Визовая либерализация: как сдвинуться с мертвой точки?

Автор : Ирина Сушко
06 марта 20:00

Процесс визовой либерализации, загнанный в тупик режимом Януковича, может получить второе дыхание и вывести Украину к реальной перспективе - достичь аналогичный молдовскому результат в течение года-полутора.

 

В эйфории от победы демократической революции в Украине Европарламент проголосовал за отмену виз для... Молдовы, признав успех и полноту соответствующих реформ в этой стране.

А тем временем в самой Украине, после почти полугода стагнации и отсутствия какого-либо прогресса, процесс визовой либерализации, загнанный в тупик режимом Януковича, может получить второе дыхание и вывести Украину к реальной перспективе - достичь аналогичный молдовскому результат в течение года-полутора. Но готовы ли к этому новые члены правительства? Готовы ли они работать так, как действовало правительство соседнего государства, или снова сложат руки и будут надеяться лишь на вознаграждение за победу, добытую героями Майдана?

Часто говорят, что в законодательной сфере Украине осталось только внести изменения в законы о противодействии дискриминации и борьбе с коррупцией. На самом деле, согласно выводам Третьего отчета Европейской комиссии по этому вопросу, оглашенному в ноябре 2013 г., таких задач куда больше.

Где находится Украина, когда речь идет о движении к безвизовому режиму? Какие технические задачи следует выполнить немедленно, и как эффективно воспользоваться поддержкой европейского сообщества? Эти и другие вопросы должны стать первостепенными в процессе перезапуска визовой либерализации.

Несмотря на многочисленные заявления правительства Януковича о намерениях как можно быстрее получить безвизовый режим, последние годы Украина демонстрировала рекордно низкие темпы внедрения положений Плана действий по визовой либерализации (ПДВЛ), пребывая уже четвертый год в первой (законодательной) фазе выполнения этого документа. Прорыв, зафиксированный летом 2013 г., форсированно произошел под Вильнюсский саммит, а потому успехом не увенчался - из перечня задач, которые должны были завершить законодательную фазу процесса, ни одна фракция парламента не поддержала "чувствительные" законы в сфере противодействия дискриминации.

А вот граждане Молдовы будут ездить без виз уже летом т.г. Не пасет задних и Грузия, приобщившаяся к процессу лишь в начале прошлого года. Переход ко второй, имплементационной, части задач грузинское правительство ожидает уже нынешним летом, а завершение всего процесса с возможной отменой виз - уже в следующем году. В конце 2013-го к безвизовому забегу присоединилась и Турция, имеющая ощутимые результаты реформ и политическую волю, чтобы вырваться вперед.

Кто и как отвечает сегодня за выполнение Плана действий по визовой либерализации?

Для выполнения пунктов ПДВЛ, охватывающих более 50 критериев и задач по различным направлениям государственной политики, необходима надлежащая координация. Национальный центр по выполнению ПДВЛ, созданный в апреле 2011 г., де-факто не работает еще с конца 2012-го. После отставки первого вице-премьера В.Хорошковского никто в правительстве вообще не проявлял заметного интереса к этой проблематике.

Для согласования действий и контроля над процессом следует немедленно возобновить работу упомянутого национального центра, с обязательным включением в его состав независимых экспертов. Руководитель центра обязан докладывать руководству правительства каждую неделю - как это делалось в Молдове. Откровенные признаки хаоса в процессе принятия кадровых и институционных решений, сопровождавшие процесс (не)назначения в новое правительство профильного вице-премьера по европейской интеграции Б.Тарасюка, который мог бы быть руководителем центра, оптимизма пока не добавляют.

Инициатива наверстать упущенное принадлежит комитету по европейской интеграции Верховной Рады, который уже 26 февраля, на своем первом после революционных событий заседании, обсудил первоочередные мероприятия, необходимые для завершения законодательной фазы ПДВЛ.

Впрочем, как и раньше, голосование "антивизовых" законов зависит от большинства фракций парламента, еще летом не выявлявших ни желания, ни понимания проблемы, проваливших голосование законопроекта 2342, который должен был решить вопрос законодательных пробелов в сфере противодействия дискриминации.

Вопрос, проголосуют ли сегодня депутаты за непопулярный закон или за другой, предложенный взамен, остается открытым. Впрочем, никакого движения вперед без урегулирования вопросов противодействия дискриминации не будет. Тем более, если наши "друзья" активно преподносят события в Украине как победу "экстремистов" и "неонацистов".

Сможем ли мы иметь биометрические паспорта уже в этом году?

