Конференция VETS — общий путь к гигантской цели

Автор : Ивона Костина
11 мая 16:25

Целевая аудитория клиентов, нуждающихся в психосоциальных услугах, не ограничивается только ветеранами.

 

Представьте себе, что "гиганты" вашего дела собрались на чай у вас дома. Все те люди, на чьи лекции вы когда-то натолкнулись на Youtube, а потом читали все, что они когда-либо публиковали, - сидят у вас на кухне и рассказывают сокровенные и смешные истории из собственной многолетней практики.

Вы забываете о чае и вкусностях, об имейлах и встречах - вы слушаете, потому что так не бывает! Но нет же, вот оно, происходит здесь и сейчас. Уверена, у каждого есть своя картинка в голове, от которой мурашки бегут по спине, и у каждого в воображении свои "гиганты".

Нам повезло. Наши "гиганты" сферы ветеранских дел провели два дня у нас дома - в городе, где для обозначенной сферы все начинается. Полгода назад такое событие в Киеве казалось мне возможным через два, а то и три года тяжелой ежедневной работы.

В октябре 2017-го мне представилась возможность посетить Форум канадского Института исследований здоровья ветеранов и военнослужащих (CIMVHR Forum) в Торонто. Тогда весь город был заполнен символикой Invictus Games (Игры Непокоренных - международные спортивные соревнования среди ветеранов) и 17 стран-участниц, среди которых впервые была команда Украины. Именно благодаря Invictus Торонто на неделю стало главным городом в вопросе ветеранских дел в мире. Здесь велись самые мощные и значимые диалоги и были представлены исследования, приоткрывающие занавес понимания процесса адаптации ветеранов к мирной жизни. Здесь дискутировали о ценностях, принципах, ошибках и мечтах огромного мирового сообщества, объединенного опытом войны. Так родилась мечта. Я очень четко представила этих конкретных спикеров в Украине, говоря об Украине и проводя исследования для Украины в мире.

Уже в Киеве мы с Джоном Бёрстлером, Лесей Василенко и Игорем Гончаренко решили воплотить, как оказалось, общую мечту в жизнь и поставили амбициозную цель - провести международную конференцию по ветеранским делам в нашем городе весной.

За день до ее официального открытия я писала участникам дискуссий, которые должна была модерировать на второй день. Среди приглашенных спикеров первой панельной дискуссии - Эндрю Гарш, ветеран и один из руководителей проекта Shaping Purpose из Канады, который год назад писал мне, что не планирует посещать Украину. Мы случайно на минутку пересеклись тогда в Канаде, а теперь я бегу на Костельную, чтобы встретиться уже в Киеве. Года ему оказалось достаточно, чтобы изменить планы.

Через полгода сотрудничества и переговоров 24 апреля в Киеве состоялось официальное открытие первой Международной конференции "Мировые практики интеграции ветеранов (Veteran Empowerment and Transition Summit - VETS)". Чтобы это стало возможным, все мы нарабатывали собственную репутацию как в Украине, так и за рубежом в течение четырех лет. Писали сотни мейлов и получали единичные ответы, собирали средства среди друзей, чтобы посетить международные события, и добывали в борьбе гранты для проведения исследований. Убеждали друзей и друзей друзей, что именно они должны купить билет и приехать в Киев, а также влюбляли их в Украину рассказами о том, каким достоянием наш новый опыт станет для мирового сообщества.

В первый день саммита мы погрузились в многообразие моделей государственной поддержки сферы ветеранских дел в мире, представили концепцию Министерства ветеранов в Украине, слушали представителей рабочей группы НАТО по вопросам перехода к мирной жизни, впервые посетившей Украину. Перефразируя, мы говорили о форме, которую следует придать системе ветеранских дел, - Госслужбы ли по делам ветеранов при Минсоцполитики, Министерства обороны или же Министерства ветеранов? Говорили также о принципах взаимодействия с другими государственными и общественными учреждениями в обозначенном контексте. Вместе с главным спикером блока о "Международном взгляде на военнослужащих в статусе ветеранов" доктором Карлом Кастро, председателем вышеупомянутой рабочей группы НАТО, выступили спикеры из министерств обороны Великобритании, Канады, Министерства социальной политики Украины, голландского Института ветеранов и даже южнокорейского Центра исследований социального обеспечения.

