«СВЯТО МЕСТО» ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

Автор : Ирина Бадулина
01 августа 00:00

Эта история началась около ста лет назад. Еще до революции крестьянином Власом Ивановичем Таранен...

 

Эта история началась около ста лет назад. Еще до революции крестьянином Власом Ивановичем Тараненко у вдовы крестьянина Аграфены Ивановой при двух свидетелях — мещанине Масловском и дворянине Михайловском — было приобретено 565 квадратных сажен земли в проулке Землянском для домостроительства. Сия купчая крепость была засвидетельствована нотариусом Василием Мартыновичем Цитовичем 1913 года ноября 12 дня. Продажа была учинена «за 100 рублей сполна продавицей от покупщика уже полученных».

После революции 1917 года в связи с тем, что дом принадлежал крестьянину, его не национализировали, а оставили в пользовании семьи Тараненко-Береговенко. Право пользования земельным участком неоднократно было подтверждено соответствующими актами органов исполнительной власти в 1926, 1949 и 1956 годах.

С самого начала Великой Отечественной Семен Береговенко, глава семьи и хозяин дома, вместе с заводом «Арсенал» был эвакуирован в Воткинск. Камень лежал на сердце у Семена — в военкомате объясняют, что его фронт — в тылу, на объекте стратегического значения, немецкие войска наступают, а тут еще и семья остается в Киеве из-за болезни сына Виктора, который не вынес бы дороги. Тяжелые предчувствия оправдались — осенью 1941 года Береговенко пришло извещение о том, что родной дом разрушен фашистами и под его обломками после бомбардировки погибли две племянницы и мать его жены. Погибших похоронили там же — в родном дворе, под яблоней, которую посадил еще дед — больше негде было, война… Но пришла и радостная весть: советские солдаты из обслуги стоявшей рядом зенитной установки услышали детский плач и спасли из-под обломков единственного продолжателя рода — его годовалого сына Виктора.

В 1943 году Семен пошел защищать Родину на фронт, но с войны не вернулся — в 1944-м он пал смертью храбрых под Кенигсбергом. Дом вместе с матерью отстраивал Виктор, который в свои неполные 14 стал единственной надеждой и кормильцем семьи и, лишенный возможности учиться, занял место погибшего на фронте отца у слесарного станка на заводе «Арсенал» (где работает и по сей день, уже более 50 лет, слесарем в 25-м цехе). После войны Виктор не был поставлен на квартирный учет, так как имел дом на Печерске. Он так и жил в отеческом доме, лишенном удобств. После смерти всех родственников Виктор Береговенко остался единственным наследником домовладения, что, кстати, подтверждается решением Печерского районного суда от 21 ноября 1987 года и свидетельством о праве на наследство.

Страсти в урочище «Зверинец»

В конце 90-х волна массовой приватизации прошла по Украине. Коснулась она и жителей киевского урочища Зверинец. В мае 1998 года Виктор Семенович Береговенко тоже обратился в Печерскую государственную администрацию города Киева по поводу приватизации земельного участка по улице Землянской, 10. Если бы только знал Виктор Семенович, что ждет его впереди! Неоднократные обращения в Управление земельных ресурсов Киевской государственной городской администрации заканчивались столкновением с глухой стеной чиновничьего равнодушия, отписок и формализма, граничащего с издевательством. Почему же ему отказывали в реализации его права? Виктор Семенович даже представить себе не мог, что очень уж кому-то хотелось, чтобы он это право реализовать не смог. Бюрократические мытарства продолжались до 17 октября 2000 года, когда случилась беда — родовое гнездо было подожжено неустановленными лицами. Случайность, говорил классик, суть главная часть закономерности. И долго еще соседи, давно приватизировавшие свои участки, полушепотом обсуждали событие, связывая поджог и чиновничьи проволочки в звенья единой цепи.

Но вдруг грянул гром среди ясного неба! В конце 2000 года Виктору Семеновичу стало известно, что земельный участок, который находился в собственности и в пользовании семьи Береговенко почти 100 лет, был приватизирован решением Киевского городского совета от 28 декабря 1999 года № 198/700 в пользу граждан Сабодана Виктора Маркияновича и Лебедя Петра Дмитриевича!!! Вот так и снизошла на раба Божьего благодать узнать в миру отцов духовных, ибо граждане Сабодан и Лебедь, «принявшие в дар» от Киевсовета его землю, являются не кем иным, как Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром и Наместником Киево-Печерской лавры епископом Павлом!

24 ноября 2000 года Виктор Семенович обратился в Печерский районный суд Киева с исковым заявлением об отмене вышеупомянутого решения.

14 августа 2001 года Печерский районный суд Киева вынес решение по иску Виктора Семеновича Береговенко к Киевскому городскому Совету о признании недействительным решения в части предоставления земельного участка и Государственного акта о праве частной собственности на землю, в котором удовлетворил исковые требования. Решение было принято в соответствии с законом и невзирая на проповедь о смирении, прочитанную на суде отцом Павлом (кстати, присутствующим там как третье лицо без самостоятельных требований!). Законное решение вступило в законную силу, и казалось, что все происходящее было только недоразумением.

