В защиту приватности

29 апреля 15:13

На сегодняшний день деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность (ОРД), часто нарушает европейские стандарты прав человека...

 

На сегодняшний день деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность (ОРД), часто нарушает европейские стандарты прав человека. Об этом заявил исполнительный директор Украинского Хельсинкского союза по правам человека Владимир Яворский, выступая на Второй международной конференции «Защита демократических ценностей и соблюдение прав человека в деятельности спецслужб», сообщает сайт УХСПЧ.

По его словам, в соответствии с европейскими стандартами прав человека, в частности Европейской конвенцией о защите прав человека и соответствующими решениями Европейского суда по правам человека, а также другими конвенциями Совета Европы, оперативно-разыскные мероприятия (ОРМ) могут осуществляться только при соблюдении определенных четких требований, поскольку они ограничивают права человека и основные свободы. В частности, должны быть четко определены цели ограничения, а также должны существовать необходимые гарантии соблюдения прав человека.

В свою очередь, по мнению В.Яворского, украинская реальность основана на законе об оперативно-розыскной деятельности и в общем уголовно-процессуальном законодательстве, которое не согласуется со стандартами прав человека. Так, закон об ОРД был принят в начале 90-х, а Уголовно-процессуальный кодекс — вообще в советские времена, и эти документы не менялись концептуально, чем объясняется указанная несогласованность.

Как подчеркнул правозащитник, в Украине права человека часто нарушаются во время снятия информации с каналов связи. По его словам, это осуществляется без надлежащего, четкого и предсказуемого законодательного регулирования. «Закону об ОРД в этом вопросе не хватает четкости и гарантий защиты прав человека, о чем недвусмысленно записано в решении Европейского суда по правам человека «Волохи против Украины». А процедура получения санкции суда вообще не определена законом. Определять такую процедуру — изначально не полномочия Кабмина или Верховного суда», — заметил он.

В.Яворский напомнил, что именно потому в деле по иску Вячеслава Якубенко к Кабинету министров Украины о признании незаконным постановления Кабмина №1169 от 26 сентября 2007 года, которым был утвержден «Порядок получения разрешения суда на осуществление мероприятий, временно ограничивающих права человека, и использования добытой информации», 16 января 2009 года Окружной административный суд города Киева выдал отдельное постановление. В нем суд обязал Кабмин разработать и представить законопроект о порядке получения разрешения суда на осуществление мероприятий, временно ограничивающих права человека, и использования добытой информации. «На выполнение постановления был дан один месяц, однако уже прошло более четырех месяцев, а Кабмин по-прежнему не выполняет это решение суда», — сказал правозащитник.

По его словам, получение такой информации, как данные о звонках абонента, хронометраж звонков, передвижение абонента, лог-файлы пользователей Интернета, также составляющих тайну частной жизни и корреспонденции, часто происходит без санкции суда, поскольку законодательство вообще четко не определяет эту процедуру.

СБУ, по данным Верховного суда, в 2008 году подала в суды 8323 представления о снятии информации с каналов связи, что составляет треть от общего объема санкций. При этом в среднем ежегодно СБУ заканчивает расследование не более 900 уголовных дел, из которых приблизительно 700 попадают в суд. «Значит, более 7,5 тысячи санкций получены не с целью расследования уголовных дел. Возникает вопрос: с какой целью, если не для расследования уголовных дел, использовались такие мероприятия?» — заметил В.Яворский.

По его мнению, такие проблемы имеются и в отношении негласного проникновения в жилище: процедура получения санкции не определена законом, и нет надлежащих гарантий защиты прав человека.

«Очевидно, для устранения этих проблем необходимо внедрять реформу криминальной юстиции в соответствии с утвержденным в апреле 2008 года указом президента концепции. Эта концепция закладывает основу реформы деятельности всех правоохранительных органов. А уже после этой функциональной реформы стоит производить реформу институционную отдельных правоохранительных органов», — резюмировал В.Яворский.