Для реформирования судопроизводства необходимо изменить Конституцию – Ставнийчук

19 апреля 08:25

Венецианская комиссия не раз отмечала, что потенциал действующей Конституции для коренных изменений в судебной власти исчерпан.

 

Новые подходы требуют реформирования не только общей судебной юрисдикции, но и прокуратуры и Конституционного суда
Новые подходы требуют реформирования не только общей судебной юрисдикции, но и прокуратуры и Конституционного суда

Существующие нормы Конституции не позволяют устранить причины и условия, которые привели к тому, что суды в Украине несправедливы, недоступны для граждан, зависимы от других властей, а также коррумпированы.

Об этом в статье для ZN.UA пишет Марина Ставнийчук, бывший руководитель главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации администрации президента Украины.

Со времени принятия Конституции Украины 1996 г. Венецианская комиссия только на конституционном уровне предоставила нашему государству 13 заключений, а за последние несколько лет - семь заключений по специальному законодательству в сфере судоустройства и правосудия. Все это время наши европейские партнеры доказывают: потенциал действующей Конституции Украины для коренных изменений в судебной власти исчерпан.

В связи с тем Украине, как отмечает автор, должна, прежде всего, внести изменения в Конституцию и лишь на основе обновленного Основного Закона формировать новую законодательную базу судоустройства, статуса судей, судейского самоуправления и т.п.

"Изменения должны затрагивать не только раздел VIII "Правосудие" действующей Конституции, но и отдельные положения II, IV, V, VII, а также XII разделов Основного Закона, так сказать "правовой гармонизации". Ведь новые подходы требуют реформирования не только общей судебной юрисдикции, но и прокуратуры, Конституционного суда Украины и т.п.", - отмечает Ставнийчук.

В частности, необходимо дополнить положения статьи 55 Конституции принципами, вытекающими из статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (право лица на справедливое и публичное рассмотрение его дела в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом), а также правом на апелляционное обжалование для лица, вина которого в совершении преступления установлена судом.

Кроме того, ключевые направления конституционных принципов реформирования судебной ветви власти, как подчеркивает юрист, также должны касаться следующих аспектов:

"- доступа к профессии судьи и судейских должностей, возможности обеспечения форм участия народа в отдельных определенных законом случаях;

- обеспечения независимости и профессиональности при осуществлении правосудия, конституционно-правовых гарантий процессуальной независимости судьей и невозможности субъективных влияний, установления юридической ответственности за влияние на судью; оптимизации эффективной системы судейского самоуправления;

- приведения системы правосудия к стандартам справедливого, публичного рассмотрения дел в течение разумного срока непредубежденным независимым судом, установленным законом;

- системы, основ и принципов судоустройства;

- использования дополнительных судебных юрисдикций и медиаторских процедур для расширения возможностей реализации права граждан на судебную защиту".

Вместе с тем одним из важных вопросов будущего конституционного регулирования должно стать четкое внедрение международных стандартов в вопросе непривлечения судьи к ответственности за правовые позиции, изложенные в судебных решениях, за оценку доводов, аргументов сторон.

Также полномочия ВСЮ как постоянно действующего органа должны определяться исключительно Конституцией.

Подробнее о необходимых изменениях в Конституцию для качественного реформирования судопроизводства читайте в статье Марины Ставнийчук "Судебная реформа "наизнанку"" для ZN.UA.