«Малая Земля — кровавая земля»

Но мытарства простого рабочего на этом не закончились. Минуя апелляционный суд (что было процессуально возможно в то время), дело с подачи Киевсовета появилось в Верховном суде, который вернул его на повторное рассмотрение в Печерский суд с указанием рассмотреть его в обязательном (!) присутствии третьих лиц — Сабодана и Лебедя, а также исследовать и обосновать предоставленные Виктором Семеновичем доказательства его права пользования землей с 1922 года по сей день!

Близится день повторного рассмотрения дела Печерским судом. Виктор Семенович уверен в своей правоте, подтвержденной как первым решением того же суда, так и экспертизой ведущей правовой организации страны — Института государства и права им. В.М. Корецкого Национальной академии наук Украины, в которой были даны ответы на все вопросы Верховного суда. Но «чудеса» «Печерской Фемиды» начались сразу же, как только он переступил порог суда. Судебное заседание, декларированное Конституцией как открытое и демократичное, превратилось в закрытое, «камерного типа». На заседание, несмотря на заявленные ходатайства, не были допущены ни представители общественности — рабочие завода «Арсенал», проявившие «пролетарскую солидарность», ни журналисты, которые уже тогда заинтересовались резонансным процессом. Суд, вопреки закону, отказал и в применении технических средств фиксации процесса с целью, которая стала ясна позднее. «Таинство судебного процесса» вызвало к жизни новое чудо: соответчиками по делу в протокольной форме (то есть с нарушением процессуальных норм) были признаны господа Сабодан и Лебедь. Таким образом суд, предвосхищая вынесение окончательного решения, уже признал их право собственности на землю на основании еще оспариваемого решения Киевсовета. Сложно представить чувства Виктора Семеновича, не только столкнувшегося с вопиющей несправедливостью, но и понимающего, что его земля, политая кровью и потом нескольких поколений его семьи, уходит из-под ног…

Но «чудеса» продолжались. Береговенко подает апелляционную жалобу, из которой «чудесным образом» по пути из Печерского районного суда в апелляционный пропадает маленькая бумажка — квитанция об оплате госпошлины в сумме 4 гривни 50 копеек. Виктор Семенович платит госпошлину вновь. Но таинственное исчезновение повторяется. И так — три раза, в аккурат до окончания сроков подачи апелляции!

Тогда Виктор Семенович принял решение, традиционное для представителей его поколения — как раньше обращались в парторганизацию, он обращается к мэру, описывая в письме историю семьи и все несправедливости, выпавшие на его долю. Ответа не последовало… Аналогичное письмо было отправлено и Блаженнейшему Владимиру. Ответ пришел незамедлительно — его представитель Савченко поспешила в Печерский суд за исполнительным листом, невзирая на то, что Виктор Семенович еще не исчерпал все возможности обжалования решения районного суда в вышестоящих судебных инстанциях. Оппоненты уже «поставили крест» на проблеме, а заодно и на судьбе Береговенко.

«…везде, где человеку тяжело, где он может чувствовать себя одиноким и потерянным, рядом должен быть православный священник и мирянин. Это обязанность пастыря и всякого христианина», — это слова из интервью Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, сказанные им как раз в разгар земельной тяжбы… Виктору Семеновичу «повезло» больше других — духовный пастырь собрался молиться о помиловании душ его погибших во время войны родственников, не выходя из собственного дома.

Участок по улице Землянской уже становится «зоной повышенной криминогенности» в городе. За короткое время после решения суда, которое никак не может претендовать на «Соломоново», на участке, где все еще находится неприкосновенная и охраняемая, в соответствии с Конституцией, собственность Береговенко, неизвестными лицами (но уже с хозяйским размахом) был сломан забор, вырублены 18 деревьев, взломана входная дверь сарая, похищен садовый и строительный инвентарь. Пожар, уничтожение частной собственности. Добавьте еще нападение на журналиста, зафиксированное органами прокуратуры…

Что ж, «правосудие свершилось»? Гражданин независимого государства почувствовал себя монастырским крепостным, «подаренным» вместе с землей и родным очагом одним росчерком пера. В церковь он больше не ходит. Часть 1 Статьи 35 Конституции Украины закрепляет отделение государства от церкви. Но, похоже, в нынешнюю псевдоправославную эпоху эта норма остается декларативной.

P.S. Сегодня страсти вокруг участка по улице Землянской не только не утихают, а разгораются с новой силой. Те, кто так вожделеют именно эту землю, предпринимают активные действия по уничтожению охраняемой Конституцией частной собственности Береговенко — построек и дома, который Виктор Семенович потихоньку восстанавливает после пожара. События мелькают, как в калейдоскопе. 23 июля без вручения Береговенко постановления об открытии исполнительного производства на участок явились судебные исполнители. 29 июля Виктор Семенович обратился за оным постановлением в исполнительную службу Печерского района. Но ни постановления, ни объяснений причины отсутствия документа, являющегося основанием для начала исполнительских действий, Береговенко не получил. Зато в тот же день, через полтора часа после посещения Береговенко этого учреждения, на участке появились все те же судебные исполнители со строителями, нанятыми для расчистки участка на четыре дня.

P.S. К сожалению, получить комментарий оппонентов Виктора Береговенко «ЗН» не удалось.