Корень "автомобильного конфликта" Молдовы и "Приднестровья" лежит в признании "МПР" стороной переговоров

20 января 19:20

"Приднестровье" видит в "малых шагах" Молдовы путь к признанию "ПМР", Молдова рассматривает этот, как компромисс. Малые шаги бывают трудными, когда непризнанное образование существует 28 лет.

 

В конце прошлой недели так называемый МИД Приднестровья заявил, что с 24 января "вводятся ограничения на пересечение государственной границы Приднестровья и Украины для всех типов транспортных средств, зарегистрированных в Республике Молдова и управляемых постоянно проживающими в Молдове гражданами, обладающими водительскими удостоверениями РМ".

Эту меру ввели в ответ на введение Молдовой ограничений на передвижение автомобилей из Приднестровского региона. Заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона Национального института стратегических исследований Артем Филипенко в своей статье для ZN.UA пишет, что судя по всему, Кишинев лишь временно пошел на попятную из-за неясной позиции Украины.

Примечательно, что в начале конфликта обе стороны апеллировали к позиции Киева. Так, Александру Фленкя ссылался на некие договоренности с Украиной. А "министр иностранных дел" Приднестровья Виталий Игнатьев заявлял, что проблем с украинской стороной нет, и автомобили из региона свободно проезжают в Украину, а заворачивает их как раз Пограничная полиция Молдовы.

Но уже позиция Киева прояснилась: Украина с 1 апреля не будет впускать на свою территорию автомобили с номерами непризнанного Приднестровья.

Эксперт подчеркивает, что Молдова не может решить эту проблему без поддержки Украины, а в частности, без контроля над приднестровским сегментом украино-молдавской границы.

В свою очередь, молдавские эксперты отмечают, что Украина увязывает вопрос открытия новых пунктов пропуска с решением спорных вопросов по демаркации украинско-молдавской границы. Речь, в частности, идет о двух участках - в районе молдавского порта Джурджулешты на Дунае и в районе Днестровской ГЭС-2. Последний - особенно проблематичен. В Молдове опасаются, что развитие сети гидроэлектростанций на верхнем Днестре может оставить столицу и многие другие населенные пункты без водоснабжения. Поэтому многое зависит от готовности Молдовы и Украины к компромиссам.

"Автомобильный конфликт" весьма поучителен для Украины. Он демонстрирует, насколько трудными бывают даже "малые" шаги, тем более в условиях, когда непризнанное территориальное образование существует уже более двух десятков лет. Причем, пока тормозится решение и других вопросов, по которым подписаны протоколы, например, восстановление телекоммуникаций. Возникла спорная ситуация вокруг закрытия счетов приднестровских предприятий в молдавских банках, так и не подписан протокол по итогам братиславской встречи в формате "5+2" в октябре прошлого года", - пишет Филипенко.

Эксперт предупреждает, что корень проблем лежит в решении многолетней давности, когда Приднестровье было признано стороной переговоров.

"С тех пор разными правительствами Молдовы в разных условиях были подписаны десятки протоколов и соглашений. При этом то, что в Кишиневе рассматривают как вынужденный компромисс (на который зачастую идут под давлением внешних партнеров, в том числе западных), в Тирасполе рассматривают как шаг к признанию ПМР. Каждый новый документ, подписанный предшественниками, создавал проблемы последующим переговорщикам. В итоге накопилась большая договорная база в несколько десятков, а то и сотен документов, которые в нужных условиях служат оправданием приднестровской стороне", - резюмирует эксперт.

Детальнее, чем поучителен для Украины "автомобильный конфликт" Кишинева и Тирасполя читайте в статье Артема Филипенко "Приднестровское урегулирование: такие трудные "малые" шаги" для издания "Зеркало недели. Украина".