Напомним, что безвизовый режим будет предоставлен лишь владельцам биометрических паспортов, которых в Украине пока - нуль. Новое правительство и активизированная Майданом Верховная Рада имеют возможность доказать гражданам не только готовность завершить начатое, но и пересмотреть цели, считаемые уже частично достигнутыми.

Речь идет о Законе Украины "О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус" (далее - Закон о ЕГДР), разрабатываемом, по официальной версии, для отмены визового режима из-за введения биометрических паспортов. В свое время появление этого закона вызвало справедливое негодование правозащитников и независимых экспертов, поскольку по сути необходимость в биометрических паспортах стала ширмой для освоения коррупционными группами почти миллиарда гривен, которые должны были пойти на внедрение реестра и в то же время отдалить перспективу отмены виз, учитывая многолетний процесс внедрения нового административного монстра - демографического реестра.

По результатам упомянутого выше Третьего отчета Европейской комиссии, украинская сторона должна принять подзаконные акты, необходимые для выполнения данного Закона. Впрочем, выполнение этих рекомендаций не только не ускорит появление биометрических документов, но и актуализирует критику со стороны правозащитников, поскольку обнаруженных расхождений отдельных положений Закона о ЕГДР с международными стандартами защиты персональных данных и Конституцией Украины никто не исправил.

Поэтому общим предложением профессиональных аналитических центров по этому вопросу является отмена действующего Закона о ЕГДР и принятие взамен разработанного Центром политико-правовых реформ законопроекта "О документах, удостоверяющих личность", регулирующего вопрос биометрических документов для выезда за границу, внутреннего удостоверения личности и других документов. Вероятно, этот законопроект будет представлен в парламент уже на будущей неделе.

Кто хозяин в сфере защиты персональных данных?

Реформирование сферы защиты персональных данных также нуждается в коррективах, несмотря на внесение изменений в Закон Украины "О защите персональных данных", вступивших в силу с 1 января 2014 г., и передачу соответствующих полномочий уполномоченному ВРУ по правам человека в результате планированного расформирования Государственной службы защиты персональных данных (далее - ГСЗПД).

Эти шаги получили одобрительную оценку экспертов из ЕК, сопровождаемую рекомендациями законодательно закрепить фактическую передачу омбудсмену необходимых полномочий с дальнейшим расширением объемов и сферы его влияния.

В ближайшее время следует завершить институционные процессы передачи функций и полномочий Государственной службы персональных данных омбудсмену.

Антикоррупционный пакет

Отдельный блок задач - усовершенствование законодательного пакета борьбы с коррупцией, принятого в мае 2013 г.

Третий отчет Еврокомиссии четко определяет необходимость доработать антикоррупционный пакет, которому вообще не хватает целостного и комплексного подхода, что во время имплементации может составлять риски для их качественного внедрения. Отдельные задачи лежат в сфере предотвращения и борьбы с организованной преступностью, и они касаются процедуры конфискации и ответственности юридических лиц в случае недостаточного механизма надзора или контроля.

Отдельные замечания касаются усиления контроля в сфере конфликта интересов и внедрения более прозрачных механизмов государственных закупок.

Существенные недостатки имеются и в сфере финансирования политических партий и избирательных кампаний.

Доработка необходима и по другим направлениям. Управление миграцией - сфера, находящаяся под особым контролем экспертов из ЕС. Безвизовый режим и возможный рост миграционных рисков - одна из причин постоянного интереса к модернизации системы управления. Надлежащие изменения должны произойти и в политике убежища и реадмиссии. Согласно рекомендациям ЕС, следует усовершенствовать механизм возврата мигрантов и ввести ряд процедурных инструментов для дополнительной и временной защиты лиц, попросивших международной защиты у Украины.

Утерянное время в решении вопроса отмены виз должно удвоить усилие власти уже сегодня. Параллельно с завершением законодательной фазы ПДВЛ следует активно внедрять те направления государственной политики, которые составят основу выполнения второй фазы ПДВЛ, независимо от формальной даты начала оценивания со стороны ЕС критериев второй фазы. При таких условиях можно было бы ожидать отмены виз для граждан Украины со стороны ЕС до конца 2015 г.

Украинский народ заслужил, чтобы ему открыли дверь в Европейский Союз, однако правительству не стоит полагаться лишь на "моральный долг ЕС". Не следует ожидать просмотра со стороны ЕС критериев, предусмотренных ПДВЛ, учитывая влияние Майдана. Восхищение в Европе революционными изменениями может служить основанием для значительно лучшего восприятия граждан Украины, однако этого мало, чтобы ожидать решения вопроса отмены виз лишь политическим решением.