Украинские министерства провалили второй этап финансовой децентрализации

23 мая 08:25

Минобразования, Минздрав и Минфин так и не смогли за пять месяцев реформы утвердить нормативы бюджетной обеспеченности регионов.

 

Реальной финансовой децентрализации в Украине так и не произошло, пишет в своем материале для ZN.UA Юлия Самаева.

Как отмечает автор, второй этап децентрализации, касающийся 100%-го финансирования делегированных государственных полномочий, был спущен на тормозах Министерством образования и Министерством здравоохранения, которые за прошедший год не удосужились создать нормативы бюджетной обеспеченности регионов.

Нормативы бюджетной обеспеченности должны быть утверждены на основе социальных стандартов, и утвердить их несложно: для этого нужно просто сесть за один стол представителям Минобразования, Минздрава и Минфина.

"На самом деле просто передать полномочия и дать на них денег "сколько есть" - это не децентрализация и не реформа, эта привычная форма взаимоотношений центральной и местных властей. Если государство возлагает на местную общину обязанность, например, обучить 1000 детей, оно должно определить, какие конкретно услуги должны предоставить местные власти, что будет показателем качества предоставления этих услуг, сколько денег необходимо для выполнения этой функции в каждом конкретном случае. Это и есть нормативы бюджетной обеспеченности", - пишет Самаева.

Она приводит примеры роста доходов местных бюджетов, о котором рапортуют власти. Так, за январь-апрель текущего года в общий фонд местных бюджетов, без учета трансфертов, поступило 28,8 млрд грн. Это - свыше 39,2% от годового планового показателя, утвержденного местными советами.

"Но не стоит обольщаться этими финансовыми победами, пока говорить о реальном успехе реформы рано. Если разобраться в сути вопроса, становится ясно, что показатели несколько завышены, а правительство (впрочем, не впервые) манипулирует цифрами. И когда Минфин говорит о 8 млрд грн дополнительных доходов, полученных местными бюджетами, то не случайно уточняет, что речь идет об общем фонде. Благодаря реформе фискальной децентрализации база общего фонда была расширена. Его поступления увеличились не только благодаря девальвационным процессам, но и передаче единого и экологического налогов и налога на недвижимое имущество из специального фонда. Так что увеличение "обеспечено" перекладыванием финансового ресурса из правого кармана в левый", - отмечает автор.

Подробнее читайте в материале Юлии Самаевой "Министерский саботаж децентрализации" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".