СХВАТИТЬ ЗА «ВОЛОСАТУЮ ЛАПУ». СЕБЯ ТАМОЖНЯ ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ КОРРУПЦИОНЕРОВ ВСЕМИ ДОСТУПНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Автор : Мария Цветкова
04 июля 00:00

За минувший год поступления в госбюджет от деятельности Государственной таможенной службы выросли более чем в полтора раза — с шести до десяти миллиардов гривен...

 

За минувший год поступления в госбюджет от деятельности Государственной таможенной службы выросли более чем в полтора раза — с шести до десяти миллиардов гривен. В этом году таможня уже несколько месяцев стабильно приносит в бюджет по миллиарду. Однако ее руководство не считает, что успешная работа должна служить Гостамслужбе индульгенцией, дающей право не обращать внимания на коррупционные деяния ее сотрудников. Немалые увольнения и кадровую ротацию в Службе напрямую связывают с усилиями по очищению ее рядов от тех, кто не видит разницы между государственными и личными интересами. А стремление таможни обзавестись Дисциплинарным уставом и правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности, что, по мнению ряда политиков, неоправданно раздует ее полномочия и уменьшит подконтрольность. На взгляд же ее руководства, это как раз и обусловлено желанием усилить ответственность прежде всего собственных сотрудников.

— Только за пять месяцев текущего года нами было проведено 124 служебных расследования и 587 служебных проверок, — говорит начальник управления собственной безопасности Государственной таможенной службы Сергей Коломацкий, — По их результатам уволено 34 сотрудника, 267 объявлен выговор, в отношении 85 из них материалы направлены в прокуратуру. По состоянию на 20 июня с. г. 187 сотрудников таможни находились под следствием. Однако из 20 составленных с начала года протоколов о коррупции лишь по шести имеются судебные решения.

Однако, по мнению сотрудников управления собственной безопасности Гостамслужбы, борьба с коррупцией в собственных рядах сильно ущемлена отсутствием возможности самостоятельно задействовать механизмы оперативно-розыскной деятельности. Иными словами, «собственная безопасность» ограничена в использовании источников информации о коррупционных деяниях сотрудников таможни лишь теми из них, которые являются открытыми. Это прежде всего информация с телефонов доверия, результаты непосредственных проверок, данные других подразделений таможни (например, анализ того, какая смена дежурила в момент прохода через границу партии контрабанды, обнаруженной уже на внутреннем рынке). Такой подход позволяет выявлять нарушителей лишь случайно. Даже «косвенные методы», основанные на сравнении задекларированных госслужащим-таможенником доходов за год с его уровнем расходов, часто не дают результата: дорогие иномарки, на которых разъезжают простые инспекторы контрольно-пропускных пунктов, оказываются зарегистрированными на третьих лиц, роскошные виллы — на дальних заграничных родственников, которые к тому же постоянно помогают деньгами.

Системное выявление взяточников в таможне возможно лишь при условии, что ее «собственная безопасность» сможет применять оперативные методы — негласное наблюдение, работу с источниками и тому подобное, считает Сергей Коломацкий.

Право на оперативно-розыскную деятельность нужно таможне не только для очистки своих рядов — по мнению таможенников, оно существенно повысит и результативность ее работы. Об этом много писалось, напомним только, что среди стран Европы лишь таможня Албании не имеет такого права, а, например, таможня Франции может осуществлять проверки финансовой деятельности предприятий за последние три года и досмотр любых автомобилей на дорогах страны.

Однако даже служебное расследование не является сегодня эффективной мерой противодействия должностным нарушениям. Акт служебного расследования передается в прокуратуру — для правовой оценки содержащихся в нем фактов, и в управление работы с личным составом Гостамслужбы — для непосредственного реагирования. Как видно из вышеприведенной статистики, количество возбужденных уголовных дел в несколько раз, а судебных процессов почти на два порядка меньше числа проведенных на таможне служебных расследований. Это значит, что большинство нарушителей остаются безнаказанными. Арсенал кадрового управления также ограничен — согласно действующему КзоТу, нерадивого сотрудника таможни можно уволить лишь по статье 41 часть 1 — «однократное грубое нарушение служебной дисциплины».

— Существует, однако, парадокс, — замечает начальник управления по работе с личным составом Государственной таможенной службы Александр Корнийчук, — само понятие «однократное грубое нарушение дисциплины» в КзоТе не определено. Это дает возможность судам, куда обращаются уволенные по этой статье, признавать некоторые наши решения об увольнении незаконными. И судебная статистика свидетельствует не в нашу пользу — каждый второй-третий уволенный таможенник восстанавливается на работе через суд. Лишь в отдельных случаях, как, например, с бывшим начальником Киевской региональной таможни Александром Симоновым, по результатам «производственной деятельности» которого прокуратура расследует уголовное дело, мы можем надеяться на то, что наши выводы поддержит Верховный суд.

По словам Александра Корнийчука, существует и другой, не менее эффективный, но менее болезненный для таможенников метод профилактики правонарушений — ротация внутри самой Гостамслужбы. Сотрудников, связанных с таможенным оформлением, время от времени переводят на должности в другие подразделения. Ротации могут подвергаться и те, четкость которых вызывает определенные сомнения.

Между тем, считают и Александр Корнийчук, и Сергей Коломацкий, введение в действие Дисциплинарного устава Гостамслужбы сразу повысило бы эффективность борьбы за добросовестность личного состава. В его проекте, в частности, прописаны и сам термин «служебная дисциплина», и дан исчерпывающий перечень нарушений, за которые сотрудник может быть уволен. В результате и работники таможни, и судьи, получат однозначную трактовку своих прав. Для того чтобы наличие у Гостамслужбы Дисциплинарного устава не противоречило Конвенциям всемирной организации труда, готовится проект Закона «О Государственной таможенной службе», согласно которому таможня станет не просто государственным органом со специальным статусом, а и правоохранительным органом.

Иными словами, готовящиеся сегодня изменения в законодательство — как Дисциплинарный устав, так и включение таможни в закон об оперативно-розыскной деятельности, по мнению руководителей Гостамслужбы, призваны дать ведомству достаточные полномочия для эффективной защиты экономического суверенитета государства. Однако, как уже отмечалось, у этих изменений среди политиков есть множество противников. По мнению некоторых парламентариев, главное противодействие таможне в этом оказывают ее конкуренты по борьбе с экономической преступностью — другие правоохранительные органы, не заинтересованные в разрушении своей монополии на оперативную информацию.

— За последний год Государственная таможенная служба претерпела реорганизацию, сменились многие руководители ее подразделений, — рассказывает ее председатель Николай Каленский, — и, как показывают результаты, это пошло ей на пользу. Ситуация с поступлениями в бюджет улучшилась коренным образом. Бывшие начальники некоторых подразделений уверяли меня, что увеличить их показатели абсолютно невозможно. Однако некоторые новые руководители сумели удвоить результаты их предшественников. В целом поступления в бюджет с таможни выросли более чем в полтора раза, и это при том, что объем импорта в Украину увеличился незначительно. Все происходит за счет повышения эффективности, грамотного экономического анализа и, конечно же, борьбы за дисциплину. Да, мне как руководителю пришлось во многом «закрутить гайки», и это вызвало недовольство многих. Однако я считаю такую позицию прежде всего государственной.