтерство нелегальным некорректно, хотя она признает, что с точки зрения законодательства мирного времени в волонтерском движении была масса нарушений.

"Ни один тепловизор в эту страну не был завезен официально. В том числе кровоостанавливающие средства. Мы просили людей, которые летели из США, и они везли это чемоданами. Мы просили погранслужбу, чтобы она эти чемоданы не трогала. И их не трогали, потому что все понимали: когда речь идет о жизни людей, то на какие-то вещи приходится закрывать глаза. Что, собственно, все мы и делали", - рассказала Яровая.

Волонтер Леся Литвинова уверена, что деятельность волонтеров "по определению вся нелегальна".

"Когда начались первые боевые действия, все было "контрабасом". Первые каски и броники физически заносились через границу. Первые отправки на фронт были точно такими же. И при большом желании всегда можно спросить: "Покажите, пожалуйста, отчетность". А показать - нереально...", - говорит Литвинова.

По ее словам, если действовать по законодательству, то вся волонтерская деятельность будет бессмысленной.

"Ну и никто не отменял 20-процентного налога с поступлений на карточки. Я не знаю волонтеров, которые намерены его заплатить. Люди платят налог государству, чтобы оно работало. Оно не работает. Люди по второму кругу, добровольно платят еще один налог, перечисляя деньги на волонтерские карты, чтобы все-таки заработало. И после этого в третий раз платить налог государству, которое все еще не работает? Это бред", - привела один из примеров Литвинова.

По ее словам, около полгода назад волонтерские организации начали приводить бумаги в порядок и с этого момента можно требовать прозрачной отчетности. "Но в тот период абсолютно всем можно пришить разные статьи - и налоговые, и уголовные. Практически все в той или иной мере были задействованы в контрабанде. И нужно придумывать какой-то механизм, чтобы защитить людей", - сказала Литвинова.

Она также привела в качестве примера две схемы, как недобросовестный волонтер может наживаться на пожертвованиях:

"Допустим, какой-то коллектив собрал мне деньги на тепловизор. Точно такую же сумму я взяла в другом месте. Тоже на тепловизор. Я его даже купила и привезла. Сфотографировала и получила акт приема-передачи. И все эти документы прислала в оба места, в которых получила деньги. Хотя тепловизор один. Если пофантазировать дальше, то с парнем, которому привезла тепловизор, я договорилась. И через два дня он написал бумажку, что тепловизор не рабочий. Я забрала его обратно, сдала в магазин. Сказала, что он мне не пригодился. И мне вернули полную стоимость…".

"Допустим, у меня есть зарегистрированный фонд помощи АТО. И у вас есть такой же. И еще у кого-то. Я собираю деньги в копилку и совершенно официально вечером снимаю кассу в банке. Кладу эти деньги на свой официальный счет, с которого помогаю АТО. 20% от этой суммы я оставляю на админрасходы, а оставшееся перевожу вам как фонду помощи АТО. Вы делаете то же, снимая свои 20%, и переводите оставшиеся средства третьему фонду. Который, опять-таки, снимает свои 20%. Все чисты перед законом. И так до бесконечности. В итоге на оставшиеся 100 грн покупается тушенка и отправляется в воинскую часть по официально оформленным документам. И ни к чему не придерешься. Все чисто".

Читайте также: В Николаеве неизвестные устроили взрыв в офисе волонтеров

Директор Украинского форума благотворителей Анна Гулевская-Черныш рассказала, что для волонтеров есть две основные угрозы.

"Первая - для тех, кто собирал деньги на карточки. Это админнаказания, штрафы за неуплаченные налоги за 2014 год, либо необходимость заплатить налоги за 2015-й. Этой угрозы сегодня еще можно избежать. Все категории волонтеров, задействованных в АТО, должны зарегистрироваться в реестре АТО. При наличии минимального набора подтверждающих документов они будут освобождены от уплаты налога на доход физических лиц, если собранная фондом или волонтером сумма составляет до 1000 минимальных зарплат. На сегодня это 1 млн 218 тыс. грн. Помощь, собранная свыше этой суммы, облагается налогом".

Вторая угроза, по ее словам, касается как раз благотворительных фондов, созданных для помощи АТО. Их могут обвинить в нецелевом использовании средств.

Партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук, в свое время защищавший Фонд Приирпенья, собравший деньги для семей Небесной Сотни, указывает волонтерам на несколько нюансов, возникших в случае с фондом Корбана:

1. Необходимо ознакомиться с законами "О благотворительных организациях" и "О волонтерской деятельности". Стараться выполнять их требования и привести в соответствие текущую деятельность, так как всегда есть риск получить претензии, особенно от тех, кому волонтеры помогают. Многие волонтеры такого не ожидают.

2. Большинство волонтеров работают на базе фондов. Необходимо понимать, какие у фонда есть программы, под какие цели собирались деньги или вещи, и четко следовать целевому использованию средств и ресурсов. Если деньги собирали на одежду, значит нельзя за них покупать тепловизор. Поэтому очень важно максимально детально расписывать программы фондов.

3. Благотворительный фонд по закону имеет право использовать 20% собранных за год средств для административных нужд (содержание фонда, зарплаты). Желательно не использовать все 20% (или вообще их не использовать). Если потом будет обнаружено нецелевое использование средств (что вполне может быть при активной деятельности или когда появляются какие-то специфические запросы от получателей помощи), то под эти затраты можно обосновать спорные операции. Кстати, сумма предполагаемого хищения, в которой подозревают Корбана, составляет как раз около 20% от средств фонда.

4. Необходимо оформлять отношения с донорами средств и предусматривать, что фонд имеет право использовать пожертвования по его усмотрению.

5. Обысков по делу Корбана опасаться не следует. Стоит принять во внимание, что они могут быть, но волонтеры не являются целью следствия. Если обыски и будут, то с целью обнаружить доказательства, информацию, свидетелей. Вероятнее всего, роль волонтеров в этом деле будет только как свидетелей. Но все равно необходимо консультироваться с юристами и понять, какие могут быть вопросы у следствия и как на них отвечать.

6. Важную роль играет публичность. Это заставляет следствие следить за тем, что происходит с волонтерами. Также очень важна репутация фонда или волонтеров. Не надо скромничать и отказываться от благодарственных писем. Наоборот, их надо собирать.

Подробнее о проблемах законности в деятельности волонтерских организаций читайте в статье Аллы Котляр Зерна и плевелы: о "нелегальном" в волонтерстве в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".