Муженко блокирует создание сил спецопераций ВСУ из-за личной неприязни к начальнику спецназа Кривоносу

21 ноября 14:25

Несмотря на войну, реформа украинского спецназа полностью заблокирована военным командованием.

 

Генеральный штаб Вооруженных сил Украины до сих пор не подчинил Управлению специальных операций (УСО) ни одного подразделения и не допускает его самостоятельной работы. Начальник УСО ГШ полковник Сергей Кривонос уже более года не может получить все необходимые полномочия и находится в неопределенном статусе.

Одна из причин - "огромная личная неприязнь" начальника Генштаба ВСУ Виктора Муженко к Сергею Кривоносу, предшественником которого был друживший с Муженко генерал-майор Вячеслав Назаркин. Об этом в статье в ZN.UA пишет Юрий Бутусов.

"В чем причина конфликтной ситуации в Генштабе? Чтобы объяснить предысторию скандала вокруг учений в Яворове, надо обернутся назад. В этом скандале переплелись два мотива - кланово-бюрократический и коррупционный", - пишет Бутусов.

Он напоминает, что создание Сил специальных операций (ССО) - ключевой структуры в современной войне, является одним из главных проектов сотрудничества НАТО и Украины.

Читайте также: Муженко несет ответственность за все действия сил АТО в ходе Иловайской операции - Бутусов

Сегодня войска спецназа включают в себя два полка специального назначения - 3-й (Кировоград) и 8-й (Хмельницкий), а также два центра специальных операций - 73-й морской (Очаков) и 140-й (Хмельницкий). Это крупные силы - несколько тысяч человек.

"Вот только проблема в том, что ССО в Украине воевать по своему назначению не могут до сих пор. Да, идет война, а ни одной операции по ликвидации и захвату главарей террористов и российских офицеров, по уничтожению штабов, минированию дорог для "гумконвоев" и российских войск украинский спецназ не производит."

За время войны отдельные подразделения спецназа эпизодически выполняли те задачи, к которым их готовили, отмечает Бутусов. Но случаи, когда проводились засады и налеты, осуществлялись глубокие поиски, разведка в глубоком тылу, минирование дорог в тылу и уничтожение стратегических объектов противника, установка сигнальной аппаратуры, захват пленных - буквально единичны.

"Вместо выполнения задач, сосредоточения сил и средств для проведения специальных операций, спценаз на протяжении всей войны лишен возможности работать по специальности", - пишет Бутусов.

Он отмечает то, что спецназ сегодня делает то, что должна делать обычная пехота: "Вместо комплектования боеспособных подразделений сухопутных войск, Генштаб сделал спецназ любимой пехотой. Это было тем более удобно для пехотных генералов, что подразделения спецназа не имеют тяжелой техники и вооружения. То есть для их отправки в бой требуется гораздо меньше времени, и не возникает логистических проблем". А отсутствие компетентного и инициативного управления не позволяло бойцам проявить себя.

Большой проблемой стало недоверие личного состава к командованию.

Генерал-майор Виктор Назаркин, начальник УСО ГШ в начале войны, никаким авторитетом у личного состава не пользовался, поскольку был "обычным украинским военным чиновником мирного времени, который поднимался по карьерной лестнице благодаря клановым связям и кулуарным договоренностям, а не войнам и маневрам". Ни малейшего понимания целей и задач спецназа Назаркин не проявлял, грамотно планировать операции не мог.

"Бесполезные и неэффективные операции, игнорирование элементарной логики, большие потери (особенно, в ходе сражений в секторе "Д" в июле-2104 - ред.) вызвали серьезное недовольство личного состава, а генерал Назаркин подвергся серьезной критике общества. Но дружба с начальником Генштаба Муженко делала Назаркина неуязвимым.

Министр обороны Валерий Гелетей, в отличие от военного командования, не был связан с генеральскими кланами и имел возможность выстроить что-то новое и дееспособное. "Именно в сфере управления ССО Гелетей и его помощник Александр Данилюк сделали свое лучшее кадровое назначение - несмотря на недовольство Муженко, Гелетей добился у президента отстранения Назаркина и назначения на должность начальника УСО полковника Сергея Кривоноса", - пишет Бутусов.

По мнению Бутусова, назначение Кривоноса было "стопроцентным попаданием", потому что он действительно является одним из наиболее квалифицированных спецназовцев. И после его назначения появился реальный шанс провести настоящую реформу и создать Силы специальных операций.

Но отставка Гелетея привела к изменению ситуации в управлении ВСУ. Всю полноту полномочий по управлению войсками практически бесконтрольно получил в свои руки Муженко. Проблема в том, что начальник Генштаба "имеет огромную личную неприязнь к Кривоносу".

