ЯЩИК ПАНДОРЫ КРЫМСКОЙ ТАМОЖНИ

Автор : Лиля Буджурова
18 декабря 00:00

«Используя служебное положение, отдельные руководители таможен принимают непосредственное учас...

 

«Используя служебное положение, отдельные руководители таможен принимают непосредственное участие в разработке и реализации каналов контрабандного ввоза в Украину предпринимательскими структурами больших партий товаров народного потребления, что приводит к значительным экономическим потерям государства. Только по крымской региональной таможне бюджет потерял почти 15 млн. долларов США».

Юрий Кармазин - председатель комитета ВР Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранной деятельности и борьбы с оргпреступностью и коррупцией. «Политика», №36 (109), 25 ноября 1998 r.

Крымскую региональную таможню не зря называют ящиком Пандоры. Если приподнять туго пригнанную крышку, из него выйдет немало захватывающих, а потому небезынтересных для любопытного взгляда тайн. До сегодняшнего дня секреты крымского таможенного двора умело скрывались. И не только потому, что они бьют по самым высокопоставленным лицам, в числе которых начальник Крымской региональной таможни, а с недавнего времени член коллегии ГТС Украины Александр Тютюнник, но и потому, что их цена исчисляется миллионами долларов.

Все, с кем я говорила по этому поводу: депутаты, госчиновники, сотрудники правоохранительных органов, как выяснилось, знают много фактов, доказывающих, что Крымская таможня - далеко не «чистилище для контрабандистов», но в роли легкомысленной жены Эпиметея - гречанки Пандоры проверять себя не спешат. Одни ссылаются на служебную тайну, другие многозначительно показывают пальцем вверх, третьи - самые откровенные - говорят просто: «Мне еще жить не надоело». Хочу предупредить сразу, автору этих строк также не чужды простые человеческие слабости, в том числе и привычка любить себя, потому на всякий случай имеющиеся у него документы лежат в ожидании «часа X» в надежном месте.

Итак, эпизод первый. В одном из официальных пресс-релизов прокуратуры Крыма сообщалось, что в течение 1996 года на посту «Крым-Паром» Керченской таможни происходило фиктивное таможенное оформление автомашин, перевозивших в Россию спирт. Из 117 машин, зарегистрированных в журнале контроля за экспортными грузами Керченской таможни, пересекли российскую Темрюкскую таможню лишь 3. Остальные остались дома, естественно, без возвратного таможенного оформления, и 1,365 млн. литров спирта, ставшего контрабандой, унес из государственной казны в чей-то шустрый карман 1 миллион 340 тысяч долларов. Когда прокуратура автономии возбудила по факту контрабанды уголовное дело, знающие люди говорили: «Придется теперь керчанам распрощаться с таможенным начальником Козловым», и были правы. Виктор Козлов действительно простился с родным городом… его, по-отечески, не заметив миллионный спиртовый казус, взял к себе в замы начальник Крымской региональной таможни Александр Тютюнник. Имя Козлова еще выплывет в нашем авантюрном романе, а пока эпизод второй.

В январе этого года фирма «Шельф-Юг» (вполне процветающая тогда в соцветье группы компаний «Шельф», одним из руководителей которой был находящийся сейчас на «заслуженном отдыхе» в колонии строгого режима Сергей Воронков) по контракту с венгерской фирмой «Perfect Trading LTD» обязалась оказать услуги по хранению, таможенному оформлению и вывозу в Россию аудио-и видеокассет «Raks Ticaret A.S.» турецкого производства. Крымская региональная таможня, которой законом полагалось изучить характер этой внешнеэкономической сделки, произвела регистрацию контракта и дала письмо-согласование для оформления процедур на Евпаторийской таможне, таким образом взяв операцию на контроль (письмо это, правда, было как-то странно подписано: рядом с фамилией начальника КРТ Тютюнника стоит почему-то подпись его зама Козлова). В течение двух месяцев на пароме «Улусой-2» рейсами «Зонгулдак - Евпатория» через таможенную границу Украины прошли 42 турецких крупнотоннажных автомашины с 3 807 880 шт. аудио и 2 699 350 шт. видеокассет на заявленную сумму в 500 тыс. долларов США.

Обычное в общем дело, можно сказать, мелкое. Ну разве что возникает несколько вопросов. Зачем было так по-мазохистски усложнять маршрут перевозки (груз из Турции попадает в Украину, здесь некоторое время «хранится», а потом направляется в Россию), когда гораздо проще и дешевле можно было оформить транзит из Турции в Россию? Почему в зарегистрированном контракте явно подакцизный товар назван «имуществом»? Как могло случиться, что указанная в инвойсах стоимость этого «имущества» (аудиокассета - 0,03-0,04 долл., видеокассета - 0,08-0,26 долл.) оказалась в 10-12 раз меньшей, чем минимальная таможенная стоимость этого вида продукции, установленная Кабмином Украины? Почему, несмотря на все эти несостыковки, член коллегии Гостаможслужбы Украины, государственный советник таможенной службы 3 ранга А.Тютюнник предлагает своим евпаторийским подчиненным, засомневавшимся в законности операции, все-таки оформить сомнительный груз? А вслед за ним выясняет отношения с таможенниками гендиректор «Шельф-Юга» В.Анохин, напоминая, на что их «нацеливает начальник Крымской региональной таможни»?

