Война без победителей?

Автор : Оксана Мариненко
11 декабря 16:47

Впервые в новейшей истории страны в системе судов Украины между главой Верховного суда Украины Ва...

 

Впервые в новейшей истории страны в системе судов Украины между главой Верховного суда Украины Василием Онопенко и председателем Высшего административного суда Украины Александром Пасенюком возник публичный конфликт, получивший в своем развитии ярко выраженную политическую окраску.

Два руководителя открыто вступили в перепалку. На прошлой неделе Василий Онопенко обратился к Совету судей административных судов (ССАС) Украины с призывом уволить главу ВАСУ А.Пасенюка. А в прошлый понедельник ССАС отклонил предложение Василия Онопенко досрочно уволить Александра Пасенюка, срок пятилетних полномочий которого заканчивается 24 декабря этого года. Большинством голосов Совет судей админсудов высказался и за предложение о повторном переизбрании нынешнего председателя ВАСУ, оказав своему главе существенную моральную поддержку и продемонстрировав умение противостоять в условиях жесточайшего политического давления на админсуды. Теперь судьба А.Пасенюка, согласно условно действующему порядку назначения председателей высших судов и до принятия закона о назначении судей на административные должности, будет зависеть от Совета судей Украины.

Глава ВСУ не раз публично заявлял, что считает системные недостатки в деятельности админсудов результатом ненадлежащего отношения к работе самого Александра Пасенюка. По мнению же А.Пасенюка, против него лично и против ВАСУ ведется информационная война, цель которой — если не ликвидировать админюстицию как таковую, то, по крайней мере, «приручить». Что особо актуально в контексте надвигающихся на страну выборов президента Украины и того, что ВАСУ — единственный судебный орган, решающий споры относительно подсчета ЦИК результатов выборов. Кроме того, Пасенюк полагает: вся деятельность Василия Онопенко на посту главы ВСУ имела одну, но яркую отличительную черту — сделать Верховный суд Украины главным в четко структурированной судебной вертикали, что не соответствует не только идеологии судебной ветви власти, но и тому, по какому пути развития ее планируют повести политики, подготовив проекты реформирования судебной системы. А, согласно этим законопроектам, Верховный суд Украины может лишиться и тех немногочисленных рычагов власти, которые у него сейчас имеются. И похоже, все нынешние действия Василия Онопенко в отношении председателя ВАСУ если не полностью, то частично преследуют цель сохранить за собой и контроль за назначением высших судейских кадров.

Не секрет, что в последние годы политика все больше вмешивается в работу судебной власти. Нередко именно в партийных штабах решают, каким образом и на каких основаниях назначать и снимать того или иного судью или председателя суда. Грустная практика, уже успевшая стать системой. Понятно и то, что разные политические силы в преддверии безвластия в ВАСУ будут бороться за влияние на этот орган. Поэтому сегодня все громче звучат заявления о том, что, несмотря на формальное завершение полномочий, глава ВАСУ должен исполнять свои обязанности до того момента, пока не будет избран новый председатель. И что именно он должен руководить судом во время выборов. Но удастся ли суду в дальнейшем сохранить независимость от политиков? Этот вопрос пока остается без ответа.

Сам Пасенюк не склонен считать создавшуюся ситуацию конфликтом, полагая, что у него с Онопенко противостояние позиций. В.Онопенко с момента вступления в должность был против создания системы админсудов, считая, что она должна находиться под влиянием Верховного суда. Логично, что, сняв руководителя ВАСУ, он бы максимально приблизился к этой цели. В создавшейся ситуации приходится выискивать предлог для кадровых решений, постоянно проверяя админсуды, и не найдя предлога, придумать его…

А.Пасенюк: «Убежден, что сейчас не время для выяснения отношений. Думаю, что Василию Онопенко тоже тяжело: он вынужден лавировать между политическими силами, пытаясь сохранить независимость судебной системы. Несмотря на все эмоции, мы готовы поддержать его в этом. Увлекшись же переделом сфер влияния, мы можем потерять слишком многое.

Фразеология, которую использовал Василий Онопенко относительно моего досрочного увольнения с должности, для меня стала довольно неожиданной. Да, в нашей работе есть недостатки, но они, к сожалению, присущи всей судебной системе страны. У нас не может быть все идеально, поскольку мы находимся на стадии становления, и все, что мы делаем, делаем впервые. Однако Василий Онопенко опытный юрист и трезвомыслящий человек. Пройдут выборы, ситуация нормализуется, и надеюсь, что он изменит свою позицию. Ведь та информационная война, которую развязало его поспешное заявление, не способствует ни укреплению доверия к правосудию, ни повышению авторитета судебной власти и государства в целом».