Как поясняет Бутусов, в июле 2014-го между Кривоносом и Муженко произошел персональный конфликт:

"Кривонос полтора месяца успешно руководил обороной Краматорского аэродрома с минимальным количеством бойцов. ... Однако это и стало причиной острого конфликта Кривоноса с военным командованием. Он заранее сделал доклад о подготовке бандой Гиркина выхода из Славянска и его возможных путях. В течение трех суток, пока Гиркин накапливал силы и совершал перегруппировку, Кривонос непрерывно давал координаты целей и требовал открыть огонь по плотным скоплениям боевиков. Увы, на применение артиллерии и минометов действовал прямой запрет Муженко. Никакие требования Кривоноса не помогали, хотя он применил весь лексический запас, чтобы убедить командование в необходимости решительных мер. Колонны Гиркина выходили в зоне визуальной видимости постов наблюдения, они были в прицеле артиллеристов, над ними летала украинская авиация, но… приказа открыть огонь так и не последовало. Когда Краматорск освободили, у Кривоноса с Муженко состоялся мужской разговор, свидетелями которого был ряд офицеров".

По словам Бутусова, с тех пор Кривонос "впал в немилость у злопамятного начальника Генштаба". Из-за этого Кривонос, являясь начальником УСО ГШ, уже более года не может получить все необходимые полномочия и находится в неопределенном статусе.

"Муженко не простил отстранение своего друга Назаркина. Он так и не разрешил Кривоносу получить все полномочия начальника УСО и не передал ему управление частями спецназа. Не вступив в должность, Кривонос был вынужден все решения проводить непосредственно через начальника Генштаба", - отмечает Бутусов.

Читайте также: Украине нужно перестать имитировать реформы в армии – Бутусов

Последний скандал связан с тем, что Генеральный штаб Вооруженных сил Украины заблокировал сотрудничество с представителями НАТО и сорвал начало военных маневров ССО в Хмельницком, организованное по планам НАТО и на натовские деньги.

"Источники, близкие к миссии НАТО в Киеве, сообщили, что за последние два месяца всякая работа и контакты двух экспертов НАТО по ССО в Украине и представителей командования Сил специальных операций США полностью остановлены. Начальнику Управления специальных операций Генштаба полковнику Сергею Кривоносу, который пользуется авторитетом у натовцев, запрещены контакты с миссией. Крайнее возмущение в НАТО вызвал приказ Генштаба ВСУ перенести запланированные с американцами маневры ССО Украины в Хмельницком на позднее время и на другой полигон - в Яворове, несмотря на то, что все было подготовлено для учений в Хмельницком", - пишет Бутусов.

По словам Бутусова, Муженко делает все, чтобы Кривонос сам подал в отставку из-за невыносимой атмосферы.

"Убрать начальника УСО открыто Муженко как хитрый аппаратчик не хочет - будет скандал, ведь Кривонос популярный командир. Поэтому делается иезуитский ход - Муженко замыкает контакты с НАТО на других сотрудников, а Кривонос исключается из игры. При этом ему выдвигаются обвинения, что он ничего не делает для развития контактов с НАТО и реализации программы ССО. Для общения с НАТО и представления стратегии построения ССО, которую полностью разработал Кривонос и его команда, назначаются другие люди. … Миссия НАТО выражает недоумение такими хаотичными и непонятными для них действиями, но вынуждена работать с теми, кого присылает Генштаб", - описывает ситуацию Бутусов.

По его словам, воспользовавшись устранением Кривоноса (после очередного скандала с выдвижением глупых обвинений, он попал в военный госпиталь с гипертоническим кризом), Генштаб затеял новую интригу и решил "эту золотую жилу осваивать самостоятельно".

"Зачем вырывать спецназ со своей базы и отправлять на другую в худшие условия, что приведет к снижению качества и к затратам лишних ресурсов? Ответ один: начальник академии и Яворовского полигона генерал-лейтенант Павел Ткачук - друг Муженко и командующего сухопутным войсками Пушнякова, решил сам "освоить" финансовые потоки от "дядюшки Сэма". 540 гривен в день умножить на количество людей и месяцев - это ж сколько можно на таком бюджете "распилить"? Большие деньги", - пишет журналист.

После встречи представителей НАТО в Киеве в эту пятницу скандальные решения Муженко и Пушнякова по переносу учений ССО в Яворов отменены. Учения пройдут по плану в Хмельницком.

Бутусов подчеркивает, что Муженко "стремится держать все и всех на ручном управлении", и подписание любого документа "стало сложным делом, требующим многодневных и многочасовых заседаний в приемной начальника Генштаба в очереди с другими офицерами-"терпилами".

Больше о ситуации читайте в статье Юрия Бутусова "Охотники, ставшие заложниками" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".