В коридорах зачастую звучала фраза: "Прикинь, Южная Корея!" Да, Южная Корея, а еще Норвегия, Дания, Соединенные Штаты, Британия, Нидерланды и Канада. И нам не верилось. Потому что, наверное, каждому организатору знакомо то ощущение, когда все время до события оно кажется таким невероятно далеким, во время самого события - тебе не верится, что все происходит "уже сейчас", а после его завершения вся магия становится будничностью.

Ник Трен - ветеран, возглавляющий HR-кампанию в Schlumberger, провел в пути из Техаса 30 часов из-за забастовки Air France, однако успел на собственное выступление.

Дилан Тит - ветеран, основатель Bastion, успел побывать на нашем Востоке и начал со слов: "Вы все еще, наверное, не успели проникнуться Украиной, но знайте: я люблю эту страну!"

Дэвид Фасинато - ветеран, член команды "Рубикон", рассказал, каким полезным опыт ветерана может быть в критических ситуациях.

Оксана Филоненко - руководитель проекта "Воину - достойная работа" от ЦЗСЛ, привнесла украинский контекст в дискуссию, однако из зала прозвучал контроверсионный вопрос: "Что привносят непосредственно рядовые пехотинцы на гражданский профессиональный рынок? Создается впечатление, что они, молодые и недостаточно образованные, владеют оружием и имеют завышенные амбиции".

Ответ Джона Бёрстлера, ветерана и соорганизатора конференции, не нуждался ни в каких комментариях: "Они появляются на рабочем месте раньше времени и остаются допоздна. Они быстрее учатся. Они безопасны, продуктивны, настроены на работу в команде, соблюдают субординацию. Вы редко найдете эти качества у гражданских работников-миллениалов. Миллениалы-ветераны могут привнести эти качества в гражданские компании".

Почему же возникают вопросы к сообществу ветеранов? Почему их считают теми, кто нуждается в помощи и не способен принести прибыль и пользу гражданскому рынку труда? К этому вопросу мы вернулись на второй день, работу которого построили иначе, поскольку хотели приблизить конференцию к локальному контексту, используя принцип дискуссии на ценностные темы. Мы углубились в наполнение. В вопрос, КАК предоставлять услуги и формировать подходы внутри сферы. Это были беседы о подходах к предоставлению психосоциальных услуг, о роли разнонаправленных структур - бизнеса, общественной сферы и государства - в построении процесса адаптации, об этике предоставления услуг и об образе ветерана в медиа, о доказательном подходе и автоматизации процессов.

Украинские модераторы направили беседу во внутренний контекст. В частности, из-за резонанса подхваченной СМИ цитаты А.Третьякова о "1000 ветеранах АТО, совершивших самоубийство" дискуссия об "Образе ветерана и формировании положительного наратива в медиа и обществе" получилась бойкой и наполненной инсайтами. Спикеры подчеркивали важность проверки фактов и цифр. К сожалению, мы мало знаем о собственном ветеранском сообществе. Нет исследования качественных показателей и, в частности, валидной информации о реальном количестве самоубийств именно среди ветеранов АТО. Образ ветерана, сформированный СМИ на сегодняшний день, содержит угрозу для гражданского населения, объективирует ветерана в процессе его/ее же собственного возвращения к гражданской жизни и пестреет ярлыками и суждениями. Международные и украинские эксперты сошлись во мнении, что злоупотребление термином ПТСР как маркером сообщества является вредным, сделав ударение, что посттравматическое стрессовое расстройство - лишь одно из возможных, однако не обязательных психологических последствий участия в боевых действиях. Злоупотребление им, вызванное недостаточной осведомленностью представителей СМИ, приводит к стигматизации сообщества. Вместе с тем исследования показывают, что положительная идеализация (не путать с героизацией) оказывает качественное влияние на уровень сообщества, которого она касается.

В ходе дискуссии о подходах к предоставлению услуг спикеры наиболее активно обсуждали, как сделать их для ветерана доступными не принуждая к ним, а поощряя. Каким образом выстроить систему так, чтобы услуги были доступны именно тогда, когда ветеран сам решит обратиться за поддержкой. Ведь для ветеранского сообщества чрезвычайно важны стабильность и надежность того, кто предоставляет услуги, его готовность ждать и принимать клиента в удобный для него жизненный период.

