Возможно ли победить коррупцию в Украине?

Автор : Олег Шубин
11 декабря 16:46

Недавно весь мир отмечал день борьбы с коррупцией. Согласно рейтингу, обнародованному недавно Transp...

 

Недавно весь мир отмечал день борьбы с коррупцией. Согласно рейтингу, обнародованному недавно Transparency International, из 180 стран, где первое место отдано наименее коррумпированной стране, а последнее, соответственно, — самой коррумпированной, Украина заняла 146-ю позицию. Рядом находятся Камерун, Эквадор, Кения, Сьерра-Леоне, Восточный Тимор, Зимбабве.

Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий использование должностным лицом властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. В отличие от западных демократий, коррупция в Украине носит системный характер — ею пронизан весь государственный аппарат. Взятки берут все: от рядового инспектора ГАИ до министров. О масштабности коррупции в стране свидетельствуют и данные социологического опроса: 46,6% респондентов отметили, что в2009 году им приходилось давать взятки. По мнению многих экспертов, именно коррупция является фактором, который мешает развитию украинской экономики. Тотальный характер этого явления создает некомфортные условия для ведения бизнеса и существенно снижает инвестиционную привлекательность страны.

Каким же образом бороться с коррупцией? Если главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, то основным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. Разоблачать призваны правоохранительные органы, а наказывать — суды. И если первые хоть кого-то ловят за руку, то до реального наказания в судах дело не доходит. На заседании Кабмина, прошедшем в минувший вторник, министр внутренних дел Юрий Луценко констатировал: большинство дел, передаваемых в судебные инстанции, не рассматриваются должным образом, а преступники не наказываются адекватно совершенному ими преступлению. Причина банальна: украинская судебная система является одной из самых коррумпированных в государстве. И судьи берут взятки за то, чтобы за взятки не наказывать. Более того, самые большие взятки берут руководители этих судов. Налицо замкнутый порочный круг.

О коррупции в судебной системе постоянно говорят в прокуратуре, МВД, Кабинете министров, секретариате президента. Одним из самых громких стало в последнее время расследование деятельности уже бывшего председателя Львовского апелляционного административного суда Игоря Зварыча. Правоохранительные органы провели обыск в кабинете судьи и обнаружили больше миллиона долларов и два миллиона гривен. Уже около года Зварыч находится под стражей, прокуратура и СБУ ведут расследование, но до суда дело пока так и не дошло.

На прошлой неделе стало известно об обыске в кабинете председателя Одесского хозяйственного суда Валентина Продаевича. Обыск прошел в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту отчуждения имущества государственной судоходной компании «Черноморское морское пароходство» (на сумму 400 млн. грн.). Между тем о подозрениях в отношении этого судьи уже не раз писали СМИ. Так, будучи еще в статусе судьи Одесского хозяйственного суда, Продаевич вынес решение, которое «помогло» незаконно получить мнимым кредиторам одесское ОАО «Центролит». Схема, по которой имущество завода перешло в третьи руки, в общем-то не нова: тот, кто инициировал дело о банкротстве предприятия, тот его и получил. Инициаторы заполучили завод практически бесплатно — лишь под «обязательства погасить мизерные долги в течение пяти лет». Многократные обращения трудового коллектива к президенту ни к чему не привели. («ЗН» №49, 2002 г).

Уже не один год длится эпопея с председателем Николаевского хозяйственного суда Юрием Ковалем. Как сообщало МВД, его задержали еще в ноябре 2007 года за получение взятки в особо крупных размерах. Позже по санкции генпрокурора в кабинете председателя суда провели обыск, в ходе которого были обнаружены большие суммы денег. Генеральная прокуратура приняла решение о возбуждении уголовного дела. Однако уже 6 февраля Апелляционный суд г. Киева отменил это решение «в связи с недостаточной доказательной базой». Надо отдать должное: Верховный суд Украины в октябре 2008 года принял решение оставить в силе решение о возбуждении уголовного дела. Поддержали арест Коваля и депутаты Верховной Рады — 398 голосами «за» парламент дал согласие на его арест, что и было осуществлено в декабре 2008 года. Ведется следствие.

Можно ли разорвать порочный круг коррупции в судебной системе? Вопреки утверждениям скептиков, можно.

Так, по мнению Игоря Дрижчаного, экс-главы СБУ, а сегодня руководителя антикоррупционных программ Центра им. А.Разумкова, эффективным способом является ужесточение санкций за коррупцию в судейских рядах. Дрижчаный считает, что в первую очередь следует упразднить бессрочное назначение судей, а также «ввести дисциплинарную ответственность за неверные решения: опротестовали два приговора в судах высшей инстанции — свободен». Причем без права занимать пост судьи, прокурора или адвоката. В этом случае, по мнению Дрижчаного, «судьям неповадно будет принимать заранее «оплаченные» решения и нивелировать профессию».

Конечно, только одним ужесточением санкций дело не решить. Ведь коррупция носит системный характер. Нужна четкая государственная программа борьбы с коррупцией, которая должна быть не декларативной, а содержать внятно прописанный алгоритм действий с указанием ответственных лиц. Ответственность за реализацию всей программы должна быть персональная, а уровень ответственного — не ниже премьер-министра. Один из ключевых элементов данной программы — доведение следствия по зварычам, продаевичам, ковалям до суда и организация публичных судебных процессов над ними. Их профилактическое воздействие на остальных судей будет максимальным. Инициатором такого подхода должно стать высшее руководство страны: премьер-министр, глава Верховного суда, генеральный прокурор. Немаловажным фактором является согласованные действия всех ветвей власти — и президента, и премьера, и парламента. Именно таким образом победить коррупцию можно не в перспективе, а быстро и действенно — в течение года. И тот, кто это сделает, станет по-настоящему эффективным руководителем государства.