Университет, земля и заложники

Автор : Сергей Уманский
25 сентября 16:06

Когда-то был популярен такой анекдот. На вопрос, будет ли третья мировая война, отвечали: не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется...

 

Когда-то был популярен такой анекдот. На вопрос, будет ли третья мировая война, отвечали: не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется. Справедливость этой шутки сейчас осознают полтысячи семей, решивших купить жилье. Они имеют вполне реальный шанс остаться и без денег, и без квартир.

Вообще-то во всем виноват Ленин, поскольку именно он сделал землю государственной, то есть практически бесплатной. Впоследствии десятки гектаров этой земли отдали Киевскому национальному университету имени Тараса Шевченко. А еще позднее пришел рынок, и оказалось, что столичная земля — это большие деньги. Вдобавок в 2001 году университету нарезали еще почти 97 гектаров в Голосеево.

Вот так и получилось, что денег у университета мало, зато земли много. И начался ее переход к более платежеспособным пользователям. А в итоге, по данным комитета ВР по борьбе с коррупцией, до 60 гектаров земли перешло в распоряжение коммерческих структур.

Рыночная стоимость этих земель более 400 млн. долл. В их освоении поучаствовали «Киевгорстрой», «Интернафтогазбуд», «Промжитлобуд», «Столица», «Т.М.М.» , «Побутрембуд», «Паруцина».

Есть и другие цифры, поменьше. В том, что участки стоят дорого, никто не сомневается… Любопытства ради можете прикинуть стоимость 2841 сотки киевской земли в районе, куда таки подтянут метро…

Честно говоря, ничего нового. Да, кроме того, совершенно очевидно: все это стало возможным вследствие договоренностей с нужными людьми, и никого, может быть, за исключением стрелочников, не накажут. Все ж было законно. Почти. Ряд компаний дома уже сдали, другие еще строят. Часть земли не освоена.

А потом со скандалом сменилось университетское руководство и начался новый передел… Старые и частично неформальные договоренности уже не работали, а к новым предстояло прийти…

Решили разобраться с площадками, отведенными компаниям «Интернафтогазбуд», «Промжитлобуд». Они, хоть ни шатко ни валко, но все-таки строили комплекс из 11 многоэтажных домов со школами, детсадами, спорткомплексом и огромным паркингом. Сроки сдачи они традиционно срывали, но на «Элита-Центр» все же не тянули…

Когда-то вуз претендовал на 10% строящихся на его земле квартир. Но новое руководство захотело вдвое больше. Вдобавок потребовало отдать 13 из 28,4 гектаров земли, которую не успели застроить (там университет собирался возвести общежития…).

И начались суды и пересуды. В конце концов строителей уговорили увеличить доли в домах высокой степени готовности до 15%, а в новых — до 22%. Ценность сего документа пока не ясна, поскольку подписана очередным исполняющим обязанности. Так что окончательной «благодати и благорастворения воздухов» не наступило, и стороны перетягивают судебный канат.

Ну а пока высокие договаривающиеся стороны таскают друг друга по судам, за кадром остались люди. Одно из судебных решений аннулировало все договоры с частными инвесторами. В итоге люди не могут заселиться в почти готовые квартиры, потому что юридически они им не принадлежат.

Строителям ситуация скорее выгодна, так как наличие людей в подвешенном состоянии — неплохой живой щит. КНУ их проблемы тем более мало интересны: «Мы с ними договоры не заключали. Пусть решают вопрос с фондом финансирования строительства и застройщиком».

Что такое украинский Фонд финансирования строительства и что он гарантирует, кроме головной боли, сказать, конечно, можно, но зачем? Вообще, когда покупателей квартир у нас называют инвесторами, это даже не смешно. Ответственность перед ними практически нулевая.

В итоге 503 семьи пишут обращения к президенту, учатся правильно пикетировать, писать воззвания и вообще имеют все предпосылки для ведения бурной общественной жизни. Часть из них не могут вселиться в практически готовые дома, другая наблюдает строительство, застывшее на уровне нескольких этажей. Многие из них для покупки нового жилья продали старое и взяли кредиты. В итоге они платят и банкам — за неполученное жилье, и за аренду квартир в городе… И всем это безразлично. Город в процесс почти не вмешивается, университет прессует застройщиков. А тут еще президент Ющенко махнул шашкой и решил вернуть все в «первобытное» состояние. Кстати, любопытно, те, кто готовил данное решение, сообщили ему о тысячах «пересічних українців», которые в итоге имеют все шансы стать бомжами?

На подходе зима, после которой построенные, но не отапливаемые дома как минимум лучше не станут. Сегодня люди вынуждены самостоятельно охранять строения, чтобы их не растащили…

«Влипнувшие в новостройку» покупатели говорят, что пикеты таки дают некий результат: некоторым судьям как-то неловко выбрасывать людей на улицу… Интересно, нашим ветвям власти, чтобы понять людей, обязательно ждать палаточных городков?