Дальше беседа перешла к вопросу локализации профессиональной экспертизы. Ситуация выглядит таким образом, что на данном этапе подавляющее большинство специалистов сосредоточено в негосударственной сфере. Здесь у них больше возможностей для образования и исследований, для роста через сотрудничество с другими организациями. Что же происходит, когда такие специалисты переходят в государственные органы? Вынужденные придерживаться имеющихся руководящих документов, военные психологи Минобороны, например, часто не успевают непосредственно работать с личным составом, поскольку должны составлять отчетную документацию, которая никоим образом не способствует развитию их компетенций. Психолог, бывший работник МО Ольга Швец подтвердила, что специалисты не задерживаются в госорганах и выбирают частную практику как более эффективную для клиента: "Сложно быть в системе, когда видишь чуточку шире. Когда понимаешь, что прийти на работу и отписаться какой-то бумажкой - это не самое главное. Важнее понять, что когда военнослужащий выйдет из рядов Минобороны и ВСУ, он окажется в гражданском обществе, и там с ним также нужно будет сотрудничать. И, возможно, нужно сделать больше сейчас, чтобы потом последствий было меньше. Система на самом деле движется, но очень медленно".

Незапланированно второй день завершился там же, где и первый, - в "Пицца Ветерано". Под пение президента Всемирной ветеранской федерации, смешные истории Хади Марчера из Института бодинамики и большую американскую тусовку.

В течение двух дней конференции мы поняли кое-что важное: благодаря опыту и многолетней работе наших зарубежных коллег мы получили уникальную возможность стартовать с места, к которому они подвели сферу. Мы становимся частью большой и мощной группы деятелей, мечтателей, ученых и исследователей. Мы становимся субъектом живого международного диалога, который не имеет границ и временных рамок. То, что произошло, значительно больше, чем просто конференция. Этот диалог не о фото с "гигантами", а о пути к общей гигантской цели - понять алгоритмы перехода из закрытого культурного сообщества в открытое, глобализованное сообщество гражданского общества на примере перехода из статуса военного к ветерану. О том, как людям разного опыта научиться находить точки соприкосновения и выводить в приоритет то, что нас, разных, объединяет.

Уже после конференции мне представился случай поужинать в компании доктора Дэвида Олбрайта из Университета Алабамы. Он впервые посетил Украину, однако был был в курсе контекста, что дало возможность начать знакомство с истории последних четырех лет. Я делилась не только собственным опытом, но и работой команды в течение этого времени, историями ветеранов, о которых знаю из реализованных публичных проектов, планами на развитие сферы в Украине. Мы обсуждали путешествие в Данию в 2015-м и впечатление от CIMVHR, где я впервые ознакомилась с его работой. На самом деле г-н Олбрайт является одним из тех "гигантов", которых я более всего ждала в Украине. Мы разговаривали о разных ветеранах, разных конфликтах и разных обществах, в которые они возвращаются. Разговаривали, основывая собственные тезисы на разном предыдущем опыте и вместе с тем - об одном и том же, используя одинаковые формулировки и похожие параллели. И это ощущение - невероятное.

Он спросил, что может дать нам международное сообщество. К счастью, за два дня дискуссий я успела сформировать собственное видение: это - признание важности опыта, который сейчас приобретает Украина; поддержка научной деятельности; образование.

Я убеждена, что именно в такой последовательности мы сможем закрепить и усилить собственную позицию в данной сфере. На самом деле мы владеем уникальным опытом, который пригодится многим нашим коллегам. Однако не все так хорошо. К сожалению, от многих украинских спикеров мы слышали о проблемах, с которыми они сталкиваются в работе, и почти не слышали о возможных решениях. А они есть. Мы уже наблюдаем и формируем явления, интересные далеко за пределами нашего местного контекста. Осталось только овладеть профессиональным научным языком, чтобы рассказывать об этих явлениях на достойном уровне взаимопонимания.

