ВЛАСТНОЕ БЕЗВЛАСТИЕ

Автор : Олег Николаев
19 декабря 00:00

Сколько бы ни говорили в Украине о важности и перспективах региональной власти, местное самоуправление по-прежнему остается фикцией...

 

Сколько бы ни говорили в Украине о важности и перспективах региональной власти, местное самоуправление по-прежнему остается фикцией. За 12 лет независимости территориальные общины так и не стали полноправными хозяевами в своих ареалах. Впрочем, встречаются люди, готовые вкладывать свои силы, организационные способности и предпринимательскую жилку в то, чтобы жизнь налаживалась даже в небольших городах. Вдвойне хорошо, если такие люди избираются в органы местного самоуправления или даже в их руководство. Правда, их инициативы часто наталкиваются на непонимание со стороны местной исполнительной власти, представители которой предпочитают ничего не менять в выгодном для них дисбалансе полномочий, что часто выливается в конфликты. Ярким примером тому может служить противостояние мэра города Новый Буг Николаевской области Александра Бондаря и председателя Новобугской районной госадминистрации Валентиной Терзиевой.

Один из наиболее показательных конфликтов между городской и районной властью закрутился вокруг самого здания мэрии. Краткая предыстория: Распоряжением №174 от 27 августа 1991 года Новобугский районный совет бесплатно получил в собственность нежилое сооружение райкома партии по ул.Ленина. 11 сентября 1991 года решением №208 Новобугский районный совет передает сооружение во временное пользование Новобугскому городскому совету и районному отделу образования, который является структурным подразделением Новобугской райадминистрации. Уже при новом мэре, 29 января текущего года, Новобугский горисполком выдал свидетельство о праве собственности на помещение городской общине. Горсовет, в свою очередь, предложил соседу по зданию — районному отделу образования — узаконить их отношения путем заключения договора аренды.

Вместо того чтобы заключить договор (по закону — за символическую арендную плату, но с самостоятельной оплатой коммунальных услуг), районная власть решила судиться. Новобугский районный совет, де-факто контролируемый райадминистрацией, подал в хозяйственный суд Николаевской области иск, в котором желает оспорить право коммунальной собственности городской общины. Хозяйственный суд принял решение отказать районному совету в удовлетворении иска, оставив здание в городской собственности.

Более того, суд определил, что бывшая собственность компартии, переданная в государственную собственность в соответствии с действующим на то время законом 1991 года, должна передаваться именно городским территориальным общинам. По мнению мэра Александра Бондаря, таким образом появляется важный прецедент, согласно которому в коммунальную собственность можно передавать бывшие здания райкомов и горкомов, используемые сегодня райадминистрациями. Правда, этот прецедент вступит в силу лишь после рассмотрения дела апелляционным судом. Новобугский районный совет пожелал обжаловать решение Николаевского хозсуда.

Об отношении руководства райадминистрации к местным предпринимателям свидетельствует, в частности, дело жителя Нового Буга Н.Мотуза. В 2002 году Н.Мотуз намеревался построить в городе магазин. С этой целью, согласно решению городской конкурсной комиссии по выделению земельных участков для градостроительных работ, ему был предоставлен участок по ул. Ленина, 28. После того как горисполком выдал ему разрешение на разработку проектной документации, райадминистрации срочно понадобился участок, обещанный Мотузу, для достройки административного помещения — архива. Когда же городские власти ей в этом отказали, Мотузу в административном порядке начали ставить преграды по строительству и предоставлению технических выводов.

В Новобугском районе разгорелся даже свой маленький «бюджетный скандал». 24 января сессия райсовета приняла решение № 73 «О районном бюджете Новобугского района на 2003 год». Одним из его пунктов предусмотрены межбюджетные трансферты в виде субвенций на выполнение общих программ. В частности, приложением № 6 к решению было предусмотрено предоставление горсоветом субвенции в размере 110 тысяч гривен с ежедневным перечислением средств. По мнению юристов, перечисление средств в таком режиме идет вразрез с Законом Украины «О местном самоуправлении» и БК Украины. Когда начали «копать», выяснилось, что при утверждении бюджета его проекты депутатам районного совета розданы не были (т.е. налицо нарушение статьи 76 БК). В результате уже после голосования появились несколько существенно отличающихся друг от друга вариантов текста бюджета, и вычислить, какой именно из них был проголосован, сейчас не представляется возможным. Определенное не договором, а — райсоветом ежедневное перечисление средств — далеко не единственное нарушение действующего законодательства. По этому поводу мэром было направлено заявление на имя прокурора Новобугского района. Прокурорская проверка установила факт нарушения Бюджетного кодекса. Это подтверждено и специалистами Николаевского областного финуправления, осуществлявшими проверку по указанию губернатора. Однако райсовет до сих пор отказывается внести в свое решение соответствующие поправки. Новобугский горисполком вновь обратился в суд с просьбой, о признании решения районного совета незаконным, что 9 декабря суд и признал.

Своеобразным апофеозом «жизнедеятельности» райадминистрации власти было открытие еще в 2001 году в Новом Буге сквера «Возрождение». Все местные СМИ писали об этом событии как о значительном достижении районной власти. На самом же деле ее заслуги заключались разве что в том, что она соблаговолила выступить заказчиком этого строительства. Главным же исполнителем проекта является кооперативное предприятие «Мебельная фабрика». Выполнив работы в полном объеме в октябре 2001 года, предприятие выставило счета для оплаты заказчику (общая сумма составила 36,3 тыс. грн.). Однако на протяжении 2001—2003 гг. счета так и не были оплачены. При том, что предприятием были уплачены все налоги, начисленные на невыплаченную рабочим зарплату, и за все остальные так и не полученные поступления. В 2003 году рабочие, которые ждут обещанных им денег уже второй год, обратились письменно к главе Новобугской РГА с очередным напоминанием расплатиться за работу. Увы, все осталось без ответа. Местные жители уже назвали парк «Сквером надежды на получение зарплаты»…

К сожалению, приведенный нами — не единичный в Украине. Слишком часто жители украинской глубинки становятся жертвами несовершенного отечественного законодательства. Как еще можно назвать вседозволенность назначаемых председателей местных администраций и бесправие мэров, избираемых народом?