Кстати, депутат от БЮТ Андрей Портнов в эфире «5 канала» заявил о том, что инициатива смены главы Высшего админсуда призвана замять коррупционный скандал вокруг главы Окружного админсуда Киева Олега Бачуна. «Инициатива смены руководителя Высшего админсуда (Александра Пасенюка), на наш взгляд, заключается в том, чтобы скрыть другой коррупционный скандал, возникший в связи с чартерными перелетами главы Окружного админсуда Киева Олега Бачуна», — сказал он. По словам бютовца, Бачун «близок к главе Верховного суда (Василию Онопенко)». «Мы считаем это попыткой замять один конфликт другим», — констатировал Портнов.

Комментируя замечание о том, что полномочия главы ВАС заканчиваются 24 декабря, Портнов заявил: «Они (полномочия) автоматически не заканчиваются. Для того чтобы это было сделано в рамках и предусмотренным законом способом, надо было бы дождаться окончания полномочий и пройти по всей процедуре».

«В связи с тем, что Совет судей админсудов уже определился и предложил свое кадровое решение, то от Совета судей уже ничего не зависит. Он может поддержать или не поддержать это решение, но автоматически полномочия главы ВАС не заканчиваются», — подчеркнул бютовец. «Я прогнозирую, что действующий глава ВАС до инаугурации нового президента не будет сменен», — добавил Портнов.

Руководитель службы главы Верховного суда Николай Мельник, комментируя заявление Андрея Портнова, заявил о том, что связи между конфликтами вокруг глав Высшего админсуда Александра Пасенюка и Окружного админсуда Киева Олега Бачуна нет: «Вопрос Пасенюка и вопрос Бачуна — это два абсолютно разных вопроса», — резюмировал он. Первый вице-спикер Александр Лавринович (Партия регионов) уверен, что ситуация вокруг главы Высшего админсуда Александра Пасенюка не повлияет на возможное обжалование результатов выборов: «На рассмотрение в суде может повлиять только набор доказательств и добросовестное отношение судей». Первый вице-спикер также считает, что Пасенюк, полномочия которого истекают 24 декабря, останется главой ВАС. «Вопрос об избрании нового судьи руководителем Высшего админсуда — это вопрос не ближе 2010 года, когда будет принят закон, определяющий государственный орган, который будет осуществлять эти полномочия (назначение глав судов)», — сказал Лавринович.

Справка «ЗН»

В Украине до сих пор не существовало в завершенном виде правовой защиты физических лиц в отношениях с административными органами. Поэтому изначально административные суды создавались для защиты простых граждан от нарушений со стороны государственных органов и органов местного самоуправления. Административные суды рассматривают все дела, связанные со спорами физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездеятельности. Кроме этого административные суды рассматривают споры, связанные с публичной службой, реализацией полномочий управленческими субъектами. Особая категория дел, рассматриваемых в административном суде, — споры, связанные с избирательным процессом и референдумом.

Началом воплощения идеи создания административных судов в Украине можно считать1996 год, когда в Конституции Украины была закреплена функция судебного контроля в форме административной юстиции. Через пять лет была проведена судебная реформа, а в 2002 году Верховная Рада приняла Закон «О судоустройстве Украины», в котором нашла свое место и административная юстиция. В тот же год президент Украины подписал указ о создании Высшего административного суда Украины. В 2005 году народные депутаты приняли Кодекс административного судопроизводства — были определены полномочия административных судов, порядок обращения в административные суды и порядок осуществления административного судопроизводства. Фактическим началом работы Высшего административного суда Украины можно считать 1 сентября 2005 г., когда началось рассмотрение первых административных дел.

Система административных судов Украины сегодня — это Высший административный суд Украины, семь апелляционных административных судов, а также местные окружные административные суды во всех 24 областях Украины, городах Киеве и Севастополе.

ВАСУ состоит из четырех судебных?палат. Возглавляет работу ВАСУ его председатель. Руководство судом осуществляют также первый зампред ВАСУ и три его заместителя. Каждый из заместителей председателя ВАСУ является председателем одной из судебных палат.