Для распознавания попавшей в ловушку жертвы хищные растения научились считать - ученые

22 января 12:36

От попадания жертвы в ловушку и до ее съедения венерина мухоловка отсчитывает пять шагов.

 

Немецкие ученые под руководством Райнера Хедриха установили, что хищное растение венерина мухоловка использует арифметику для того, чтобы избежать "ложных срабатываний" своей ловушки. Об открытии ученых сообщает издание New Scientist.

Питательные вещества венерина мухоловка получает из мелких насекомых и паукообразных, которые попадают на его лист, превращенный в смертельную ловушку. При стимуляции чувствительных волосков в ней запускается электрический импульс, похожий на сигналы нашей нервной системы, и "капкан" захлопывается, начиная переваривание добычи. Оба эти шага энергозатратны, поэтому растение должно контролировать ловушку для того, чтобы не захлопывать ее впустую.

Авторы исследования имитировали попадание в ловушку мелкого насекомого. При этом исследователи следили за электрическими и химическими сигналами, которые следуют за каждым прикосновением. По словам Хендрика, "если вы не запаникуете, ловушка останется открытой. Но ведь, как и все, попав внутрь, вы начнете панически дергаться, стараясь вырваться, и станете задевать волоски снова и снова".

Первое раздражение чувствительных волосков еще безопасно. На втором ловушка сработает и закроется. Третье и четвертое прикосновения к ним заставляют растение выделять жасмоновую кислоту – гормон, который обычные растения выделяют при заживлении ран, оставленных растительноядными насекомыми. У венериной мухоловки этот гормон сигнализирует о начале выделения ферментов, необходимых для переваривания жертвы. После пятого прикосновения активируются системы всасывания питательных веществ.

Реальная жертва создает гораздо больше раздражений. По мнению ученых, каждое новое раздражение позволяет растению определить размеры насекомого.

Ранее сообщалось о том, что ученые смогли идентифицировать найденный древнейший ископаемый цветок. По их мнению, это Montsechia Vidalii, который рос на дне водоемов в Испании около 125 миллионов лет назад.