Психиатр рассказал о болезнях, от которых могут страдать ветераны АТО

19 декабря 17:40

Психическое расстройство часто может проявиться в особых обстоятельствах, которыми являются, например, армейская муштра, казарма, война.

 

Украинские ветераны, которые возвращаются с войны на Донбассе, могут страдать от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и других психических болезней.

Об этом ZN.UA рассказал известный украинский психиатр, профессор Анатолий Чуприков.

По его словам, ПТСР - это приобретенное психическое заболевание. В семье больного ПТСР - скандалы на грани разрыва: его никто не понимает, он меняет места работы, практически не работает и не зарабатывает, часто опускается на самое дно, прибегая к алкоголю или наркотикам.

Читайте также: Ветераны и инвалиды просят Кабмин не выплачивать за их счет судебные компенсации

"Большинство этих людей никогда не придут к психиатру. Но психиатры обязаны принимать в их жизни деятельное участие, и их помощь должна быть отделена от психиатрической больницы и психоневрологического диспансера. Для лечения пограничных состояний у воинов необходимо выстраивать лечебные учреждения вне системы здравоохранения. В Америке ветеранство - сфера, которая работает под Минобороны, в подведомственных ему лечебных учреждениях могут трудиться как психиатры, так и мобилизованы военные психологи. Наше Минобороны, создав лечебные учреждения для ветеранов, может использовать помощь кафедр психиатрии по всей стране. Психиатры уже пишут рекомендации к этому, но системы пока нет", - рассказал Чуприков.

"К тому же у воинов диагностируется далеко не только ПТСР. В лечебных учреждениях есть люди с серьезными психическими расстройствами. Кроме того, есть так называемая предрасположенность к некоторым психическим расстройствам. Диагностировать ее сейчас невозможно. Даже если бы мы нашли ген шизофрении и повсюду проверяли у людей ДНК, то оказалось бы, что среди лиц с такой подозрительной ДНК - множество сознательных граждан, которые прекрасно социально адаптированы, работают, имеют семьи, участвующих в политической жизни общества. То есть психическое расстройство довольно часто может проявиться в особых обстоятельствах, которыми являются, например, армейская муштра, казарма, война. Поэтому следует быть настороже", - отмечает психиатр.

По его словам, государство должно иметь специалистов, способных это диагностировать, чтобы "подхватить" человека, который добровольно ушел на фронт, и не дать его психике развалиться.

"Болезнь вроде минимальная, но в особых условиях подесятеряється, и человек возвращается с фронта с развалом психики. Возвращение в строй психически здоровых людей не происходит. Тогда как в мирной жизни, подлечившись, человек мог бы оставаться вполне в здравом уме и работящим, - а так он оттуда выпадает", - говорит Чуприков.

Напомним, в результате фактического самоустранения государства от регулирования деятельности добровольческих батальонов в этой сфере образовалась анархия.

Такое мнение в комментарии DT.UA высказал Кирилл Сергеев, председатель Общества ветеранов АТО, юрист, в течение мая - августа 2014 г. он воевал в легализованном в составе ВСУ "Айдаре", был командиром взвода.

Подробнее о государственной политике в отношении ветеранов АТО читайте в интервью с Анатолием Чуприковим "Марс атакует!", или Как вернуться с войны" в свежем выпуске "Зеркала недели".