В ходе выступлений международных коллег неоднократно звучали утверждения о важности профессионального опыта, накапливаемого негосударственным сектором. О сотрудничестве между бизнесом, общественными организациями и государством, а также об обмене опытом среди всех этих субъектов. Украинские госслужащие подхватили тезисы, однако недостаточно владели информацией о том, что на самом деле предлагает общественный сектор. Представители госорганов не смогли аргументировать важность подобного сотрудничества, которое является очевидным, и предложить алгоритмы, по которым оно должно происходить. Если присмотреться, такие алгоритмы существуют. Например, в Дании государство взяло на себя роль координатора. Ветеранский центр формирует политику и изучает нужды сферы, а реализация заказа происходит за счет человеческих ресурсов негосударственного сектора. Такие подрядчики выбираются на ежегодной конкурсной основе и обязаны отчитываться по качественным показателям в конце каждого финансового периода. По качественным, а не количественным, более привычным для Украины показателям. В нашей реальности государство, идентифицируя проблему, несет полную ответственность за ее решение, хотя не владеет достаточным профессиональным ресурсом и лабильностью. Государственные структуры на данном этапе не способны динамично реагировать на потребность сообщества и не имеют механизма изучения актуальности потребностей ветеранов.

Два дня я погружалась в выступления настолько, насколько позволила роль соорганизатора, и пришла к выводу, что для динамического развития качества сферы психосоциальных услуг в Украине нужны следующие шаги.

Во-первых - изменить формат предоставления психосоциальных услуг, то есть передать ответственность за предоставление услуги от государства третьим субъектам, а именно - частным компаниям и общественным организациям, с сохранением за государством функции координирования тех, кто предоставляет услуги. Государство должно признать реальное положение вещей, а именно - преимущество концентрации качественного профессионального опыта в общественной сфере. Это на самом деле существенно упрощает задачу: при наличии третьих лиц, готовых предоставлять услуги, государство может сформировать заказ и требования к критериям оценивания качества предоставленных услуг. С масштабной задачей координирования общественной сфере будет сложно справиться своими силами. Государство должно стать организационным партнером, а не единственным субъектом предоставления услуги. Я хочу верить, что создание Минвет как единого координационного государственного органа станет правильным шагом в направлении формирования рабочей стратегии и программы предоставления психосоциальных услуг. Вместе с тем есть понимание, что команда новообразованного министерства должна будет отвечать высокому уровню ожиданий целевой аудитории и будет находиться под придирчивым надзором сообщества. Звучит как сложный вызов.

Во-вторых, для формирования государственной политики в этой сфере нужно провести комплексные многоуровневые исследования тенденций и нужд целевой аудитории. Так мы сможем обнаружить пробелы в сфере, реальный запрос и приоритетность услуг, а также основывать политику на доказательном подходе. Такой шаг не только сэкономит государственный ресурс, сократив количество льготных позиций и перенаправив свободные средства на более актуальные программы, но и повысит эффективность уже предоставляемых необходимых услуг, углубив понимание их предоставителями собственных клиентов. На последней панельной дискуссии при участии и модерации украинских ветеранов Леонид Остальцев (владелец бренда Veterano Group) аргументировал это так: "Мне, как ветерану, участнику боевых действий, человеку, который занимается предпринимательской деятельностью, необходимы реформы. Какие? Что бы сделал я и что бы я хотел, чтобы сделало Минвет? Я бы хотел, чтобы бесплатный проезд в маршрутке и автобусе мне заменили обязательным ежемесячным посещением психолога или психотерапевта. Я бы хотел, чтобы вместо бесплатного полета туда и назад был создан Дом ветерана, где я мог бы провести некоторое время, когда мне срывает кубанку".

Напоследок мы должны признать, что целевая аудитория клиентов, нуждающихся в психосоциальных услугах, не ограничивается только ветеранами. Канада ввела формулировку "Семья - это часть операционной состоятельности военного". Мировое сообщество сейчас активно работает над созданием отдельных услуг для семьи ветерана, во многих случаях начиная еще с первого этапа службы. Травматизация семьи происходит иначе, чем военного, и семья нуждается в отдельном персональном подходе. К счастью, "Побратимы" и ряд партнерских организаций начали воплощение программ для семей ветеранов еще в 2017-м, однако таких усилий мало.

Предлагаемые шаги - далеко не исчерпывающий перечень, однако без них любые другие действия не будут эффективными. Воплощение качественной системы предоставления психосоциальных услуг будет требовать от всех представителей сферы высокой лабильности, ответственности и решительности. И я верю, что прецедент формирования сферы ветеранских дел может стать примером для реформы социальных услуг и для других социальных групп.

Украина, о которой я мечтаю, - это страна, в которой государство акцентирует внимание на эффективном использовании ресурсности собственных граждан, а не воспринимает их как проблему, с которой необходимо справиться. И я верю, что мечта осуществится скорее, чем это можно себе представить.