В Украине нет единого понимания, какое именно урегулирование в Донбассе можно считать победой

13 февраля 17:48

Говорить о реинкарнации приднестровского "плана Козака" в Украине наивно, считает Енин.

 

"План Козака" в Молдове предусматривал сохранение на 20 лет российского военного присутствия, Молдова должна была превратиться из унитарного государства в федерацию, а Приднестровье и Гагаузия получали статус субъектов федерации с правом вето на ключевые вопросы внутренней и внешней политики, пишет в своей статье для ZN.UA эксперт Украинского института будущего Евгений Енин.

Автор отмечает, что интеграция в НАТО и ЕС должна была исчезнуть с повестки дня Молдовы, согласно "плану Козака".

"В-третьих, русский язык получал в Молдове статус второго государственного/официального. В-четвертых, дополнительный тайный протокол предусматривал гарантии сохранения в Приднестровье российской собственности (приобретенной в результате так называемой приватизации), оплату Молдовой многомиллиардного долга за потребленный Приднестровьем российский газ, а также гарантии безопасности пророссийскому руководству Приднестровья, включительно с руководством местных спецслужб", - продолжает Енин.

Эксперт добавляет, что "план Козака" был парафирован сторонами – даже в двух разных редакциях, – но так и не подписан.

Тогдашний президент Молдовы Владимир Воронин, сам или с помощью западных партнеров, в последний момент осознал, что такая цена урегулирования конфликта несовместима с дальнейшим существованием Молдовы как суверенного государства. Твитнуть Поделиться

"В 2008 году Воронин почему-то изменил свое мнение по этому вопросу, но России и тогда не удалось протолкнуть свой "план Козака-2" (приднестровские элиты, несмотря на якобы полную зависимость от России, сорвали переговоры, "слив" западным партнерам российско-молдовский тайный план урегулирования), а Воронин очень скоро после этого навсегда исчез с политической сцены", - продолжает автор.

Енин пишет, что говорить о возможности реинкарнации "плана Козака" в Украине было бы наивно.

"Любой, самый тайный план урегулирования конфликта должен иметь "дорожную карту", реализация которой предусматривает ряд этапов. В том числе изменения в Основной Закон, выборы, переходный период и т.п., на что понадобится, как минимум, полтора года (при условии, что все внешние и внутренние игроки четко будут вкладываться в установленные временные границы, что нереально). Урегулирование конфликта всегда предполагает компромиссы, а в нашем государстве нет единого понимания, какое именно урегулирование можно считать победой (в Днепре таковым будут считать одно, а во Львове или Одессе - совершенно другое)", - отмечает эксперт.

Мирный процесс и постконфликтное восстановление очень дорого стоят, и без понимания источников наполнения реинтеграционного фонда обречены на провал. Твитнуть Поделиться

"Коррупция и теневая (черная) экономика конфликта формируются, буквально, за месяц-два после его начала, но становятся надежным "предохранителем" от каких-либо попыток урегулировать конфликт извне (план поступления черных сверхприбылей от разного рода схем в Донбассе расписан на годы вперед, и он не предусматривает никаких форс-мажорных обстоятельств вроде мирных инициатив)", - предупреждает Енин.

Детальнее о том, реален ли "план Козака" для Донбасса, читайте в статье Евгения Енина "Приднестровские уроки для Украины" для ZN.UA.