Вопросы эти вовсе не риторические, учитывая, как сообщил руководитель пресс-службы прокуратуры АРК Анатолий Титарчук, что по вышеприведенным фактам возбуждено уголовное дело по ст. 70 УК Украины (контрабанда в крупных размерах) и арестован, как вещественное доказательство, товар на сумму 260 тыс. долл. Ничего больше того, что имя Александра Тютюнника «выплывает» в этом деле и он официально вызывался для дачи показаний, из прокуратуры «выжать» не удалось, поэтому остается ссылаться на данные собственного расследования

Они таковы: «венгерская» фирма «Perfect Trading LTD» никогда не была зарегистрирована в этой стране (зато существует одноименная оффшорная компания на Британских Виргинских островах), а указанный ею в контракте адрес в Будапеште принадлежит Центрально-европейскому международному банку.

Следовательно, ее контракт с «Шельфом» является попросту поддельным документом. Об этом можно узнать в Национальном центральном бюро Интерпола в Украине, на что у руководства КРТ, видимо, не было времени.

Фиктивная фирма, заявившая к таможенному оформлению предметы, являющиеся подакцизным товаром, как «имущество для временного ввоза», вероятно, из чистого альтруизма, освобождалась от таможенных платежей и от предъявления на пункте пропуска через границу предварительной акцизной грузовой таможенной декларации. Если к этому прибавить заниженную в 10-12 раз стоимость товара, «чистая» цена сделки - 5 млн. дол., а потери государства по вине таможни предоставим подсчитать специалистам.

Эпизод третий. Днепропетровская фирма «Эксимтранс», имея в родном городе свою таможню, но предпочитая оформлять внешнеэкономическую деятельность в Крыму, в течение 1997-1998 годов 28 раз растамаживала здесь солидные грузы с товарами народного потребления, закупаемые отдельными гражданами в Турции. Все было прекрасно, пока в минувшем апреле при досмотре очередной партии не выявились некоторые загадочные обстоятельства. При прохождении через границу Украины с товаром все было в порядке, но когда он попал на растаможку в Симферополь - поле влияния штаб-квартиры Крымской региональной таможни, с ним начало происходить что-то сверхестественное. Мало того, что менялись цена, количество и наименование товаров, он буквально поражал гигантоманией. Не поверите: вес одной наволочки составлял 21,7 кг (пуховая подушка тянула всего на 11, но если надеть наволочку, под нее вполне можно было класть нелюбимую тещу), мужская рубашка - 13 кг, пижама женская - почти 4, а резинка для нее 9,5 кг. Это еще что, 1 пара носков весила 15,5 кг, хорошо еще брюки - всего 5,9 кг. Представляете такого Гулливера, в существование которого поверили (явно страдающие манией лилипутства) симферопольские таможенники, подписавшие такие документы?

Кстати, этот забавно-уголовный факт недавно был обнародован (конечно, без подробностей) самим начальником КРТ в «Крымской газете». А. Тютюнник заявил, что ряд его работников уже понесли суровое наказание. В том же материале с символическим названием «Порядок в державе начинается с порядка на таможне» он подтвердил между делом, что «фирма днепропетровская, но работает тут» и объяснил - «было открепление». При этом Александр Олесьевич почему-то умолчал, что это открепление подписано ни кем иным, как тем же его замом - Виктором Козловым, уже знакомым нам по первым двум эпизодам.

Как бы то ни было, «тяжелый» случай стоил государству 424971 тысячу, но это только один доказанный прокуратурой факт. Если эту сумму умножить на 28 прежних бизнес-туров «Эксимтранса» (один Аллах знает, сколько «железобетонных» наволочек пропустили симферопольские таможенники), то получится очень большая дырка от бублика в госказне в более 10 млн. грн.

Сравнить с этим рокфеллеровским размахом можно, пожалуй, лишь только дело об «унитазной валюте», когда десятки тысяч незадекларированных долларов гуляли по контрабандному каналу полуострова... в туалетных контейнерах рейсовых самолетов. В порту пребывания, в зоне таможенного контроля их ждал автомобиль-ассенизатор, который беспрепятственно вывозил дурно пахнущие деньги мимо блюстителей границы. Остальное - просто мелочь. К примеру, Арбитражный суд Крыма 31 августа взыскал с Крымской региональной таможни 4,818 тыс. грн. и кроме того обязал оплатить нанесенный фирме «Сафиназ» ущерб в размере 24 094 грн. В постановлении суда было сказано, что должностные лица КРТ принуждали фирму оплатить таможенные сборы за импортируемые цветы, исходя из суммы, в 10 раз превышающей реальную стоимость. 7 октября такое же решение, но теперь о взыскании 165 320 грн. в пользу СП «Озенбаш», торговавшего мукой. Или уголовное дело по фирме «С.О.К.», экспортирующей в Турцию шкуры, а оттуда импортирующей обувь. КРТ оформляла шкуры (на сумму 702 474 грн.) как «давальческое сырье», то есть без оплаты пошлины, и так же беспошлинно пропустила назад 42 931 пару обуви (836153 грн.)

Возможно, другие секреты, которые пока хранит ящик Пандоры Крымской таможни, столь же «дорогие». Возможно, они вовсе не являются секретом для тех, кому по должности положено раскрывать такие тайны и печься о государственных интересах. Вероятно, это уже другой «черный ящик». И все-таки есть еще одна тайна, которая ну просто не дает покоя. Как могло случиться, что уже после возбуждения ряда уголовных дел, связанных с Крымской таможней (в то время как специальному парламентскому комитету известно о 15 миллионах долларах, потерянных для бюджета в этой епархии), ее начальник - Александр Тютюнник 20 июня 1998 года был введен в состав коллегии Государственной таможенной службы Украины?

От редакции: В ходе работы над материалом автор, используя свое право, зафиксированное в ст.32 Закона Украины «Об информации» и ст. 26 Закона Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) Украины», обратился с запросом в Евпаторийскую таможню. 7 декабря был получен официальный ответ, подтвердивший достоверность изложенных эпизодов.